Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2015 в 00:13, курсовая работа
Среди психических процессов человека, памяти, внимания, мышления, восприятие занимает особое место. Его можно назвать основой человеческого познания. Видимый и слышимый мир не входит в человека непосредственно. Для его восприятия необходим психический образ, элементами которого затем «оперируют» другие познавательные процессы. Деятельность человеческого восприятия специально направлена на создание такого образа внешней среды, объективного мира.
Восприятие - это целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возни¬кающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. Еще Э. Титченером было замечено, что «восприятие» происходит, когда большая часть простых процессов, входящих в состав сложного, являются результатом возбуждения органа ощущения».
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ВОСПРИЯТИЕ КАК ПСИХИЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС 6
1.1.Восприятие как деятельность 6
1.2.Уникальное и типичное в восприятии: апперцепция и перцептивные гипотезы 12
2. ИССЛЕДОВАНИЕ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ КАК АКТИВНОГО ВОСПРИЯТИЯ 23
2.1.Идея и методика исследования 23
2.2.Результаты и выводы 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 32
ПРИЛОЖЕНИЕ 33
Проявления восприятия в обыденной жизни многообразны. Одно из наиболее часто встречающихся проявлений - это проявления наблюдательности. Деятельность наблюдения включает бессознательные основы восприятия и сознательное его регулирование. Наше исследование было направлено на выявление уровня наблюдательности, как показателя состояния восприятия.
Наше исследование, выполненное с использованием методики исследования наблюдательности, показывает, что восприятием можно и нужно управлять. Все наши испытуемые обнаружили средний уровень наблюдательности, но действовали по-разному. Одни действовали систематично, другие хаотично. Одни старались не ошибиться и не ошибались, а другие, в силу эмоциональных причин, воспринимали задание и ограничения во времени как стресс.
Восприятие можно и нужно развивать. Развитое восприятие позволяет быстро учиться, реальнее воспринимать действительность, создавать основы для личностного и профессионального развития.
1 Э.Титченер. Очерки психологии. - СПб., 1998, с.22
2 А.Н. Леонтьев. Избранные психологические произведения, М., 1983, с.261
3 А.Н.Леонтьев. Лекции по общей психологии. - М., 2000, с.137
4 А.Н.Леонтьев. Там же.
5 А.Н. Леонтьев. Деятельность. Сознание. Личность. - М., 1975, с.157
6 Р.С. Немов. Психология. В 3-х кн. Кн.1.- М., 1998, с.137
7 Перевернутый мир Дж. Срэттона //Хрестоматия по ощущению и восприятию. - Режим доступа: www. psychology Online. Net
8 А.Н. Леонтьев психология образа //Хрестоматия по ощущению и восприятию. - Режим доступа: www. psychology Online. Net
9 Р. Грегори. Разумный глаз. - М., 2003, с.6
10 А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. Теоретическая психология. - М., 2003, с.152
11 Р.С. Немов. Психология. В 3-х кн. Кн.1.- М., 1998, с.139
12 А.Н.Леонтьев. Лекции по общей психологии. - М., 2000, с.140
13 Ч.Осгуд. Перцептивная организация //Хрестоматия по ощущению и восприятию - Режим доступа: www. psychology Online.
14 В.Рубин. Построение образа// Хрестоматия по ощущению и восприятию/ под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер - М., 1975, с 243
15 С.Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. - СПб, 2001, с.234
16 М.И. Еникеев. Общая и социальная психология. - М., 2000, с.118
17 Р. Грегори. Разумный глаз. - М., 2003, с.71
18 Дж. Брунер. Психология познания. За пределами непосредственной информации. - М., 1977, с. 66
19 Дж. Брунер. Психология познания. За пределами непосредственной информации. - М., 1977, с. 51
20 П.Фресс. Оптимум мотивации // Хрестоматия по психологии мотивации. - Режим доступа: www. psychology Online. Net
21 Х.Ф.Олпорт. Феномены восприятия // Хрестоматия по психологии ощущения и восприятия. - Режим доступа: www. psychology Online. Net
22 А.Г. Маклаков. Общая психология. - СПб., 2001, с. 216
23 Т.И Пашукова., А.И Допира., Г.В. Дьяконов. Практикум по общей психологии. - Режим доступа: myword..ru. Тема 2.4