Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 13:25, лекция
1) Познавательные процессы
2) Волевые процессы (сознательная регуляция поведения и деятельности человека) – самоконтроль и само регуляция
3) Эмоциональные процессы (импульсивное отражение воздействий среды, которое может носить как благоприятный, так и неблагоприятный характер)
Лекция по психологии от 14 октября
Общее базовое психическое состояние организма – состояние бодорствания
Выделяются также следующие состояния:
Свойства:
Основатель это классификации – И. Кант. Все эти явления отражают единый поток сознания.
Сознание как высший уровень психики. Сознание развивается в процессе трудовой и коллективной деятельности, в деятельности общения.
Основной принцип психологии – принцип единства сознания и деятельности: деятельность сознательна, а сознание деятельностно. Именно в процессе деятельности развивается целенаправленность, осмысленность, рефлексия, предвосхищение результата деятельности. Деятельность стала механизмом объединения людей. На основе первосигнальной системы развивается второсигнальная система (мышление, память, речь); также развиваются механизмы нравственного сознания человека (в виде ответственности, например), появляется совесть (как механизм самоконтроля и самопринуждения).
Психическое развитие человека: развитие интеллекта, понятийного мышления, воли, т.е. деятельность всей системы рационального сознательного поведения связана с культурно-историческим развитием общества. Идеальные образы формировались на социальной основе. Постепенно поведение человека все больше стало регулироваться не естественными импульсами (инстинктами), а социально-обусловленными требованиями, моральными правилами.
Слово, язык, речь становятся знаковой системой социально-обобщенного отражения мира. Человек учится осуществлять аналитико – синтетическую деятельность, обобщает, классифицирует явления, соотносит с прошлым опытом и прогнозирует будущий. Наряду с наследственными, а также социально приобретенными формами поведения, человек овладевает новым средством ориентировки – знания, которые представляют собой концентрированный опыт человечества, на основе чего развивается сознание. Сознание – совокупное знание.
На основе индивидуального сознания развивается общественное сознание, которое включает в себя такие сферы, как:
- наука
- право
- искусство
- религия
Все эти сферы образуют идеологию – ценностные ориентиры конкретного общества. Сознание человек отражает существенные стороны, закономерные связи, всеобщие законы.
Сознание связано с самосозанием, - субъективная особенность индивидуального сознания, это система ценностно-смысловых, личносных отношений человека к миру.
Сознание развивается
через механизм бидоминанты (
Сознание шире чем мышление, оно включает в себя все формы психики:
Критериями помрачнения сознания являются:
Таким образом, сознание – отражение мира в социально-выработанных формах – понятиях и оценочных суждениях. Нормой для личности является отражение мира в объективных взаимосвязях и смысловых значениях.
Критерии сознательного
поведения личности: концептуальное
организованное поведение, основанное
на соотнесении явлений