Типичные проблемные ситуации |
Формулировка запроса в виде
психологической проблемы |
Консультативные гипотезы применительно
к каждой психологической проблеме. |
Вопросы и методики для проверки
консультативных гипотез. |
Способы оказания воздействия
применительно к каждой из гипотез. |
Консльтирование подростков |
- отсутствие коммуникации
со сверстниками |
- трудности в общении
со сверстниками выраженные чрезмерной
пассивностью подростка
|
- Расскажи пожалуйста о том
что тебя тревожит
- Приведи пожалуйста пример той ситуации
когда ты почувствовал дискомфорт в общении
- Что именно в данной ситуации ты сделал
не так?
- Какая реакция с твоей
стороны была бы правильнее
в данной ситуации? |
Структурирование беседы:
Мы выяснили с тобой что в общении со сверстниками
ты ведешь себя пассивно, это тревожит
тебя, потому-что ты хотел бы вести себя
иначе.
- Какая реакция с твоей стороны была бы
правильнее в данной ситуации?
- Скажи, пожалуйста, что ты уже предпринимал
для решения своей проблемы?
Упражнение «Поменяем местами»:
Есть ли в твоем круге общения человек,
поведение которого абсолютно противоположно
твоему поведению, т.е. он не испытывает
трудностей в общении и совершенно свободно
чувствует себя среди сверстников?
у. Шекспир однажды выразился так «Весь мир — театр.
В нём женщины,
мужчины — все актёры.»
Я предлагаю тебе сегодня побыть актером
и поставить себя на место того человека.
Мы разыграем с тобой ту ситуацию, которую
ты привел в качестве примера и ты попробуешь
себе представить, как бы на твоем месте
повел себя этот человек. |
|
|
Чрезмерная пассивность подростка
в общении со сверстниками обусловленная
неуверенностью в себе |
Мы говорили с тобой о том,
что ты ведешь себя пассивно в общении
со сверстниками, как ты считаешь что именно
сдерживает тебя?
- Методика исследования самооценки
личности
С.А. Будасси – методика позволяющая узнать
какой уровень самооценки у испытуемого
– заниженная, завышенная или адекватная
|
Хочу тебе сказать, что твое
поведение совершенно нормальное для
людей твоего возраста, по данным многочисленных
опросов – большинство твоих ровесников
имеют те же проблемы что и ты.
Мы с тобой провели небольшое тестирование,
давай посмотрим на его результаты – это
тестирование показывает на каком уровне
находится твоя самооценка.
- Что ты чувствуешь узнав результаты тестирования?
Упражнение «константа»
Представь что тебе нужно вывести формулу,
которая поможет тебе решить твою проблему
в общении. Ты знаешь что в этой формуле
обязательно будут такие две составляющие
«ты» и «Твое окружение» . Обязательное
условие состоит в том что одна из этих
составляющих – обязательно должна быть
неизменной т.е. константой. Какую из составляющих
данного уравнения ты назовешь константой?
- Как ты считаешь, что можно изменить в
твоей жизни и в твоем поведении для того
чтоб уровень твоей самооценки изменился?
игра «добейся успеха»
Я предлагаю тебе поиграть в игру, которая
имеет 5 уровней. Каждый из пройденных
уровней будет шагом к решению твоей проблемы.
Переходить на следующий уровень можно
лишь после того, как пройдешь предыдущий.
Каждый уровень имеет определенное задание
:
1 Уровень. Постарайся заговорить с малознакомым
человеком. В беседе с ним попытайся найти
что-либо интересное для себя
2 Уровень. Постарайся говорить больше
и чаще
3 Уровень. Научись удивлять своих собеседников,
изучи множество интересных фактов, да
и просто смешных моментов, вставляй их
во время беседы.
4. Приди кому-нибудь на помощь. Улови момент,
когда ты можешь кому-то помочь и обязательно
воспользуйся такой возможностью.
5. Научись улыбаться как можно чаще, постарайся
чтоб твое лицо выражало доброжелательность. |
|
|
- неуверенность подростка
в себе сложившаяся на фоне
мнения сверстников |
- расскажи пожалуйста
о той компании, в которой ты
испытываешь трудности в общении
- Проективная методика
«Нарисуй лужайку с цветами»
Нарисуй пожалуйста компанию сверстников
в которой ты находишься и себя в том числе
в виде лужайки с цветами, каждого человека
в твоей компании изобрази в виде цветка
растущего на лужайке.
- расскажи пожалуйста о том что ты нарисовал,
где на данном рисунке цветок, который
изображает тебя?
- что повлияло на то, что твой цветок оказался
именно на этом месте? |
Я попрошу тебя выполнить одно
задание – напиши пожалуйста на листочке
имена известных личностей, которые на
твой взгляд имеют непривлекательную
или совершенно обычную внешность.
- Скажи пожалуйста, как ты считаешь, что
помогло этим людям стать популярными?
Давай выберем самого известного и популярного
человека из твоего списка.
Попробуй на минутку представить, что
этот человек оказался в компании твоих
сверстников, как по-твоему он бы повел
себя?
- Каково было бы отношение твоих сверстников
к этому человеку?
- Что ты чувствуешь на данный момент, после
того как представил эту известную личность
в кругу своих сверстников?
|
|
|
- принятие мнения сверстников
как высший авторитет
|
- Если тебе предстоит
сделать какой-либо выбор, куда
в первую очередь ты пойдешь
за советом, домой или к своим
друзьям?
Пожалуйста пронумеруй цифрами от 1 до
5 данные авторитеты, чье мнение для тебя
важнее, цифру 1 поставь напротив того
в списке чье мнение для тебя самое важное,
цифра 2 напротив того, чье мнение для тебя
менее важно и т.д. , цифра 5 должна стоять
напротив того, чье мнение для тебя менее
всего важно
- чем ты можешь объяснить
то, что мнение сверстников для
тебя столь важно? |
- Скажи пожалуйста, дома, в кругу
своей семьи ты чувствуешь себя так же
неловко как и в компании сверстников?
- Чем можно объяснить то, что отношение
твоей компании к тебе отличается от отношения
твоих родственников?
Как ты считаешь, что влияет на мнение
сверстников о тебе? |