Производственный травматизм и пути улучшения техники безопасности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2015 в 11:47, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: психология безопасности труда.
Задачи, поставленные в работе:
1.Рассмотреть психологию безопасности труда.
2.Исследовать использование методов психологии для оценки безопасности труда .

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Психология безопасности труда 5
1.1.Понятие психологии безопасности труда 5
1.2.Специфика психологической диагностики
в исследованиях функциональных состояний 11
Глава 2. Производственный травматизм и пути улучшения техники безопасности
2.1. Способы предотвращения производственного травматизма 17
2.2.Рекомендации и предложения по совершенствованию техники безопасности труда на предприятии 22
Заключение 25
Список использованной литературы 27

Файлы: 1 файл

Psikhologia_bez-ti_truda_Anya.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

На предприятии в целях обеспечения безопасных условий труда должны проводиться следующие виды инструктажей по технике безопасности:

1. Вводный инструктаж работника - проводится специалистом по  производственной среде на основании  утвержденной работодателем инструкции, перед тем как работник будет допущен к работе и включает ознакомление: с организацией труда, правилами внутреннего распорядка на предприятии, а также с правовыми актами, регулирующими гигиену и безопасность труда; с мерами, принимаемыми для обеспечения гигиены и безопасности труда; с правами и обязанностями работника, установленными правовыми актами и пр.

2. Первичный инструктаж работника  на рабочем месте, где работник  будет выполнять свои трудовые  обязанности - проводит назначенное  работодателем компетентное лицо. Во время первичного инструктажа работник знакомится: с инструкциями по безопасности на рабочем месте при выполнении работы или при использовании оборудования; с факторами опасности в производственной среде и с использованием необходимых средств индивидуальной защиты; с требованиями пожарной безопасности и электробезопасности; с местом нахождения эвакуационных выходов и путей.

3. Обучение безопасным приемам  работы - проводится для работника  после первичного инструктажа, при  необходимости и после дополнительного инструктажа. Обучение проводится в рабочее время назначенным работодателем специалистом или опытным работником. Продолжительность обучения определяется работодателем в зависимости от специфики, степени сложности и опасности должности или профессии. Работник допускается к самостоятельной работе, если инструктор убедился, что работник освоил требования в области охраны труда и умеет применять их на практике.

4. Дополнительный инструктаж работника  проводится: в связи с утверждением  новых инструкций или правовых актов либо в связи с изменением действующих; в связи с изменением организации труда; в связи с заменой технологии или средств труда; при переводе работника на другую работу или изменением его трудовых обязанностей; в связи с нарушением работником требований безопасности труда, которые обусловили или могли обусловить несчастный случай на производстве; в случае выполнения работ или деятельности, которые не относятся к работам или должностным обязанностям работника, определенным трудовым договором.

Вводный, первичный и дополнительный инструктаж, обучение, а также допуск работника к самостоятельной работе регистрируются в соответствующем журнале или базе данных. Работодатель утверждает инструктаж, обучение и допуск к самостоятельной работе своей подписью.

Анализ причин несчастных случаев на производстве проводят с целью выработки мероприятий по их устранению и предупреждению. Для этого используются следующие методы: монографический метод - анализ причин травматизма непосредственно на рабочих местах; топографический метод - установление мест наиболее частых случаев травматизма; статистический метод - изучение количественных показателей данных отчетов о несчастных случаях на предприятиях и в организациях.

При использовании статистического метода рассчитываются в основном коэффициенты частоты и тяжести травматизма. Коэффициент частоты - определяет число несчастных случаев на 1000 работающих за отчетный период:,

где НС - число несчастных случаев за отчетный период с потерей трудоспособности свыше трех дней;

СР - среднесписочное число работающих.

Коэффициент тяжести травматизма - показывает среднее количество дней нетрудоспособности, приходящееся на один несчастный случай за отчетный период:,

где ДН - общее количество дней нетрудоспособности из-за несчастных случаев;

НС - количество несчастных случаев за отчетный период.[1. c 395]

 

 

 

2.2. Рекомендации и предложения по совершенствованию техники безопасности труда на предприятии

Для предотвращения несчастных случаев на предприятии и повышения уровня организации техники рекомендуется принять в штат специалиста по охране труда и технике безопасности.

Для организации техники безопасности на предприятии   рекомендуется решить ряд вопросов:

- введение должности специалиста  по охране труда в штат предприятия;

- разработка программ обучения  по вопросам охраны труда руководителей  и специалистов отделов предприятия;

- организация работы по созданию  базы современных нормативно-правовых  актов по охране труда и  т.д.

В свою очередь, должность специалиста по вопросам охраны труда и технике безопасности предусматривает решение следующих задач:

- регулярное проведение разного  рода инструктажей по технике  безопасности;

- контроль за соблюдением условий  техники безопасности;

- издание справочных пособий "Охрана  труда на предприятии", разного рода плакатов, предупреждающих знаков и пр.;

- проведение анализа состояния  и причин производственного травматизма;

- разработка мероприятий по  предупреждению несчастных случаев  и контроль за их выполнением;

- организация и выполнение плана улучшения условий труда, охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий;

- разработка предложений по  внедрению более совершенных  и безопасных систем, оборудования  и пр.;

- участие в работе по внедрению  научных разработок по охране  труда;

- проведение проверок технического состояния зданий, сооружений, оборудования, эффективности работы вентиляционных систем, состояния санитарно-технических устройств, санитарно-бытовых помещений;

- оказание помощи отделам предприятия  в организации контроля состояния окружающей производственной среды;

- участие в работе комиссий  по приемке в эксплуатацию  новых и после реконструкции  единиц техники, проверка выполнения  требований по обеспечению здоровых  условий труда.

Кроме того, необходимо проводить регулярный инструктаж по охране труда с включением в него положений вновь принятой нормативно-правовой документации и рассмотрением несчастных случаев, уже имевших место на предприятии и проверку знаний требований охраны труда в период работы.

Руководителю предприятия также рекомендуется после введения в штат должности специалиста по охране труда регулярно организовывать повышение квалификации данного работника, его переподготовку в соответствии с требованиями меняющегося законодательства и инструкций по охране труда.

Все курсы обучения и переобучения такого рода специалистов должны заканчиваться проверкой знаний их участников. Обучающее учреждение обязано выдать каждому окончившему курсы или участвовавшему в учебном процессе лицу свидетельство, в котором указаны пройденные темы и их объемы, номер свидетельства, наименование обучающего учреждения и номер его лицензии.

После прохождения обучения руководитель предприятия должен провести проверку результатов повышения квалификации специалиста по охране труда.

Создание безопасных условий труда на предприятиях различных форм собственности является одним из главных приоритетов.

Высокий уровень организации охраны труда на предприятии способствует росту производительности труда работников, а тем самым и росту производства, и повышению его эффективности; сокращению потерь рабочего времени, сокращению случаев производственного травматизма, профессиональных заболеваний и пр.

Необходимость охраны труда диктуется сегодня не только гуманитарными, но и экономическими соображениями. Высокий уровень безопасности производства одинаково выгодны и работникам, и работодателям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, в работе были выяснены причины, обстоятельства и факторы, способствующие предрасположенности человека к травматизму, способствующие росту числа несчастных случаев, которые возникают по причине расширения диапазона воздействия человека на окружающий его мир как по разнообразию, так и по интенсивности, так как с развитием техники, раскрыты основные подходы к проведению психологических анализов. Опасность растёт быстрее, чем человеческое противодействие ей. Важной причиной является цена ошибки человека, которая с развитием техники обходится ему гораздо дороже. Интенсивное использование её повышает возможность реализации этой опасности, проявляется адаптация человека к опасности. Безнаказанно нарушив правила и получив за счёт этого какие – то мелкие выгоды, повторяются подобные нарушения. Постепенно происходит адаптация не только к опасности, но и к нарушениям правил. Большое влияние оказывает отсутствие у человека необходимых для данной работы индивидуальных качеств психологического или физиологического порядка, недостаток знаний или опыта, нарушение физического или эмоционального состояния и прочее. На несчастные случаи влияют и многие социальные факторы, такие, как психологический климат в коллективе, принятая система стимуляции труда, условия жизни, вплоть до капризов моды.

Система безопасности труда способствует повышению профессиональных умений человека производительно и безопасно работать, а также повышению мотивации к безопасному труду, обеспечивает человека правилами, индивидуальными средствами защиты, дополнительно увеличивая его результирующую защищённость. Воздействие системы безопасности труда на производство проявляется как в уменьшении производственных опасностей, так и в снижении уровней их действия благодаря применению средств стационарной защиты.

Существует две категории ошибок. К первой категории можно отнести такие ошибки, когда человек, выполняя относительно безопасную работу, создаёт опасную ситуацию своими неправильными действиями. Ко второй категории можно отнести такие ошибки, которые возникают в связи с тем, что человек не смог решить задачу данной сложности, не смог вовремя отреагировать. В первом случае несчастные случаи связаны с не использованием индивидуальных ресурсов, а во втором – с их нехваткой.

Для своевременного предупреждения несчастных случаев необходимо выявлять конкретные психологические причины их возникновения, необходимо обучать рабочих умению принимать правильные решения и избегать при этом опасных ошибок.

Следовательно, главной задачей безопасности в труде является создание положительного отношения, настроя к вопросам безопасности, и тогда почти все рассмотренные методы при различных причинах нарушений будут давать положительный эффект в любых опасных ситуациях. В целях предупреждения несчастных случаев необходимо вовремя выявлять конкретные психологические причины их возникновения.[5. c 432]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 



Информация о работе Производственный травматизм и пути улучшения техники безопасности