Психические процессы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 13:25, лекция

Описание работы

1) Познавательные процессы
2) Волевые процессы (сознательная регуляция поведения и деятельности человека) – самоконтроль и само регуляция
3) Эмоциональные процессы (импульсивное отражение воздействий среды, которое может носить как благоприятный, так и неблагоприятный характер)

Файлы: 1 файл

Лекция от 14 окт. Познавательные процессы.doc

— 38.00 Кб (Скачать файл)

Лекция по психологии от 14 октября

  1. Психические процессы:
  2. Познавательные процессы
  3. Волевые процессы (сознательная регуляция поведения и деятельности человека) – самоконтроль и само регуляция
  4. Эмоциональные процессы (импульсивное отражение воздействий среды, которое может носить как благоприятный, так и неблагоприятный характер)
  5. ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ – текущая модификация сознания человека, определенный уровень работоспособности организма,  характерный для него в данный момент. Это временнОй показатель деятельности психики, он также ситуативен (зависит от ситуации).

Общее базовое психическое состояние организма – состояние бодорствания 

Выделяются  также следующие состояния:

    1. Мотивационное состояние – увлечение, интерес, стремление, намерение.
    2. Состояние организованности (рассеянности) сознания (связано с деятельностью внимания) – состояние наблюдательности, общая организация деятельности
    3. Эмоциональное состояние – настроение, состоние эмоциональной напряженности.
    4. Пограничное состояние – состояние, которое не выходит за нормы, но сигнализирует о некоторых трудностях. Примеры: невротические состояния, стрессовые состояния, депрессия.
    5. Акцентуация сознания.
  1. ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА – устойчивая структура личности, позволяющая своеобразно взаимодействовать с окружающим миром.  На основе данной структуры выделяются социотипы.

Свойства:

    1. Темперамент – природное образование.
    2. Характер – социальное образование, с помощью которого можно усовершенствовать недостатки темперамента.
    3. Направленность человека – ценностно-смысловое ядро личности. Включает в себя: установки, позиции, принципы, идеалы, мировоззрение
    4. Способности человека – такие психические образования, помогающие человеку осваивать ЗУН (Знания, Умения, Навыки), а также деятельность

   Основатель это классификации – И. Кант. Все эти явления отражают единый поток сознания.

 

Сознание  как высший уровень психики. Сознание развивается в процессе трудовой и коллективной деятельности, в деятельности общения.

Основной принцип психологии – принцип единства сознания и деятельности: деятельность сознательна, а сознание деятельностно. Именно в процессе деятельности развивается целенаправленность, осмысленность, рефлексия, предвосхищение результата деятельности. Деятельность стала механизмом объединения людей. На основе первосигнальной системы развивается второсигнальная система (мышление, память, речь); также развиваются механизмы нравственного сознания человека (в виде ответственности, например), появляется совесть (как механизм самоконтроля и самопринуждения).

   Психическое развитие человека: развитие интеллекта, понятийного мышления, воли, т.е. деятельность всей системы рационального сознательного поведения связана с культурно-историческим развитием общества. Идеальные образы формировались на социальной основе. Постепенно поведение человека все больше стало регулироваться не естественными импульсами (инстинктами), а социально-обусловленными требованиями, моральными правилами.

   Слово,  язык, речь становятся знаковой системой социально-обобщенного отражения мира. Человек учится осуществлять аналитико – синтетическую деятельность, обобщает, классифицирует явления, соотносит с прошлым опытом и прогнозирует будущий. Наряду с наследственными, а также социально приобретенными формами поведения, человек овладевает новым средством ориентировки – знания, которые представляют собой концентрированный опыт человечества, на основе чего развивается сознание. Сознание – совокупное знание.

   На основе индивидуального сознания развивается общественное сознание, которое включает в себя такие сферы, как:

- наука

- право

- искусство

- религия

Все эти сферы образуют идеологию – ценностные ориентиры конкретного общества. Сознание человек отражает существенные стороны, закономерные связи, всеобщие законы.

    Сознание связано  с самосозанием, - субъективная особенность индивидуального сознания, это система ценностно-смысловых, личносных отношений человека к миру.

    Сознание развивается  через механизм бидоминанты (Бидоминанта  – внутриличностаня коммуникация, которая реализуется через общение человека самого с собой, со своим внутренним миром).

           Сознание шире чем мышление, оно включает в себя все формы    психики:

  1. Низшие – чувственное восприятие мира
  2. Рациональные структуры – например, интеллект
  3. Эмоционально-волевую сферу.

 

Критериями помрачнения сознания являются:

    1. Отсутствие отчетливого восприятия
    2. Дезориентация во времени и пространстве
    3. Несвязанность мышления
    4. Стертость воспоминаний

Таким образом, сознание – отражение мира в социально-выработанных формах – понятиях и оценочных  суждениях. Нормой для личности является отражение мира в объективных взаимосвязях и смысловых значениях.

Критерии сознательного  поведения личности: концептуальное организованное поведение, основанное на соотнесении явлений действительности с понятийной сферой человека


Информация о работе Психические процессы