Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 00:17, доклад
сновы психоаналитического подхода к пониманию развития психики в онтогенезе заложены 3. Фрейдом (1856—1939)1. Психическое развитие в психоанализе отождествляется с процессом усложнения сферы влечений, мотивов и чувств, с развитием личности, с усложнением ее структур и функций. Фрейд выделял три уровня психики человека (по критерию принципиальной возможности осознания психических процессов) — сознание, предсознание и бессознательное.
Психическое
развитие с позиций
классического психоанализа 3.
Фрейда
Основы психоаналитического
Я (Эго) — рациональная и
в принципе осознаваемая часть
личности. Она возникает по мере
биологического созревания
человека так, чтобы его инстинктивные требования были удовлетворены, а ограничения общества и сознания не были бы нарушены. При содействии Эго конфликт между индивидом и социумом в течение жизни должен ослабевать. Сверх-Я (Супер-Эго) как структурная составляющая личности формируется последней, между 3 и 6 годами жизни.
Супер-Эго представляет собой совесть, эго-идеал и строго контролирует соблюдение норм, принятых в данном обществе. Тенденции со стороны Ид и Супер-Эго, как правило, имеют конфликтный характер, что порождает тревогу, нервозность, напряженность индивида. В ответ Эго создает и использует ряд защитных механизмов, таких, как вытеснение, рационализация, сублимация, проекция, регрессия и др. Однако пока Эго ребенка еще слабо, не все конфликты могут быть разрешены. Переживания становятся длительными, «фиксируются», образуя определенный тип характера, т.е. фундамент личности закладывается переживаниями раннего детства. Необходимо отметить, однако, что Фрейд не изучал детскую психику специально, а пришел к формулированию основных положений своей теории развития личности, анализируя невротические нарушения взрослых пациентов. Подходы к пониманию детской сексуальности изложены Фрейдом еще в начале XX в. в «Трех очерках по теории сексуальности» (1905). Он исходил из идеи, что человек рождается с неким количеством сексуальной энергии (либидо), которая в строго определенной последовательности перемещается по разным областям тела (рот, анус, гениталии). Фрейд наметил порядок развертывания психосексуальных стадий по мере созревания организма (биологический фактор развития) и считал, что стадии универсальны и присущи всем людям, независимо от их культурного уровня. Периодизацию возрастного развития 3. Фрейда называют психосексуальной теорией личности, поскольку центральная линия его теории связана с сексуальным инстинктом, понимаемым широко как получение удовольствия. Названия стадий личностного развития (оральная, анальная, фаллическая, генитальная) указывают на основную телесную (эрогенную) зону, с которой связано ощущение удовольствия в этом возрасте.
Стадии — это своего рода
ступени на пути развития, и
существует опасность «
1. Оральная
стадия продолжается от
2. Анальная
стадия развития личности, связанная
с возникновением Эго,
Правильный воспитательный подход опирается на внимание к состоянию ребенка, на поощрение детей к регулярному опорожнению кишечника. Эмоциональная поддержка опрятности как проявления самоконтроля имеет, по Фрейду, долговременный позитивный эффект в становлении аккуратности, личностного здоровья и даже гибкости мышления.
При неблагоприятном варианте развития родители ведут себя чрезмерно строго и требовательно, добиваются опрятности как можно раньше, ориентируясь в основном на формальные режимные моменты. В ответ на эти неадекватные требования у детей возникают своего рода протестные тенденции в виде «удерживания» (запоров) или, напротив, «выталкивания». Эти фиксированные реакции, распространившись позже на другие виды поведения, приводят к складыванию своеобразного типа личности: анально-удерживающего (упрямого, скупого, методичного) или анально-выталкивающего (беспокойного, импульсивного, склонного к разрушению).
3. Фаллическая
стадия (3—6 лет) — стадия
У девочек
Фрейд подразумевает
4. Латентная
стадия — сексуальное затишье,
от 6—7 лет до 12 лет, до начала
подросткового возраста. Запас энергии
направляется на несексуальные
цели и занятия — учебу,
спорт, познание, дружбу со сверстниками,
в основном своего пола. Фрейд
особо подчеркивал значение
5. Генитальная
стадия (12 — 18 лет) — стадия, обусловленная
биологическим созреванием в
пубертатный период и
Гениталъный характер — это идеальный тип личности с психоаналитической позиции, уровень зрелости личности. Необходимое качество генитального характера — способность к гетеросексуальной любви без чувства вины или конфликтных переживаний. Зрелая личность характеризуется Фрейдом гораздо более широко: она многогранна, и ей присущи активность в решении жизненных проблем и способность прикладывать усилия, умение трудиться, умение откладывать удовлетворение, ответственность в социальных и сексуальных отношениях и забота о других людях. Таким образом, детство интересовало 3. Фрейда как период, который преформирует взрослую личность. Фрейд был убежден, что все самое существенное в развитии личности происходит до пятилетнего возраста, а позже человек уже только «функционирует», пытается изжить ранние конфликты, поэтому каких-либо особых стадий взрослости он не выделял. При этом само детство отдельного индивида преформировано событиями из истории развития человеческого рода (эта линия представлена возрождением Эдипова комплекса, аналогией оральной стадии в развитии личности и каннибальской стадии в истории человеческого сообщества и т.п.). Самые значимые факторы становления личности в классическом психоанализе — это биологическое созревание и способы общения с родителями. Неудачи приспособления к требованиям среды в раннем детстве, травматические переживания в детские годы и фиксация либидо предопределяют глубокие конфликты и болезни в будущем.
Таблица 7
Психоанализ 3. Фрейда
Основной
предмет
исследования
Методы
исследования
Основные
понятия
Уровни психики (сознание, предсознание,
бессознательное), структура личности
(Ид, Эго, Супер-Эго), психологическая защита,
сексуальная энергия (либидо), сексуальный
инстинкт, инстинкт жизни, инстинкт смерти,
стадии психосексуального развития, эрогенные
зоны, принцип удовольствия, принцип реальности,
Эдипов комплекс, комплекс Электры, идентификация,
конфликт, остаточное поведение, фиксация,
генитальный характер.
Основные
идеи Изначальный
антагонизм ребенка и внешнего мира, развитие
личности как адаптация индивида к социальному
миру. Развитие личности = психосексуальное
развитие. Развитие личности наиболее
интенсивно в первые 5 лет жизни, завершается
с окончанием полового созревания. Стадии
развития личности в неизменной, заданной
биологическим созреванием последовательности:
оральная, анальная, фаллическая, латентная,
генитальная.
Факторы
развития Внутренний
(биологическое созревание, преобразования
количества и направленности сексуальной
энергии) и внешний (социальный, влияние
общения с родителями).
Ценное Динамическая концепция развития, показано единство душевной жизни человека, значимость детства, важность и долговременность родительского влияния. Идея чуткого внимания по отношению к внутреннему миру ребенка
Направления
Критики
— Отсутствие строгих
Ценность психоаналитической
Информация о работе Психическое развитие с позиций классического психоанализа 3. Фрейда