Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 00:10, контрольная работа
1. Моральные принципы проведения психодиагностического исследования.
2. Целью дифференциальной психометрии является разработка требований к измерительным психодиагностическим методам. Эти требования относятся к адаптации методов, интерпретации получаемых данных, к процедуре разработки методов, разработке и применению математического аппарата для анализа получаемых данных.
1. Проведение психодиагностического исследования.
2. Дифференциальная психометрика.
Практическое занятие. Психодиагностика памяти и мнемических свойств
1. «10 слов» для оценки слухоречевой памяти, умственной работоспособности, внимания.
2. «Заучивания слогов» для оценки эффективности кодирования новой информации.
3. «Отыскание закономерностей» для оценки оперативной памяти и со-образительности.
4. «Совмещение вырезов» для оценки оперативной и зрительной памяти.
5. «Память на числа» для оценки кратковременной зрительной памяти ее объема и точности.
Список использованной литературы
План
1. Проведение психодиагностического исследования.
2. Дифференциальная психометрика.
Практическое занятие. Психодиагностика памяти и мнемических свойств
1. «10 слов» для оценки слухоречевой памяти, умственной работоспособности, внимания.
2. «Заучивания слогов» для оценки эффективности кодирования новой информации.
3. «Отыскание закономерностей» для оценки оперативной памяти и со-образительности.
4. «Совмещение вырезов» для оценки оперативной и зрительной памяти.
5. «Память на числа» для оценки кратковременной зрительной памяти ее объема и точности.
Список использованной литературы
1. Проведение
психодиагностического
Моральные принципы проведения психодиагностического исследования.
1.
Психолог-диагност несет всю
2.
Профессиональные
3.
Принцип обеспечения
4.
Принцип объективности - обследование
должно быть беспристрастным,
в рамках доброжелательного
5. Принцип конфиденциальности - вся информация, получаемая в процессе обследования, должна быть конфиденциальной и может быть доступна только для тех, для кого она предназначена.
6.
Принцип
Проведение
экспериментально-
Психодиагностика проводится в отдельном помещении, за столом, при достаточном освещении. Для проведения психодиагностического исследования необходим набор стимульных материалов (см. приложение 1), бланки для фиксации результатов (см. приложение 2), листы бумаги А4, карандаши и ручки.
Поскольку выполнение всей батареи методик требует достаточно большого времени, то психодиагностика занимает два, а иногда и три дня: 2-3 занятия по 50 мин.
Процедура
психодиагностики предваряется индивидуальной
беседой с пациентом, цель которой
– определение актуального
Результаты психодиагностики и беседы оформляются в виде психологического заключения, которое строится по следующей схеме:
- Анкетные данные (фамилия, имя пациента, его возраст и дата обследования).
- Цель обследования (изучение особенностей внимания, памяти, умственной работоспособности, развития мышления, особенностей личности испытуемого).
- Методики (МЦВ, таблицы Шульте, «Пиктограммы», «Исключение лишнего», «Простые аналогии», «Выявление существенных признаков», «Сравнение понятий», «Рассказ по картинке», «Самооценка психических состояний» Г.Айзенк, «Исследование самооценки» Дембо-Рубинштейн, ПДО, беседа, наблюдение).
- Отношение пациента к исследованию (контактность, настроение, поведение, усвоение и следование инструкциям, отношение к замечаниям, успешность, работоспособность и т.п.).
- Результаты исследования (темп психической деятельности, характеристики внимания, памяти, развития мыслительных операций, самооценка и уровень притязаний, личностные особенности, акцентуации, ведущая психологическая защита, самооценка психических состояний, актуальное эмоциональное состояние).
- Психологическое заключение (выводы на основе результатов исследования).
-Рекомендации (предпочтительные формы и виды психокоррекционных занятий, а также способы эффективного взаимодействия с пациентом).
2. Дифференциальная психометрика.
Психометрия - раздел психологии, изучающий теоретические и методологические проблемы психологических измерений. Занимается разработкой математических моделей психологического измерения (модель Терстоуна, модель многомерного шкалирования, модель латентных черт), регламентирует экспериментальную проверку по критериям валидности, надежности и пр. выявляемых психологических свойств. Целесообразно разделять психометрию на "общую" и "дифференциальную". Первая устанавливает числовые соответствия между каким-то свойством стимула (например, интенсивностью света, звука) и соответствующим ощущением определенной силы (яркостью, громкостью и т.п.).
Дифференциальная психометрия, как особое направление психометрии, возникла в связи с появлением и развитием психологических тестов и окончательно оформилась в конце 20-х – начале 30-х гг. нашего века.
Дифференциальная психометрия выражает в количественной форме индивидуальные психологические различия между людьми. Понятие "психометрия" впервые было использовано в первой половине ХVII в. немецким философом Х. Вольфом. Христиан Вольф впервые указал на возможность измерения в психологии. В области дифференциальной психологии психометрия является технологической основой для измерительной психодиагностики.
Целью дифференциальной психометрии является разработка требований к измерительным психодиагностическим методам. Эти требования относятся к адаптации методов, интерпретации получаемых данных, к процедуре разработки методов, разработке и применению математического аппарата для анализа получаемых данных.
В этой второй области психометрии разработаны основные критерии качества психологического измерения - такие свойства психологических тестов, как надежность, валидность, репрезентативность.
Для психологии, как и для других наук о человеке, особое место занимает вопрос о качестве, получаемом в процессе применения различных методов и средств. В этой связи могут быть выделены два вида параметров качества информации: объективные и субъективные.
Такое допущение вытекает из той особенности психологии, что источником информации в ней всегда является человек. Значит, не считаться с этим фактом нельзя и следует лишь обеспечить максимально возможный уровень надежности «субъективных» параметров. Для этого вводится ряд психометрических требований.
Эти требования, в первую очередь касаются качества того инструмента (теста), посредством которого собираются данные, и, прежде всего точности, достоверности и адекватности методики измерения.
Вот основные из них:
1)
использование шкалы
2) надежность;
3) валидность;
4) дискриминативность;
5) наличие нормативных данных.
Требования к методикам взаимосвязаны. Нарушение одного требования сводит на нет и другое: скажем, данные могут быть обоснованны, но не устойчивы. В психологическом исследовании такая ситуация может возникнуть тогда, когда проводимое тестирование оказалось ситуативным, т. е. время его проведения могло играть определенную роль и в силу этого возник какой-то дополнительный фактор, не проявляющийся в других ситуациях.
Практическое занятие. Психодиагностика памяти и мнемических свойств
«10 слов» для оценки слухоречевой памяти, умственной работоспособности, внимания.
«Заучивания слогов» для оценки эффективности кодирования новой информации.
«Отыскание закономерностей» для оценки оперативной памяти и сообразительности.
«Совмещение вырезов» для оценки оперативной и зрительной памяти.
«Память на числа» для оценки кратковременной зрительной памяти ее объема и точности.
«10 слов» для оценки слухоречевой
памяти, умственной работоспособности,
внимания.
/ Рубинштейн С.Я. Экспериментальные
методики патопсихологии. – М.: ЗАО Изд-во
ЭКСМО-Пресс, 1999, с.133/
^ Цель: оценка состояния памяти, утомляемости,
активности внимания.
Материал: список из 10 слов (Приложение 1, бланки №
1а-№1б).
Инструкция: а) «Сейчас я прочту несколько
слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу
читать, сразу же повторите столько слов,
сколько запомните. Повторять слова можно
в любом порядке».
б) «Сейчас я снова прочту Вам те же слова,
и Вы опять должны повторить их: и те, которые
уже назвали, и те, которые в первый раз
пропустили. Порядок слов не важен».
Далее опыт повторяется без инструкций.
Перед следующими 3—5 прочтениями экспериментатор
просто говорит: «Еще раз». После 5—6-кратного
повторения слов экспериментатор говорит
испытуемому: «Через час вы эти же слова
назовете мне еще раз». На каждом этапе
исследования заполняется протокол. Под
каждым воспроизведенным словом в строчке,
которая соответствует номеру попытки,
ставится крестик. Если испытуемый называет
«лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей
графе. Спустя час испытуемый по просьбе
исследователя воспроизводит без предварительного
зачитывания запомнившиеся слова, которые
фиксируются в протоколе кружочками.
Анализ результатов:
По полученному протоколу
в норме у детей школьного возраста с каждым воспроизведением количество правильно названных слов увеличивается, «кривая запоминания» выглядит примерно таким образом: 5,7,9 — или: 6, 8, 9, то есть к третьему по счету повторению испытуемый воспроизводит 9 или 10 слов.
взрослые испытуемые с нормальной памятью к третьему повторению обычно воспроизводят правильно до 9 или 10 слов.
ослабленные дети воспроизводят меньшее количество, могут демонстрировать застревание на «лишних» словах.
большое количество «лишних» слов – расторможенность или расстройства сознания.
если испытуемый сразу воспроизвел 8—9 слов, а затем с каждым разом все меньше и меньше (кривая на графике не возрастает, а снижается) – повышенная утомляемость.
если испытуемый воспроизводит все меньше и меньше слов – забывчивость и рассеянность.
зигзагообразный характер кривой – неустойчивость внимания.
кривая, имеющая форму «плато» - эмоциональная вялость, отсутствие заинтересованности.
число слов, воспроизведенных час спустя – показатель долговременной памяти.
Список использованной литературы
1. Общая психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина.– М.: Изд-во МГУ, 1987.
2. Словарь-справочник по психологической диагностике / Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М., отв. ред. С.Б. Крымский. – Киев : Наук. думка, 1989. С. 114-116.
3. Ярошевский М.Г. История психологии. – М.: Мысль, 1976. С.463
4. О. В. Белова. Психологическая диагностика как наука.
Информация о работе Проведение психодиагностического исследования