Психическое развитие в младенчестве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 12:30, лекция

Описание работы

Социальная ситуация развития новорожденного ребенка не является завершенной, поскольку социальным окружением есть родители, но еще отсутствует ведущая деятельность ребенка - обратная реакция внимания взрослых На основе этого возникает противоречие этого возрастного этапа: ребенок а чувствует максимальную потребность во взрослом и одновременно не обладает специфическими средствами воздействия на него Для преодоления этого противоречия ребенку необходимо научиться реагировать на взрослых Этому способствуют и ки приемы формирования потребности в общении со стороны родителей, как контакт взглядов; улыбка (выразительный элемент мимики, говорит о положительном отношении к ребенку) физическое прикосновение, который сопровождает ться мягкой разговором, использование игрушки в акте речевого общения; паузы при разговоре с целью предоставить ребенку возможность \"ответитьти".

Файлы: 1 файл

Психология.docx

— 25.50 Кб (Скачать файл)

1)Поскольку мозг новорожденного ребенка еще продолжает развиваться, поэтому ее психическая жизнь является проявлениями работы подкорковых центров, а также недостаточно развитых отделов коры

Социальная ситуация развития новорожденного ребенка не является завершенной, поскольку социальным окружением есть родители, но еще отсутствует ведущая деятельность ребенка - обратная реакция внимания взрослых На основе этого возникает противоречие этого возрастного этапа: ребенок а чувствует максимальную потребность во взрослом и одновременно не обладает специфическими средствами воздействия на него Для преодоления этого противоречия ребенку необходимо научиться реагировать на взрослых Этому способствуют и ки приемы формирования потребности в общении со стороны родителей, как контакт взглядов; улыбка (выразительный элемент мимики, говорит о положительном отношении к ребенку) физическое прикосновение, который сопровождает ться мягкой разговором, использование игрушки в акте речевого общения; паузы при разговоре с целью предоставить ребенку возможность \"ответитьти".

течение периода новорожденности  у ребенка постепенно появляются такие новообразования, как разложения акта восприятия, появление подражания и акта познания, зрительные и слуховые сосредоточения, проявления активног го интереса к окружающему.

Центральным новообразованием этого периода является появление комплекса оживления - положительной эмоционально-действенной реакции новорожденного (улыбка, интенсивные движения ножками и ручками, гуление) на появление взрослого, особенно на голос матери ее лицо, прикосновение.

Появление комплекса оживления  является психологическим критерием  окончания кризиса и периода новорожденностина смену которому приходит новая стадия развития - стадия младенца Примерно это происходит в период от двух недель до двух месяцев жизни ребенка (настоящее время является индивидуальным)

Основные анатомо-физиологические  особенности новорожденного

течение первого года жизни  ребенок интенсивно развивается  как физически, так и психически

Рост здорового ребенка-младенца за первый год его жизни увеличивается  примерно в 1,5 раза, а вес составляет почти 9-10 кг Младенец отличается от взрослого  пропорциями тела: имеет сравнительно большую голов вку, что составляет 1/4 всего тела (у взрослого человека 1/8), короткие ножки, составляют примерно 1/3 всей длины тела Начинают появляться молочные зубкики.

Интенсивно  развивается нервная  система Быстро развиваются  анализаторы, в частности, их мозговые части Устанавливаются связи между различными участками коры головного мозга, проявлением чего является постепенное разви ток условных рефлексов младенцевни.

Особенности психического развития младенца

Главной особенностью психического развития младенца является то, что его социальная ситуация развития является завершенной, поскольку  благодаря появлению комплекса оживления ребенок начинает проявлять обратную реакцию внимания родителей - ее социального окружения Появляется первая ведущая деятельность ребенка этого возраста -непосредственное эмоциональное общение Специфическая особенность этого типа деятельности состоит в том, что ее предметом является другой человек (эмоциональная реакция на появление взрослого) Когда предметом деятельности является другой человек, то такая деятельность и является спилкув ния, а условно его называют непосредственным эмоциональным

Схематично  социальная ситуация развития младенца выглядит так:

Л С  Выготский назвал социальную ситуацию развития младенца ситуацией \"Мы\" Ее суть заключается в том, что вся активность ребенка вплетена в жизнь и деятельность взрослых, ухаживающих за ней Ребенок практической чно ничего не может сделать без дорослислих.

Социальная  ситуация развития и ведущая деятельность первого года жизни ребенка обусловливают появление ряда психических новообразований этого возраста:

1) происходит  активное развитие познавательных психических процессов (вопросы для самостоятельной проработки);

2) происходят изменения в поведении: появляется общая закономерность любого поведенческого акта: сначала сориентироваться, а затем действовать, на 5-6 месяца комплекс оживления заменяется на другие формы поведения, ребенок должен постоянно с окрашенное самоощущение, возникает акт хватания - первая организованная, направлено действие; появляются первые \"вопрос\", которые ребенок задает взрослому в форме действия, взгляда, жеста, которые возможно понять лишь в с итуации действия; появляется потребность в общении со взрослыми

3) развивается речи младенца: появление автономного речи (многократное повторение слогов ба-ба-ба, ма-ма-ма и тд), ребенок различает интонацию и соответственно реагирует на ее, на конец не-говоря возраста у ребенка возникает пер рше понимания слов (до 20), они уже произносят 10-12 слов (\"на\", \"дай\", \"мама\", \"папа\""...).

Центральным новообразованием немовлячого возраста является хождение Это первое, что отделяет ребенка от взрослого Появление хождение в сочетании с языком свидетельствует о распаде социальной ситуации развития этого возраста (ситуации \"Мы\"), поскольку теперь д ребенок может вести взрослого куда она хочет, или попросить то, что ему нужно и тт.д.

Такие изменения влекут кризис первого года жизни ребенка Ее причина заключается в том, что происходит переход от биологического типа развития (сформирована поведение, беспомощность, потребности только в тепле и пищи) к социальному (активность, потребность в общении с другим человеком и познании окружающего мира), а лишь эмоционального общения для такого перехода недостаточным.

Главным признаком этого кризиса является резкий рост независимости ребенка от взрослых: она активно осваивает ходьбу и предметные действия, при этом сам выбирает куда идти или какие действия совершать Обычно взрослые в определенных ситуациях корректируют или запрещают такие действия Это вызывает появление кратковременных аффективных реакций (плаксивость, мрачность), иногда нарушение сна, потеря аппетита тощщо.

Важным  в преодолении  кризиса первого  года является установление социальных связей ребенка  со всеми членами  семьи Это обусловливает появление в результате кризисных переживаний чувство доверия младенца к объектам окружающей шнього мира Взрослым нужно перестроить отношения с ребенком, предоставить ей больше свободы и самостоятельности в разрешенных пределах.

  • переход к новому способу функционирования (от внутриутробного к внеутробному функционированию) обеспечивается только взрослыми (защита от холода, шума и яркого света, питание и т.д.)
  • биологическая беспомощность ребенка
  • социальная опосредованность условий жизни ребенка
  • отсутствие сформированных поведенческих актов и терморегуляции
  • реакция сосредоточения на лице матери
  • комплекс оживления – эмоциональная положительная реакция, сопровождаемая движением и звуками, зарождение координации движений, попытка воздействовать на взрослого
  • появление зрительного и слухового сосредоточения
  • возможность появления условных рефлексов на зрительные и слуховые раздражители.

2) Социальная ситуация. Биологическая беспомощность младенца, полная зависимость в удовлетворении  потребностей от взрослых. Младенец лишен основного средства социального общения – речи.

Социальная ситуация связанности  ребенка с взрослым. Л. С. Выготский назвал ее социальной ситуацией «МЫ». Жизнь и поведение опосредуется или реализуется в сотрудничестве с взрослым.

3)

 

 

 

 

4) 2. Психическое развитие в младенчестве  

 

Ведущая деятельность. Эмоциональное общение со взрослым – ведущая деятельность младенца первого полугодия жизни, в котором происходит психологическое развитие ребенка и возникают новые формы деятельности. Общение проходит следующие стадии: непосредственное общение (общение ради общения); общение по поводу предметов; общение как совместная деятельность.

К 4-5 месяцам общение приобретает  избирательный характер. Средства общения  – экспрессивные действия  (улыбка, двигательные реакции).

Ситуативно-личностное общение  оказывает огромное влияние на психическое  развитие младенца:

- благодаря субъектному,  личностному отношению взрослого  младенец начинает выделять самого  себя как отдельного субъекта  общения.

- к концу первого полугодия  формируются аффективно- личностные  связи с близкими взрослыми.

Эмоциональное общение со взрослым стимулирует познавательную активность младенца, направленную на окружающие предметы.

Психическое развитие. Ощущение, восприятие. На втором  месяце появляется и совершенствуется зрительное сосредоточение. К 3 месяцам его продолжительность достигает 7 – 8 секунд. Со 2 месяца отмечается способность к различению простейших цветов. На 3-4 месяце  наблюдается восприятие формы предметов (большое внимание проявляет к изогнутым предметам). Слуховые и зрительные способности не отличаются от таковых у взрослых.

Ребенок может длительно  сосредотачиваться при разглядывании, правильно связывает слуховые и  зрительные впечатления. Активно развивается  пространственное восприятие.

В 4 месяца ребенок не просто видит, а смотрит. С 6 месяцев наблюдается  активный интерес к цвету (при  сенсорном голоде может развиться  синдром «белого потолка»). К 8 – 10 месяцам за меняющимися впечатлениями  ребенок начинает воспринимать предметы как нечто существующее в пространстве. Впечатления превращаются в образы восприятия.

Внимание Первоначально выступает как реакция сосредоточения. Влечет за собой развитие познавательного отношения к окружающему. Появления внимания способствует зарождению более сложных форм поведения и деятельности

Память. Проявляется в форме запечатления и узнавания. Из явлений памяти первым проявляется узнавание(после3-4 месяцев ребенок узнает лицо матери в любое время дня).

Появляется ассоциативная  память. После 8 месяцев появляется воспроизведение. Функционирует «внутри» ощущений и восприятий.

Сначала развивается двигательная, эмоциональная и образная память, а к концу года складываются предпосылки  для развития словесной памяти.

Мышление. Развитие сенсорных и двигательных процессов является основой для проявления первоначальных форм наглядно-действенного мышления. К концу 1 года появляются первые признаки сенсомоторного интеллекта. Появление наглядно-действенного интеллекта, критерием которого служит использование одних действий в качестве средства для достижения других.

Речь. Возникает внимание к речи взрослого. В возрасте 1,5 до 4 месяцев выделяются короткие звуки, носящие характер спокойного повествования – гукание. В первом полугодии формируется речевой слух, при этом сам ребенок издает звуки – гуление.

К шести – семи месяцам  средства и формы диалога уже  значительно усложняются. Даже плач малыша приобретает множество не существовавших в первые дни оттенков. Плач от страха и плач от дискомфорта также отличаются, как плач-призыв и плач-сочувствие. Во втором полугодии ребенок произносит звуковые сочетания – лепет. К концу 1 года понимает 10-20 слов и реагирует на них и сам произносит одно или несколько слов. Складывается автономная речь.

Развивается инициативное употребление осмысленных слов. Устанавливается  связь между названием предмета и самим предметом.

Эмоциональное развитие. На 2-м месяце начинает узнавать маму. Проявляется в «комплексе оживления» - эмоционально-положительной сенсомоторной реакции ребенка на близкого (замирание, сосредоточение, улыбка, гуление). Это свидетельствует о появлении первой социальной потребности -  потребности в общении.

В 3-4 месяца у ребенка проявляются  эмоциональные состояния: удивление, тревожность (при физическом дискомфорте), расслабление при удовлетворении потребности. Улыбается знакомым, но теряется при  виде незнакомого. Улыбка, выражающая положительные эмоции, появляется позднее, чем крик. В 7-8 беспокойство при появлении незнакомых резко усиливается. Между 7-11 месяцами появляется «страх расставания» - грусть или испуг при исчезновении мамы. Плач – выражение всякого рода страданий.

Новообразования. Формирование автономной речи. Ходьба - одно из основных новообразований младенческого возраста, знаменующих собой разрыв старой ситуации развития. Впервые происходит раздробление единой социальной ситуации «Мы», теперь не мама ведет ребенка, а он ведет маму, куда хочет.

Л.И. Божович считает, что новообразованием выступают мотивирующие представления, всплывающие в памяти ребенка аффективно заряженные образы предметов, на которых «кристаллизовались» его потребности.

Информация о работе Психическое развитие в младенчестве