Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 12:22, реферат
Психические познавательные процессы представляют собой последовательное отражение в сознании человека предметов и явлений объективного мира. В отечественной психологии выделяются три уровня познания окружающей действительности: элементарный (ощущение и восприятие), промежуточный (представление и воображение) и высший (мышление). Решение познавательных задач на элементарном и промежуточном уровнях обеспечивают процессы внимания и памяти, а на высшем - речь.
Ощущение - процесс отражения в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений объективной действительности, непосредственно воздействующих на его органы чувств. Оно представляет собой начальную ступень познания человеком окружающего мира и может рассматриваться как непосредственная связь сознания с внешним миром, превращение энергии внешнего раздражителя в факт сознания.
Характеристики воображения аналогичны представлениям и отличаются от них лишь по связи создаваемых образов с объективной реальностью.
Все рассмотренные психические процессы наиболее продуктивно работают при сосредоточении на них всего сознания, выполняемом на основе реализации процессуальных функций внимания.
Внимание - избирательная направленность сознания на конкретные предметы или явления объективного мира или субъективные процессы. Без него немыслима никакая психическая деятельность. Вместе с тем в психологии принято увязывать внимание, прежде всего, с психической познавательной деятельностью человека на элементарном (ощущения, восприятие) и промежуточном (представление, воображение) уровнях. Следовательно, оно не является процессом отражения действительности, а представляет собой лишь одну из сторон психической деятельности – ее динамики.
Физиологической основой внимания является образование стойких очагов возбуждения в одних участках коры головного мозга и торможения в остальных. Вследствие этого, функционирование внимания обеспечивается за счет специфического явления, обозначаемого понятием доминанты. Его сущность заключается в том, что в каждый момент психической деятельности в коре больших полушарий головного мозга существует участок с повышенной нервной возбудимостью, господствующий (доминирующий) над остальными. Именно в результате этого и осуществляется сосредоточение сознания человека на определенных предметах и явлениях. В результате этого внимание всегда имеет внешнее проявление: направление взгляда к воспринимаемому объекту, некоторое задержание дыхания, отсутствие лишних движений и др.
Выделяются следующие виды внимания: непроизвольное (сила воздействующего раздражителя или его новизна сосредоточивают сознание именно на его восприятии), произвольное (возникает в соответствии с поставленной целью и заранее избранным объектом) и после произвольное (вначале возникает как произвольное, а затем под воздействием положительной мотивации человека к объекту переходит в непроизвольное). В зависимости от преобладающего в конкретный момент времени вида психической познавательной деятельности также проявляются слуховое, зрительное и т.д. внимание.
Вниманию, как и всякому психическому процессу, также присущи свои собственные характеристики:
Наряду с психическими
процессами элементарного и промежуточного
уровней внимание оказывает влияние
и на высшую психическую познавательную
деятельность, представляемую мышлением.
По своей сути мышление
В процессе мышления человек отражает объективный мир иначе, чем в рассмотренных ранее процессах. Так если, например, в восприятии внешние явления отражаются так, как они воздействуют на органы чувств (цвет, форма, направление движения), то в мышлении выделяется лишь самое существенное в них (например, взаимные связи и отношения), что необходимо для решения конкретной мыслительной задачи.
Физиологическую основу мышления составляет взаимодействие первой и второй сигнальной систем в работе коры головного мозга. Ведущая роль принадлежит второй сигнальной системе - корковым связям, обеспечивающим отражение действительности на основе слов, понятий, категорий и соответствующих им образов.
В осуществлении процесса
мышления принимают участие все
отделы коры головного мозга. Вследствие
их взаимодействия мозговыми концами
анализаторов образуются сложные временные
связи и отношения (ассоциации). Далее
они дифференцируются, уточняются,
закрепляются и становятся новой
физиологической основой более
точных знаний о внешнем мире. Выполнение
этих психических действий обеспечивается
системами функционально
Мышлению человека присущ ряд особенностей, отличающих его от других психических познавательных процессов. Во-первых, оно имеет опосредованный характер, опирается на уже имеющиеся у человека знания законов природы, общества и др., исходит из предметного отражения мира (но не сводится к нему). К тому же мышление осуществляется в отвлеченном и обобщенном виде, использует преимущественно словесную форму обозначения предметов или явлений, органически связано с практической деятельностью человека.
К числу мыслительных операций относятся анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация, обобщение и систематизация (классификация). Формами мышления выступают понятие, суждение (рассуждение) и умозаключение, а способами – индукция и дедукция
В отечественной психологической науке принято выделять четыре основных вида мышления: наглядно-действенное (мышление, непосредственно включенное в деятельность человека), образное (мышление с использованием зрительных, слуховых и других образов воспринимавшихся ранее предметов и явлений). Не менее значимыми видами являются также творческое (выделение и обобщение в мышлении наиболее важных и существенных характеристик объективной действительности, а также несуществующих предметов и явлений) и отвлеченное (использование отвлеченных понятий, которые образно не представляются) мышление. Наряду с перечисленными также можно выделить еще ряд видов мышления в зависимости от его содержания, к числу которых относятся профессиональное, педагогическое, психологическое и другие.
Наиболее важными
Принято считать, что средствами мышления выступают образы и словесные обозначения предметов и явлений, подвергаемых мыслительному анализу. Первое из них позволяет существенно повысить продуктивность процесса мышления (например, шахматистов), однако у большинства людей его ведущим средством все же выступает речь.
Речь- процесс отражения объективной реальности в виде языковых или иных символов, используемых в мышлении, и их последующего звукового или письменного воспроизведения. Следовательно, речь, как психический процесс, выполняет две основные функции - обозначения (в мышлении) и общения (при обмене информацией с другими людьми посредством использования языка). Она является достоянием только человека.
Физиологической основой речи является связь соответствующих участков коры головного мозга, с одной стороны, с мыслительными процессами, а с другой - с нервно-физиологической деятельностью звукового аппарата.
Более подробное рассмотрение физиологических основ речи требует понимания сложнейшей системы условных рефлексов. Ее основу составляет вторая сигнальная система, условными раздражителями которой выступают слова в их звуковой или образной форме. Будучи вначале нейтральными раздражителями, они становятся условно-речевыми в процессе их повторного сочетания с первосигнальными, формирующими в сознании образы конкретных предметов и явлений. В результате они приобретают смысловое значение, становятся сигналами непосредственных раздражителей, с которыми ранее сочетались.
В мышлении, как психическом познавательном процессе, реализуются два вида речи: знаковая (образная), использующая знаки и образы предметов и явлений объективного мира, и словесно-логическая, реализующая в мыслительных операциях логические рассуждения с использованием слов, обозначающих те или иные предметы и явления. При этом считается, что продуктивность знаковой речи в мышлении во много раз превосходит словесно-логическую.
В общении виды речи значительно
разнообразнее. Здесь выделяются внешняя
и внутренняя речь, письменная и
устная, диалогическая и
О качестве речи, как средства мышления, принято судить по ее основным характеристикам: содержанию (направленностью выражаемых в ней мыслей) и последовательности (логичности использования в ней словесных и образных обозначений предметов и явлений объективного и субъективного мира).
Речь, активно участвуя в процессе мышления человека, одновременно как бы выступает внешним выразителем качества функционирования психических познавательных процессов в целом. Однако на ее характеристики, как, впрочем, и характеристики других познавательных процессов, существенное влияние оказывает относительно самостоятельная группа психических процессов, относящихся к эмоционально-волевой сфере психической деятельности человека, формируемой на основе психических эмоционально-волевых процессов.