Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 07:12, контрольная работа
Воображение - это психический познавательный процесс создания образов объектов ранее частично или полностью не воспринимавшихся субъектом. Это специфическое преобразование прошлого опыта человека.
1 Определение воображения.
2 Роль воображения в жизни человека.
3 Функции воображения.
4 Связь воображения с другими психическими процессами.
5 Виды воображения.
Часто в житейской
психологии грезы считаются
Пассивное непреднамеренное воображение создает образы при особых состояниях личности или его организма, когда человек не управляет процессом создания этих образов. Разновидностями пассивного непреднамеренного воображения являются сновидения и галлюцинации.
Под сновидением многие ученые понимают образы воображения, которые возникают у человека во время быстрого сна, и представляют собой создание новых образов в результате сочетания образов, извлеченных из долговременной памяти, и образов восприятия, полученных в течение предшествующего дня. По мнению З.Фрейда и его последователей сновидения – это символическое выражение бессознательного для сознания.
Галлюцинации это
психологический феномен, при
котором кажущийся образ
Активное воображение
также имеет два подвида:
Воссоздающее воображение такой вид воображения, в ходе которого возникают новые образы на основании восприятия описаний, схем, чертежей, нотных записей и пр. Его образы относительно новые и обычно цель такого вида воображения создать образ максимально приближенный к реальному. Этот вид воображения играет ведущую роль в обучении, позволяя через создаваемые обучающимся образы изучаемого явления уяснить его суть.
Творческое воображение представляет собой такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы, имеющие личную или общественную ценность. Основным в процессе творческого воображения выступают модификация и трансформация образов, создание новых синтетических композиций. Творческому воображению придают направленность осознанные потребности практики и познания, а также возможность образного предвидения результатов собственных действий. Чтобы воображение не превратилось в бесплодную игру ума, субъект в деятельности должен придерживаться некоторых ограничительных условий. К числу этих условий относится, во-первых, учет связи нового образа с существующей действительностью. Поэтому полезно, когда комбинаторика наглядных элементов образа творческого воображения регулируется абстрактным мышлением, т.е. осуществляется по правилам логики. Вторым условием является выяснение того, насколько образы воображения оригинальны.
Творческое воображение может создавать образы субъективно новые («изобретение велосипеда») и объективно новые (как результат научной или художественной деятельности).
Активное воображение у конкретного человека может достигать разного уровня. Об уровне развития воображения можно судить по: содержательности образов; их жизненному значению для теоретической и практической деятельности; перспективной целеустремленности образов; их новизне; оригинальности и др.
Особое место в системе видов воображения занимает мечта. Мечта – это деятельность воображения, проявляющаяся в создании оптимистических замыслов, осуществление которых человек ожидает в будущем. Из всех проявлений активного, произвольного воображения мечта особенно сильно вплетена в человеческую жизнь. С самого раннего детства и до глубокой старости человек постоянно на что-то надеется, чего-то ждет. Мечта является большой побудительной силой, заставляющей нас напряженно трудиться, чтобы достичь желаемых результатов. По мере того, как осуществляются одни мечты, появляются другие.
Мечта отличается от творческого воображения тем, что: 1) представляет собой создание образов желаемого будущего самого человека; 2) не включена в творческую деятельность, то есть не дает немедленный и непосредственно объективный продукт в виде научного изобретения, художественного произведения, технического изобретения и т.п.
Между воображением и
личностными особенностями
Одновременно из особенностей
воображения вытекают, на их основе
формируются различные черты
характера человека. Отсутствие возвышенной
мечты связано с прозаичностью.
Недостаточное соотнесение
Предполагается, что воображение принимает участи в формировании у человека чуткости, тактичности, сочувствия и умения сопереживать другому человеку.