Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 17:29, курсовая работа
Цель исследования - выявить уровень агрессивности младших школьников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психологическую, педагогическую, методическую литературу по теме исследования.
2. Подобрать и апробировать методику, позволяющую выявить уровень агрессивности как показателей неуспешной социализации детей младшего школьного возраста.
3. Выявить уровень агрессивности младших школьников.
Введение
Глава 1. Теоретические основы агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста
1.1 Агрессивность как основная характеристика делинквентного поведения
1.2 Психологическая характеристика младшего школьного возраста
Глава 2. Эмпирическое исследование уровня агрессивности у детей младшего школьного возраста подростков
2.1 Методическое обеспечение и организация констатирующего эксперимента
2.2 Анализ результатов исследования
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста
1.1 Агрессивность как основная характеристика делинквентного поведения
1.2 Психологическая
Глава 2. Эмпирическое исследование уровня агрессивности у детей младшего школьного возраста подростков
2.1 Методическое обеспечение и
организация констатирующего
2.2 Анализ результатов
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Актуальность исследования. За последнее десятилетие, однако, в жизни общества произошло резкое обострение противоречий, неизбежно повлекшее за собой увеличение масштаба и остроты конфликтных явлений: на макроуровне это, прежде всего межнациональная и межрегиональная конфликтность, на межгрупповом и межличностном уровне - целый комплекс проблем, чреватых столкновением интересов, конфронтацией и межличностными осложнениями, наконец, на внутриличностном уровне растет напряженность из-за утраты чувства безопасности, уверенности в завтрашнем дне и т.д.
В работе К. Юнга "Конфликты детской души" рассказывается о проявляющихся в душе ребенка противоречиях, о трудностях в его поведении, о возникающих у него "трудных" вопросах и др.
Л. Берковитц определил агрессию "как поведение, цель которого - разрушить либо сместить фрустрирующий блок" [21].
Различные авторы в своих исследованиях по-разному определяют агрессию и агрессивность: как врожденную реакцию человека для "защиты занимаемой территории" (Лоренд, Ардри); как стремление к господству (Моррисон), реакцию личности на враждебную человеку окружающую действительность (Хорни, Фромм).
Под агрессивностью Коломинский Я.Л. понимал свойство личности, характеризующееся наличием деструктивных тенденций, в основном в области субъектно-субъектных отношений [17].
Проявление агрессии в детских и учебных заведениях является проблемой, которая все больше волнует учителей и родителей. Многие исследователи связывают это с чрезмерной возбудимостью личности ребенка или подростка. Центральной особенностью возбудимой личности является импульсивность поведения. Вся манера общения и поведению у таких людей в значительной мере обусловлена не логикой, не рациональным оцениваем своих поступков, а импульсно, влечением, инстинктом или неконтролируемыми побуждениями. В области социального взаимодействия, общения характерно для них крайне низкая терпимость [4].
И.С. Кон установил связь самооценки с уровнем общей агрессивности: чем выше уровень самооценки, тем выше показатели общей агрессии и различных ее составляющих. Такая взаимосвязь характерна как для инструментальной агрессии, так и для другой формы агрессии - враждебности. Чем выше была самооценка, тем больше была выражена и склонность к проявлению физической агрессии [18].
Агрессивность имеет качественную и количественную характеристики. Как и всякое свойство, она имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до ее предельного развития. Чрезмерное развитие агрессивности начинает определять весь облик личности, которая может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию и т.д. Сама по себе агрессивность не делает субъекта социально опасным, так как, с одной стороны, существующая связь между агрессивностью и агрессией не является жесткой, а с другой - сам акт агрессии может не принимать социально опасные и неодобряемые формы.
Исходя из вышеперечисленных фактов,
мы сформулировали тему нашего исследования:
"Агрессивное поведение у
Объектом нашего исследования является процесс социализации младших школьников в обществе.
Предмет исследования - агрессивное поведение у детей.
Цель исследования - выявить уровень
агрессивности младших
Гипотеза исследования - дети 10-11 лет имеют более высокий уровень агрессивности и враждебности, чем дети 8-9 лет.
Задачи исследования:
1. Проанализировать
2. Подобрать и апробировать
3. Выявить уровень агрессивности младших школьников.
агрессивность
делинквентное поведение
Глава 1. Теоретические основы агрессивного поведения у детей младшего школьного возраста
1.1 Агрессивность как основная характеристика делинквентного поведения
Под агрессией
обычно понимают осознанные действия,
которые причиняют или намерены
причинить ущерб другому
Агрессия может быть рассмотрена в идее дихотомий, имеющих различные основания: физическая - вербальная, активная - пассивная, прямая - косвенная, доброкачественная - злокачественная.
Важным
вариантом дихотомического
В соответствие
с когнитивно-
В этих рамках агрессию рассматривают как результат специфического социального научения. При этом считается, что основания развития закрепления агрессивного поведения следует в первую очередь искать в том, как родители воспитывают своих детей в первые годы жизни, а также в более поздние периоды.
Большинству
существующих в современной психологии
теорий агрессии не противоречит идея
о взаимосвязи агрессии с теми
или иными конкретными
В конце 30-х годов была сформулирована ставшая впоследствии широко известной в психологической науке гипотеза фрустрации - агрессии. Ее авторами являются Н. Миллер, Д. Доллард, М. Дуб, Д. Маурер и Р. Сиэрс.
Интересно отметить, что, по мнению Л. Берковитца, данная гипотеза "должна рассматриваться среди первых примеров преимуществ, полученных от бракосочетания теории научения и психоанализа". Доллард и его коллеги в своей работе признают себя обязанными Фрейду, полагая, что впервые основная идея связи фрустрации и агрессии представлена в его ранних работах. Авторы следующим образом сформулировали гипотезу: наличие агрессивного поведения всегда предполагает существование фрустрации и, наоборот, существование фрустрации всегда ведет к некоторой форме агрессии. Основные используемые в теории четыре понятия определяются следующим образом [21].
Фрустрация - это любое условие, блокирующее достижение желаемой цели.
Агрессия определяется "как поведение, цель которого - разрушить либо сместить фрустрирующий блок".
Понятие "сдерживание" относится к тенденции сдерживать действия "вследствие ожидаемых негативных последствий вовлечения в них", что, кстати, может явиться источником дополнительной фрустрации.
"Кроме
того, если другие условия
Для обозначения данного феномена используется понятие "смещенная агрессия", т.е. агрессия, направленная не против непосредственного источника фрустрации, а на какой-либо другой, как правило, "безобидный" объект. Эта черта агрессивного поведения обстоятельно анализируется в модели конфликта Миллера. "Смещение", или перенос (опять же термин из психоаналитической теории), в данном контексте может быть понят, по Миллеру, как случай генерализации стимулов. Многие виды социального поведения, например этнические и расовые предрассудки, интерпретируются в зарубежной социальной психологии с позиций данного подхода.
В психологии фрустрация понимается как состояние эмоционально-психологического расстройства, связанное с переживанием неудачи в достижении поставленной цели, с тщетностью прилагаемых усилий. Фрустрация сопровождается разочарованием, раздражением, тревогой, иногда - отчаянием; она отрицательно влияет на взаимоотношения людей, если хотя бы один из них находится в состоянии фрустрации. В групповых отношениях фрустрация нередко способствует возникновению межличностных конфликтов [27].
У разных людей реакция на фрустрацию может быть различной. Эта реакция может выступать в форме апатии, агрессивности, регрессии (временного снижения уровня разумности и интеллектуальной организованности поведения). Агрессивные действия как реакция на фрустрацию нередко возникают тогда, когда внутренняя напряженность человека, порожденная сильным неудовлетворенным желанием, ищет внешней разрядки и находит точку ее приложения в другом человеке, который фрустрируемым воспринимается как причина его неудачи.
Часто объектом
вымещения агрессивности
Агрессивные реакции, порожденные фрустрацией, могут оказаться направленными не только на внутригрупповые, но и на межгрупповые отношения. Они могут проявляться в межнациональных, межгосударственных отношениях, во взаимоотношениях между различными социальными группами. Такого рода акты нередко наблюдаются в периоды социальных, политических и экономических депрессий, массового недовольства людей условиями жизни. В таких условиях объектами смещенной агрессии могут стать люди, принадлежащие другим социальным группам, другой национальности и вероисповедания.
Если в силу сложившихся обстоятельств агрессия оказалась вымещенной на каком-либо объекте или по истечении значительного периода времени вызванная ею внутренняя психологическая напряженность сама собою спала, то следующей типичной психологической реакцией, наступающей за агрессией, является апатия. Быстрота ее возникновения вслед за агрессией и глубина могут быть индивидуально различными, по-разному проявляться в различных социальных группах. [20]
Рассматриваемая теория со времени своего возникновения претерпела определенные изменения, в частности в результате широкой практики экспериментальных исследований. Уже в 40-е годы авторы модифицировали формулировку своей гипотезы. Агрессия теперь рассматривалась как естественное, но не неизбежное последствие фрустрации. Допускалось, что путем научения могут быть приобретены и неагрессивные ответы на фрустрацию. Однако агрессия считалась все-таки доминантной реакцией на фрустрацию, и неагрессивный ответ мог произойти только в том случае, если агрессивные реакции сталкивались ранее с невознаграждением или наказанием, и, таким образом, агрессивное поведение элиминировалось. Важно подчеркнуть, что в этой модификации первоначальной гипотезы фрустрация по-прежнему рассматривалась как неизбежный предшествующий фактор агрессии, т.е. если имел место агрессивный акт, "допускалось, что фрустрация всегда представлена как провоцирующее условие".
Достаточно широкая критика данной гипотезы со стороны зарубежных авторов шла по ряду направлений. Прежде всего она касалась характера реакций на фрустрацию. Антропологи, например, указали, что в некоторых культурах агрессия не является типичной реакцией на фрустрацию. К. Левин, 3. Дембо и другие представители групповой динамики показали в эксперименте возможность иных, чем агрессия, реакций на фрустрацию. А. Маслоу, С. Розенцвейг, А. Бандура и другие отмечают, что фрустрация - не единственный фактор, приводящий к выражению агрессивности. Например, оскорбление и угроза более вероятно вызовут агрессию, чем блокирование поведения. Исследования обнаружили и более сложный, чем предполагалось ранее, характер отношения между наказанием и агрессивным поведением. "В зависимости от его природы и взаимодействия с другими детерминантами, - пишет, например, Бандура, - наказание может усиливать, уменьшать агрессивное поведение или вовсе не оказывать на него ощутимого действия" [7].
Авторы единодушно обращают внимание также на большую неоднозначность в понимании обеих сторон отношения фрустрация - агрессия. В последнее время внесен ряд дополнений и в вопрос о характере последствий участия в агрессии, т.е. в гипотезу катарсиса. Согласно подходу С. Фешбека, участие в агрессии может иметь три разделимых эффекта, работающих в различных направлениях: оно может уменьшать афессивное побуждение (драйв), может вновь усиливать агрессивные реакции и может изменять силу сдерживаний. Фешбек, как Миллер и Доллард, исходит из предположения, что фрустрирующее событие вызывает побуждение (драйв), которое и является непосредственной причиной агресси
Информация о работе Проявление агрессивности у детей младшего школьного возраста