Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2014 в 13:32, реферат
Человек – высшая ступень жизни на Земле. Он наделен психикой . Многие века люди спорили, отличен ли человек в корне от всех других представителей животного мира или является продуктом продолжающейся миллиарды лет эволюции? Единого ответа на этот вопрос нет до сих пор. Большинство современных ученых принимают эволюционную теорию Ч. Дарвина о происхождении видов и считают, что человек произошел, выделился от животных.
Введение
1. Гипотеза А.Н. Леонтьева о происхождении и развитии психики
2. Гипотеза К Э Фабри о происхождении и развитии психики
Заключение
Список использованной литературы:
Введение
Человек
– высшая ступень жизни на Земле. Он наделен
психикой . Многие века люди спорили, отличен
ли человек в корне от всех других представителей
животного мира или является продуктом
продолжающейся миллиарды лет эволюции?
Единого ответа на этот вопрос нет до сих
пор.
Большинство современных ученых принимают
эволюционную теорию Ч. Дарвина о происхождении
видов и считают, что человек произошел,
выделился от животных.
В психологии
эта проблема рассматривается в аспекте
возникновения и развития психики в филогенезе.
Термин «филогенез» произошел от греч.
phyle (род, племя) и genesis (происхождение) и
означает постепенное изменение различных
форм органического мира в процессе эволюции,
а применительно к психике – ее изучение
как продукта эволюции.
В качестве объективного представление (критерия) психики А.Н. Леонтьев рассматривал способность живых организмов реагировать на биологически нейтральные воздействия.
Биологически нейтральные воздействия – это те виды энергии или свойства предметов, которые не участвуют в обмене веществ.
Реагирования находятся в устойчивой связи с биологически значимыми объектами, являются их потенциальными сигналами, связаны с иной формой активности живых существ – поведением.
Все животные имеют сигнальное поведение, а на основании этого можно считать, что у них есть психика.
Чтобы убедиться в этом, рассмотрим два понятия: “раздражимость” и “чувствительность”.
Раздражимость – это способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия. (Корни растений раздражимы по отношению к питательным веществам почвы, они их начинают впитывать).
Чувствительность – это способность организма отражать воздействия биологически нейтральные, но объективно связанные с биологическими свойствами.
“Отражение”, согласно гипотезе А.Н. Леонтьева, имеет два аспекта: объективный и субъективный.
Объективный – “отражать” – значит реагировать двигательно на данный объект.
Субъективный аспект выражается во внутреннем переживании, ощущении данного агента.
Раздражимость субъективного аспекта не имеет.
Гипотеза А.Н. Леонтьева относится к происхождению ощущения у животных, но проверить это можно только на человеке.
Испытуемый помещает палец правой руки на электрический ключ, через который он может получать ощутимый удар током. Перед каждым ударом электрического тока ладонь руки засвечивалась зелёным светом в течение 45 секунд, когда свет выключался, сразу давался ток. Испытуемого предупреждали, что перед ударом тока его ладонь будет подвергаться слабому воздействию; если он научится улавливать это воздействие, то сможет снимать палец с ключа до подачи тока.
В ходе данного эксперимента было выявлено два важных факта.
1. Оказалось, если испытуемого не предупреждали о засветах ладони, он не пытался уловить какие-то первоначальные ощущения; у него не вырабатывалась условная двигательная реакция (снятие руки с ключа). Было доказано, что необходимым условием превращения неощущаемых воздействий в ощущаемые является состояние активного поиска организма.
2. Описанные кожные ощущения возникли до выработки условной двигательной реакции.
А.Н. Леонтьев по результатам данного опыта сделал вывод, что ощущение как форма психического воздействия ориентирует организм в условиях среды, то есть приспосабливает его.
Можно сделать заключение о том, что психика возникла потому, что она является средством приспособления животных к окружающей среде.
Прямых доказательств развития психики нет, поэтому рассмотрим отдельные вопросы ее развития.
Ни одно ныне живущее животное, даже самое примитивное, не может рассматриваться как прародитель более высокоорганизованных животных.
“Выстраивая” современных животных в последовательности усложнения психики и поведения, нельзя получить реального филогенетического ряда. Однако главные тенденции развития психики этим методом могут быть выявлены. В качестве основных отмечаются следующие:
1) усложнение форм поведения (форм двигательной активности);
2) совершенствование способности к индивидуальному научению;
3) усложнение форм психического отражения.
Элементарная психика имеется у простых живых существ с зачатками нервной системы (черви, насекомые). Им свойственно элементарное ориентирование во внешней среде.
А.Н. Леонтьев выделяет в эволюционном развитии психики три стадии:
Первая стадия психики называется сенсорной (чувственной). Например, паук отражает связь вибрации паутины с пищей (мухой), попавшей в паутину. В процессе эволюции отделов головного мозга отражательные функции психики становятся многообразнее. Психическая деятельность переходит на вторую стадию развития, которая называется перцептивной. На этой стадии находятся все млекопитающие, здесь происходит отражение различных свойств одного объекта. Например, собака узнаёт хозяина по голосу, одежде, по запаху.
Одни из свойств объекта для собаки имеют большее значение (как сигнал), другие – меньшее. Поэтому при одних признаках животные реагируют правильно, при других ошибаются.
Высшие млекопитающие (обезьяны) обладают мышлением (3-я стадия), у них хорошо развит головной мозг, приближен по строению к человеческому, психическая деятельность богаче и сложнее, чем у других животных. Эту стадию психики называют интеллектом.
Фабри (ученик Леонтьева). Фабри, вносит в концепцию Леонтьева дополнения.
Фабри, при рассмотрении формирования психики в процессе эволюции, предложил в каждой стадии развития психики выделять низший и высший уровни, и допускал при этом существование промежуточных уровней. Характеризуя эволюцию психики необходимо отметить следующие особенности:
1. Между психологической и зоологической классификациями уровня эволюционного развития животных существуют значительные расхождения. Это связано с тем, зоологическая классификация основана на морфологических признаках, а психологическая – на степени развития психической деятельности, которая отражает не столько форму эффекторных органов, сколько их функцию. Животное с более примитивными рабочими органами может решать задачу более разнообразными способами и проявлять более высокий уровень психического развития, чем животное с более совершенными эффекторами, но с однообразным их использованием.
2. Качества высшего психического уровня всегда зарождаются на предшествующем уровне и у некоторых животных трудно определить уровень развития психической деятельности.
3. Приспособление к меняющимся условиям обитания осуществляется за счёт изменений в эффекторной, сенсорной сферах и в центральной нервной системе. Обычно при появлении нового фактора среды сначала изменяется функция рабочих органов, то есть поведение, а затем, медленно, на основе мутаций и естественного отбора, происходит изменение морфологии этих органов. Однако функциональные изменения не всегда влекут за собой морфологические. Более того, у высших животных часто вполне достаточными, а иногда даже наиболее результативными являются чисто функциональные, адаптивные изменения поведения без морфологических перестроек. Поэтому сложное поведение, (инстинктивные и приобретённые компоненты), в сочетании с многофункциональностью эффекторных органов обеспечивают высшим животным наиболее гибкую адаптацию к новым условиям жизни.
Интеллектуальная
Элементы интеллектуальной деятельности (предпосылки интеллектуальной деятельности). Способность позвоночных к манипулированию предметами (основана биологически нейтрально) - любознательность (например, манипулирование коробками без содержимого). В такой деятельности происходит познание, развитие когнитивных процессов совместно с работой всех сенсорных систем - способность к широкому зрительному обобщению. Способность к решению сложных задач. Способность к переносу навыков в новой ситуации (элемент поэтапного научения собак: сначала научилась открывать щеколду, затем доставать мясо, после объединение первого и второго действий). Способность к полноценной ориентации и адекватному реагированию в новой обстановке на основе прежнего опыта. Фабри в отличие от других, говорит о биологической ограниченности интеллекта, так как любое поведение, в частности, обезьяны определяется образом жизни и биологическими закономерностями, барьер который не может перешагнуть даже самая умная обезьяна (опыты с шимпанзе - постель каждый день из травы, но никогда не устраивает навесы от ливней). Высшие обезьяны не способны мысленно оперировать одними лишь представлениями. Причинно - следственные связи у животных отсутствуют.
Психика – это сущность, где внеположность
и многообразие природы сбирается к своему
единству, это виртуальное сжатие природы,
это отражение объективного мира в его
связях и отношениях.
С появлением человека начинается
история новой ступени психики – история
развития человеческого сознания.
Переход от психики животных к сознанию
человека А.Н. Леонтьев назвал вторым великим
переломом в истории развития психического
отражения. Первый перелом был связан
с переходом живой материи, не обладающей
психикой, к материи, имеющей это свойство.
Второй означал развитие сознания как
особой, высшей формы психического отражения,
которая принципиально изменила взаимоотношения
человека со средой. Сознание человека
в отличие от психики животных – это отражение,
выделяющее объективные устойчивые свойства
предметной действительности, формирование
общих для всех людей знаний о мире.
В данный момент истории сознание людей
продолжает развиваться, причем это развитие,
по-видимому, идет с известным ускорением,
вызванным ускоренными темпами научного,
культурного и технического прогресса.
Такой вывод можно сделать на основании
того, что все процессы, описанные выше
в основных направлениях преобразования
сознания, существуют и усиливаются.
Список использованной литературы:
1. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972
2. . Леонтьев А. Н. «Эволюция
психики», М. Московский психолого-
3. Опарин А.И. «Жизнь, ее природа, происхождение и развитие», 2-е изд., М.
Наука, 1968
План:
Введение
Заключение
Список использованной литературы