Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 22:00, реферат
Мышление — это наиболее сложный познавательный процесс, который является высшей формой отражения мозгом окружаю¬щего мира.
Отметим отличительные черты мышления:
1) творчески перерабатывает уже имеющиеся представления и создает новые, которых в данных момент еще не существует ни у субъекта, ни в самой действительности;
2) способно отражать не только отдельные предметы, явле¬ния и свойства, но и существующие между ними связи, при¬чем в обобщенной форме.
1. Мышление.
2. Речь.
3. Воображение.
Психические процессы: мышление, речь, воображение.
1. Мышление.
2. Речь.
3. Воображение.
1. Мышление
1. Ответы на многие
В этом случае задачи решаются косвенным путем при помощи мыслительных действий или процессов мышления.
Мышление — это наиболее сложный познавательный процесс, который является высшей формой отражения мозгом окружающего мира.
Отметим отличительные черты мышления:
К опосредованному познанию человек прибегает в следующих случаях:
а) если непосредственное познание
невозможно, так как
наши анализаторы несовершенны или вовсе
отсутствуют,
например, человек не воспринимает ультразвук,
инфра
красное излучение, рентгеновские лучи;
б) если непосредственное познание
невозможно в усло
виях реального времени, например, археологические
и па
леонтологические раскопки;
в) если
непосредственное познание нецелесообразно,
на
пример,
нет смысла выходить на улицу, чтобы узнать
тем
пературу воздуха, более рационально посмотреть
на пока
зания градусника за окном или прослушать
прогноз
погоды;
и обобщенно познавать окружающую действительность.
2. Мышление классифицируется по различным основаниям.
Назовем наиболее часто используемые классификации видов мышления.
По характеру решаемых задач выделяется мышление теоретическое, с помощью которого устанавливаются общие закономерности, и практическое, посредством которого решаются конкретные задачи.По степени развернутости мышление бывает дискурсивным (задача решается постепенно, шаг за шагом) и интуитивным (решение приходит внезапно, на основании догадки).
В зависимости от оригинальности, новизны выделяют мышление репродуктивное (усвоение готовых знаний) и продуктивное (творческое).
По форме мышление бывает наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое.
Остановимся подробнее на последней классификации, как одной из наиболее часто применяемых, особенно в возрастной и педагогической психологии, психологии личности.
Наглядно-действенное мышление направлено на решение задач посредством внешних, практических действий.Часто применяется в быту, например, чтобы понять, для чего предназначены кнопки на магнитофоне, мы часто начинаем последовательно на них нажимать.
Эта форма мышления является наиболее элементарной, раньше других возникает в процессе онтогенеза и является основой для формирования более сложных видов мышления.
Наглядно-образное мышление опирается на представления или восприятие, так как задачи решаются посредством образов.
Однако образы мышления отличаются от образов восприятия своей обобщенностью и отвлеченностью в образах мышления отражены только наиболее важные и существенные свойства.
Словесно-логическое мышление — это мышление понятийное, когда задача решается при помощи рассуждений.
Форма мышления, посредством которой отражаются общие, наиболее существенные свойства явлений и предметов окружающего мира, называется понятием.
Понятия подразделяются на общие (отличаются большим объемом) и конкретные.
Общие понятия выражаются через конкретные, например, сажают не просто дерево как таковое, а конкретно березу, яблоню и т. д.
В процессе мышления человек рассуждает.
Суждения отражают существующие между предметами, явлениями, их свойствами связи.
Могут содержать либо утверждение какого-либо положения, либо отрицание.
Суждения подразделяются на общие, частные, единичные.
Общие суждения содержат утвердительную или отрицательную информацию обо всех предметах и явлениях («у детей высокая переключаемость внимания»).
Частные — только о части предметов и явлений, включенных в понятие («дети этого класса хорошо танцуют»).
Единичные — речь идет об индивидуальном понятии («Витя Иванов хорошо рисует»).
Как правило, в ходе рассуждения делаются какие-то выводы, тем самым создавая новые суждения.
Форма мышления, посредством которой сопоставляются и анализируются разнообразные суждения с целью получения нового суждения, называется умозаключением.Если умозаключение делается от единичного, частного суждения к общему, то это есть индукция.
Обратный процесс, когда единичный вывод формулируется на основе общего суждения, называется дедукцией.
Пример индукции: лису можно убить стрелой, отравленной ядом кураре.
Лиса — животное.
Животное можно убить ядом кураре.
Пример дедукции: животное можно убить стрелой, отравленной ядом кураре.
Заяц — животное.
Зайца можно убить ядом кураре.
Несмотря на все многообразие видов мышления в реальности они не существуют изолированно друг от друга.
3. Мыслительные
задачи решаются с помощью мыслительных
операций.
Назовем наиболее значимые из них.
Анализ — мыслительная операция, посредством которой производится разделение целого на составляющие его части.
Синтез — мысленное объединение отдельных частей в единый целостный образ.
Сравнение — мыслительная операция, благодаря которой происходит сопоставление предметов и явлений для обнаружения сходства и различия между ними.
Абстракция — мыслительная операция, в процессе которой выделяются значимые, существенные свойства предметов и явлений, при этом отвлекаются от несущественных свойств.
Обобщение — мыслительная операция, объединяющая явления и предметы по существенным, наиболее общим признакам.
Конкретизация — мысленный переход от общих понятий, суждений к единичным, соответствующим общим.
Наличие у человека выделенных мыслительных операций свидетельствует о хорошем уровне развития мышления.
4. Каждый человек
отличается от другого разнообразными
ка
чествами мышления.
Подробнее остановимся на их рассмотрении.
Широта ума — это способность человека видеть задачу в целом, масштабно, но при этом не забывать о важности деталей. О человеке, обладающем широтой ума, говорят, что у него широкий кругозор.
Глубина ума — умение человека разбираться в самой сущности вопроса.
Противоположным отрицательным качеством является поверхностность мышления, когда человек, обращая внимание на мелочи, не замечает главного, важного, существенного.
Самостоятельность мышления — способность человека выдвигать и решать новые задачи без помощи других людей.
Гибкость мышления — умение человека отказаться от выработанных ранее способов решения задач и нахождение более рациональных способов и приемов.
Противоположным отрицательным качеством является косность (стереотипность, ригидность) мышления, когда человек следует ранее найденным способам решения, несмотря на их непродуктивность.
Быстрота ума — способность человека в короткий срок разобраться в поставленной задаче, найти эффективные пути решения, сделать правильные выводы.
Часто наличие этого качества определяется особенностями функционирования нервной системы.
Про таких людей говорят — сообразительные, находчивые, смышленые.
Однако следует отличать быстроту мышления от торопливости, когда человек бросается решать задачу, до конца не обдумав ее, а выхватив лишь одну какую-то сторону.
Критичность ума — способность человека давать объективную оценку себе и окружающим, всесторонне проверяя все существующие решения.
Примером критичности можно считать высказывание Сократа, который говорил: «Я знаю только то, что ничего не знаю».
Таким образом, каждый человек обладает своими индивидуальными особенностями, характеризующими его мыслительную деятельность.
5. Вопрос о психологической природе творчества до сих пор остается открытым.
В настоящее время ответить на этот вопрос можно лишь частично.
Дж. Гилфорд полагал, что творческое мышление характеризуется преобладанием четырех особенностей:
1) оригинальность, необычность высказываемых идей, ярко
выраженное стремление к интеллектуальной новизне.
По словам исследователя, творческая личность всегда имеет собственный взгляд на все происходящее;
Нахождение
оптимальной мотивации и
Качества, препятствующие развитию творческого мышления:
под которым подразумевается наличие у человека общих умственных способностей, благодаря чему он успешно справляется с разнообразными задачами.
Наличие творческого мышления — важный показатель интеллекта человека, для его формирования необходимо придерживаться определенной линии воспитания.
6. Существуют следующие пути развития мышления:
Информация о работе Психические процессы: мышление, речь, воображение