Психические процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 15:07, реферат

Описание работы

Психический процесс - психическое явление (наряду с психическим состоянием и психическими свойствами). Понимание психического как процесса разработано С. Л. Рубинштейном и его учениками (А. В. Брушлинский и др.) в развитие теории И. М. Сеченова и раскрывает основной способ существования психического. Психическое существует прежде всего как процесс - живой, предельно пластичный, непрерывный, никогда изначально полностью не заданный, а потому формирующийся и развивающийся, порождающий те или иные продукты или результаты (психические состояния и образы, понятия, чувства, решение или нерешение задачи и т.д.).

Содержание работы

Введение
1. Общее понятие об ощущениях
2. Восприятие
3. Процесс мышления
4. Воображение
5. Понятие памяти и ее классификация
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

ыявч.doc

— 59.00 Кб (Скачать файл)

Оно обеспечивает формирование образных представлений по описаниям, творческое конструирование и фантазирование. Все это свидетельствует об интегративной  сущности процесса воображения: в нем  объединяются чувственная, рациональная и мнемическая сферы психики человека.

Образы, возникающие в процессе воображения, активизируют эмоциональную  сферу человека, мобилизуют его энергию  на достижение будущих результатов. Посредством воображения будущее  детерминирует поведение человека. Каждый акт мышления включает в себя воображение. Только благодаря ему становится возможной абстракция, такие методы познания, как экстраполяция и интерполяция, мысленный эксперимент. Глубокое проникновение в действительность требует свободного отношения сознания к элементам действительности.

Воображение обеспечивает целостность  и константность восприятия. Оно  ориентирует человека в бескрайних пространствах будущего и позволяет  реконструировать картины далекого прошлого.

Способность человека предвидеть и глубоко переживать воображаемые этические ситуации — основа его нравственного поведения.

Окружающая среда является для  человека многослойным проблемным миром, осознание которого невозможно без  достаточно развитого воображения. Оно обеспечивает человеку знаковое овладение миром и лежит в основе идеального отражения действительности.


 

5. Понятие памяти и ее классификация


 

Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности — воспроизводятся. Эти процессы называются памятью. «Без памяти, — писал C. Л. Рубинштейн, — мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом».

Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.

Память можно определить как  способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. У человека есть три вида памяти, гораздо более мощных и продуктивных, чем у животных: произвольная, логическая и опосредствованная. Первая связана с широким волевым контролем запоминания, вторая—с употреблением логики, третья — с использованием разнообразных средств запоминания, большей частью представленных в виде предметов материальной и духовной культуры. Более точно и строго, чем это сделано выше, память человека можно определить как психофизиологический и культурный процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Эти функции являются для памяти основными. Они различны не только по своей структуре, исходным данным и результатам, но и по тому, что у разных людей развиты неодинаково. Есть люди, которые, например, с трудом запоминают, но зато неплохо воспроизводят и довольно долго хранят в памяти запомненный ими материал. Это индивиды с развитой долговременной памятью. Есть такие люди, которые, напротив, быстро запоминают, но зато и быстро забывают то, что когда-то запомнили. У них более сильны кратковременный и оперативный виды памяти.

Классификация видов памяти по характеру  психологической активности включает в себя: двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую.

Заключение


 

Психические процессы - отдельные  проявления психической деятельности человека, (условно) вычленяемые в  качестве относительно изолированных  объектов исследования. Каждый психический  процесс имеет общий объект отражения  и единую отражательно-регуляционную специфику.

Психические процессы являются формами  отражения субъектом объективной  реальности в процессе деятельности центральной нервной системы  и выступают в качестве первичных  регуляторов поведения.

К познавательным психическим процессам  относятся психические процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. В их число входят ощущение, восприятие, представление, память, воображение, мышление, речь и внимание. Благодаря данным процессам человек получает сведения об окружающем его мире и о себе.

Психические процессы выражаются в  специфическом содержании: функция  чувствительности – в ощущениях, процессы памяти — в воспроизведенных образах представления. Элементарное содержание, связанное с функциями, образует как бы состав психической  жизни; более сложные образования, возникающие в психических процессах – образы восприятия, представления и т. п.,— составляют ее качественно новое содержание. Все психические процессы, как и функции, рассматриваются нами в единстве с их специфическим содержанием.

Психические процессы выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека. Психические процессы имеют определенное начало, течение и конец, т. е. обладают определенными динамическими характеристиками, к которым прежде всего относят параметры, определяющие длительность и устойчивость психического процесса. На основе психических процессов формируются определенные состояния, происходит формирование знаний, умений и навыков.

Список литературы


 

Выготский Л.С. Развитие высших психических  функций.- М.: Изд. АПН РСФСР, 1987.

Громова Е.А. Эмоциональная память и её механизмы.- М. Просвещение, 1980.

Немов Р.С. Общая психология: Учебник  для студентов вузов. М.: Гуманитар.изд.центр  ВЛАДОС, 2005.

Общая, социальная и юридическая  психология: Учебник для вузов / М. Еникеев. – СПб.: Питер, 2007.

Психология. Учебник для гуманитарных вузов/ Под ред. В.Н. Дружинина.- СПб.: Питер, 2002.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 томах. Т.1. –М.: Педагогика, 1989.

Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти.- М.: Просвещение. 1982.



Информация о работе Психические процессы