Проведение психодиагностического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 00:10, контрольная работа

Описание работы

1. Моральные принципы проведения психодиагностического исследования.
2. Целью дифференциальной психометрии является разработка требований к измерительным психодиагностическим методам. Эти требования относятся к адаптации методов, интерпретации получаемых данных, к процедуре разработки методов, разработке и применению математического аппарата для анализа получаемых данных.

Содержание работы

1. Проведение психодиагностического исследования.
2. Дифференциальная психометрика.
Практическое занятие. Психодиагностика памяти и мнемических свойств
1. «10 слов» для оценки слухоречевой памяти, умственной работоспособности, внимания.
2. «Заучивания слогов» для оценки эффективности кодирования новой информации.
3. «Отыскание закономерностей» для оценки оперативной памяти и со-образительности.
4. «Совмещение вырезов» для оценки оперативной и зрительной памяти.
5. «Память на числа» для оценки кратковременной зрительной памяти ее объема и точности.
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

психодиагностика.docx

— 25.86 Кб (Скачать файл)

План

1. Проведение психодиагностического исследования.

2. Дифференциальная психометрика.

 

Практическое занятие. Психодиагностика памяти и мнемических свойств

 

1. «10 слов» для оценки слухоречевой памяти, умственной работоспособности, внимания.

2. «Заучивания слогов» для оценки эффективности кодирования новой информации.

3. «Отыскание закономерностей» для оценки оперативной памяти и со-образительности.

4. «Совмещение вырезов» для оценки оперативной и зрительной памяти.

5. «Память на числа» для оценки кратковременной зрительной памяти ее объема и точности.

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Проведение  психодиагностического исследования.

 

Моральные принципы проведения психодиагностического  исследования.

 

1. Психолог-диагност несет всю полноту  ответственности за возможный  моральный ущерб, в том числе  за ущерб для соматического  и нервно-психического здоровья, который может быть причинен  испытуемому при неправильном  проведении психодиагностического  обследования.

2. Профессиональные психодиагностические  методики могут распространяться  только среди аттестованных специалистов.

3. Принцип обеспечения суверенных  прав личности: человек не должен  подвергаться обследованию обманным  путем, он должен знать, кто  будет иметь доступ к результатам  обследования и какие решения могут быть приняты.

4. Принцип объективности - обследование  должно быть беспристрастным,  в рамках доброжелательного нейтрального  общения с испытуемым, без проявления  симпатии или антипатии, без  оказания помощи и подсказок.

5. Принцип конфиденциальности - вся  информация, получаемая в процессе  обследования, должна быть конфиденциальной и может быть доступна только для тех, для кого она предназначена.

6. Принцип психопрофилактического  изложения результатов -результаты диагностики должны быть преподнесены в ободряющем, не травмирующем психику и самооценку испытуемого контексте.

 

Проведение  экспериментально-психологического исследования

 

Психодиагностика  проводится в отдельном помещении, за столом, при достаточном освещении. Для проведения психодиагностического  исследования необходим набор стимульных материалов (см. приложение 1), бланки для  фиксации результатов (см. приложение 2), листы бумаги А4, карандаши и ручки.

Поскольку выполнение всей батареи методик  требует достаточно большого времени, то психодиагностика занимает два, а  иногда и три дня: 2-3 занятия по 50 мин.

Процедура психодиагностики предваряется индивидуальной беседой с пациентом, цель которой  – определение актуального эмоционального состояния, выяснение отношения  пациента к пребыванию в отделении (адаптивность), знакомство с различными видами психологической работы, в  которые будет включаться пациент, а также определение места  психодиагностики среди других обязательных психологических и медицинских  мероприятий, в частности, объяснение цели и порядок проведения исследования.

Результаты  психодиагностики и беседы оформляются  в виде психологического заключения, которое строится по следующей схеме:

- Анкетные данные (фамилия, имя пациента, его возраст и дата обследования).

- Цель обследования (изучение особенностей внимания, памяти, умственной работоспособности, развития мышления, особенностей личности испытуемого).

- Методики (МЦВ, таблицы Шульте, «Пиктограммы», «Исключение лишнего», «Простые аналогии», «Выявление существенных признаков», «Сравнение понятий», «Рассказ по картинке», «Самооценка психических состояний» Г.Айзенк, «Исследование самооценки» Дембо-Рубинштейн, ПДО, беседа, наблюдение).

- Отношение пациента к исследованию (контактность, настроение, поведение, усвоение и следование инструкциям, отношение к замечаниям, успешность, работоспособность и т.п.).

- Результаты исследования (темп психической деятельности, характеристики внимания, памяти, развития мыслительных операций, самооценка и уровень притязаний, личностные особенности, акцентуации, ведущая психологическая защита, самооценка психических состояний, актуальное эмоциональное состояние).

- Психологическое заключение (выводы на основе результатов исследования).

-Рекомендации (предпочтительные формы и виды психокоррекционных занятий, а также способы эффективного взаимодействия с пациентом).

 

2. Дифференциальная психометрика.

 

Психометрия - раздел психологии, изучающий теоретические  и методологические проблемы психологических  измерений. Занимается разработкой  математических моделей психологического измерения (модель Терстоуна, модель многомерного шкалирования, модель латентных черт), регламентирует экспериментальную проверку по критериям валидности, надежности и пр. выявляемых психологических свойств. Целесообразно разделять психометрию на "общую" и "дифференциальную". Первая устанавливает числовые соответствия между каким-то свойством стимула (например, интенсивностью света, звука) и соответствующим ощущением определенной силы (яркостью, громкостью и т.п.).

Дифференциальная  психометрия, как особое направление  психометрии, возникла в связи с  появлением и развитием психологических  тестов и окончательно оформилась в  конце 20-х – начале 30-х гг. нашего века.

Дифференциальная  психометрия выражает в количественной форме индивидуальные психологические  различия между людьми. Понятие "психометрия" впервые было использовано в первой половине ХVII в. немецким философом Х. Вольфом. Христиан Вольф впервые указал на возможность измерения в психологии. В области дифференциальной психологии психометрия является технологической основой для измерительной психодиагностики.

Целью дифференциальной психометрии является разработка требований к измерительным психодиагностическим методам. Эти требования относятся к адаптации методов, интерпретации получаемых данных, к процедуре разработки методов, разработке и применению математического аппарата для анализа получаемых данных.

В этой второй области психометрии разработаны основные критерии качества психологического измерения - такие свойства психологических тестов, как надежность, валидность, репрезентативность.

Для психологии, как и для других наук о человеке, особое место занимает вопрос о качестве, получаемом в  процессе применения различных методов  и средств. В этой связи могут  быть выделены два вида параметров качества информации: объективные и  субъективные.

Такое допущение вытекает из той особенности  психологии, что источником информации в ней всегда является человек. Значит, не считаться с этим фактом нельзя и следует лишь обеспечить максимально  возможный уровень надежности «субъективных» параметров. Для этого вводится ряд  психометрических требований.

Эти требования, в первую очередь касаются качества того инструмента (теста), посредством  которого собираются данные, и, прежде всего точности, достоверности и  адекватности методики измерения.

Вот основные из них:

1) использование шкалы интервалов;

2) надежность;

3) валидность;

4) дискриминативность;

5) наличие нормативных данных.

Требования к методикам взаимосвязаны. Нарушение одного требования сводит на нет и другое: скажем, данные могут быть обоснованны, но не устойчивы. В психологическом исследовании такая ситуация может возникнуть тогда, когда проводимое тестирование оказалось ситуативным, т. е. время его проведения могло играть определенную роль и в силу этого возник какой-то дополнительный фактор, не проявляющийся в других ситуациях.

 

Практическое занятие. Психодиагностика памяти и мнемических свойств

 

 «10 слов» для оценки слухоречевой памяти, умственной работоспособности, внимания.

«Заучивания слогов» для оценки эффективности  кодирования новой информации.

«Отыскание закономерностей» для  оценки оперативной памяти и сообразительности.

«Совмещение вырезов» для  оценки оперативной и зрительной памяти.

«Память на числа» для  оценки кратковременной зрительной памяти ее объема и точности.

 

«10 слов» для оценки слухоречевой памяти, умственной работоспособности, внимания. 
 
/ Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999, с.133/ 
 
 
^ Цель: оценка состояния памяти, утомляемости, активности внимания. 
 
 
Материал: список из 10 слов (Приложение 1, бланки № 1а-№1б). 
 
 
Инструкция: а) «Сейчас я прочту несколько слов. Слушайте внимательно. Когда я окончу читать, сразу же повторите столько слов, сколько запомните. Повторять слова можно в любом порядке».  
 
б) «Сейчас я снова прочту Вам те же слова, и Вы опять должны повторить их: и те, которые уже назвали, и те, которые в первый раз пропустили. Порядок слов не важен». 
 
Далее опыт повторяется без инструкций. Перед следующими 3—5 прочтениями экспериментатор просто говорит: «Еще раз». После 5—6-кратного повторения слов экспериментатор говорит испытуемому: «Через час вы эти же слова назовете мне еще раз». На каждом этапе исследования заполняется протокол. Под каждым воспроизведенным словом в строчке, которая соответствует номеру попытки, ставится крестик. Если испытуемый называет «лишнее» слово, оно фиксируется в соответствующей графе. Спустя час испытуемый по просьбе исследователя воспроизводит без предварительного зачитывания запомнившиеся слова, которые фиксируются в протоколе кружочками.

 Анализ результатов:

По полученному протоколу составляется график — «кривая запоминания». По форме кривой можно сделать  выводы относительно особенностей запоминания:

в норме у детей школьного  возраста с каждым воспроизведением количество правильно названных  слов увеличивается, «кривая запоминания» выглядит примерно таким образом: 5,7,9 — или: 6, 8, 9, то есть к третьему по счету повторению испытуемый воспроизводит 9 или 10 слов.

взрослые испытуемые с нормальной памятью к третьему повторению обычно воспроизводят правильно до 9 или 10 слов.

ослабленные дети воспроизводят меньшее  количество, могут демонстрировать  застревание на «лишних» словах.

большое количество «лишних» слов –  расторможенность или расстройства сознания.

если испытуемый сразу воспроизвел 8—9 слов, а затем с каждым разом  все меньше и меньше (кривая на графике  не возрастает, а снижается) – повышенная утомляемость.

если испытуемый воспроизводит  все меньше и меньше слов – забывчивость и рассеянность.

зигзагообразный характер кривой –  неустойчивость внимания.

кривая, имеющая форму «плато» - эмоциональная вялость, отсутствие заинтересованности.

число слов, воспроизведенных час  спустя – показатель долговременной памяти.

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1. Общая психодиагностика / Под ред. А.А.Бодалева, В.В.Столина.– М.: Изд-во МГУ, 1987.

2. Словарь-справочник по психологической диагностике / Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М., отв. ред. С.Б. Крымский. – Киев : Наук. думка, 1989. С. 114-116.

3. Ярошевский М.Г. История психологии. – М.: Мысль, 1976. С.463

4. О. В. Белова. Психологическая диагностика как наука.


Информация о работе Проведение психодиагностического исследования