Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 21:04, реферат
Взаимоотношения подростков со сверстниками и взрослыми.
Взаимоотношения с взрослыми.
Развитие мотивационной сферы личности школьника
Взаимоотношения подростков
со сверстниками и взрослыми
Важный
фактор психического развития в подростковом
возрасте - общение со сверстниками. Сейчас
оно становится ведущей деятельностью.
В подростковый период потребность в близких
друзьях резко возрастает. Подростки стремятся
освободиться от родительской опеки, заменив
ее доверительными, эмоционально окрашенными
отношениями с друзьями, с которыми находятся
общие интересы и с помощью которых они
могут разобраться в себе и избавиться
от чувства одиночества.
По мере взросления подростков их отношения
с друзьями становятся все более открытыми,
причем между девочками возникает более
тесный эмоциональный контакт, чем между
мальчиками.
Одна из острейших проблем подростков
— одиночество. Подростки могут испытывать
чувство одиночества из-за того, что им
трудно установить контакт с окружающими
в силу низкой самооценки, в силу испытываемых
чувств тревоги или подавленности, из-за
недоверия к людям или скептического отношения
к своим возможностям в тех или иных ситуациях.
Самостоятельные подростки справляются
со своим одиночеством, ставя перед собой
какие-то цели; зависимые подростки преодолевают
его, полагаясь на внешнюю поддержку.
Для подростков среднего возраста характерно
стремление стать членами какой-то группы
или компании, вызывающей их восхищение.
Подростки добиваются признания группы,
приспосабливаясь к ней, добиваясь успехов
в чем-либо, участвуя в различных школьных
мероприятиях, развивая в себе качества,
которые нравятся окружающим, и овладевая
навыками общения. В своем психосоциальном
развитии человек проходит через три фазы:
аутосоциальную, гомосоциальную и гетеросоциальную.
Одна из важнейших задач — благополучно
пройти гетеросоциальную ступень и найти
друзей обоих полов.
Стремление подростка занять удовлетворяющее
его положение среди сверстников сопровождается
повышенной конформностью к ценностям
и нормам группы сверстников.
Подростки — особая социально-психологическая
и демографическая группа, имеющая свои
собственные нормы, установки, специфические
формы поведения, которые образуют особую
подростковую субкультуру. Чувство принадлежности
к “подростковой” общности и определенной
группе внутри этой общности, часто отличающейся
не только интересами и формами проведения
досуга, но и одеждой, языком и т. п., имеет
существенное значение для развития
личности подростка, влияя на формирующиеся
у него нормы и ценности.
В подростковом возрасте возрастает интерес
к противоположному полу: если 8-10-летние
выбирают для игр и других форм взаимодействия
преимущественно партнеров одного с ними
пола, то 13-14-летние - противоположного.
Все больше используются формы поведения,
прямо или косвенно связанные с половой
ролью.Подростки начинают ходить на свидания.
Свидания позволяют удовлетворить ряд
важных потребностей подростка: они дают
ему возможность развлечься; создают условия
для дружеского общения; становятся средством
определения и повышения своего социального
статуса; помогают обогатить социальные
навыки; способствуют приобретению сексуального
опыта; помогают выбрать спутника жизни;
способствуют установлению близких отношений.
Трудности некоторых подростков во взаимоотношениях
с противоположным полом обусловлены
их повышенной застенчивостью.
Взаимоотношения с взрослыми. Традиционно
подростковый возраст рассматривается
как период отчуждения от взрослых, однако
современные исследования показывают
сложность и амбивалентность отношения
подростка к взрослым. Ярко выражены как
стремление противопоставить себя взрослым,
отстаивать собственную независимость
и права, так и ожидание от взрослых помощи,
защиты и поддержки, доверие к ним, важность
их одобрения и оценок. Значимость взрослого
отчетливо проявляется в том, что для
подростка существенна не столько сама
по себе возможность самостоятельно распоряжаться
собой, сколько признание окружающими
взрослыми этой возможности и принципиального
равенства его прав с правами взрослого
человека.
Адаптация первоклассника
к школьному обучению
Школьное
обучение предъявляет определенные требования
к ребенку, которые объединены в понятие
« готовность к школьному обучению». Наиболее
значимым показателем готовности считается
- адаптация, или приспособление к школе.
Это очень ответственный период в жизни
первоклассника. Изменяется практически
вся жизнь ребёнка: его интересы, желания,
общение со сверстниками и взрослыми –
все подчиняется школьным проблемам.
Многие
родители полагают, что, научив своего
ребенка читать, писать и считать до 100,
они очень хорошо подготовили будущего
первоклассника к школе, и у него не будет
там никаких проблем. Сталкиваясь с первым
нежеланием ребенка ходить в школу, родители
пребывают в полном недоумении. Совсем
недавно, ребенок хотел идти в школу, в
процессе подготовки к школе показывал
хорошие результаты и вдруг… При встрече
с учителем, вы узнаете, что и в школе не
без проблем. Попробуем понять, почему
так происходит и из чего складывается
адаптация к школьному обучению.
Адаптация
первоклассника включает два основных
уровня готовности: физический и психологический.
Следовательно, готовность к школьному
обучению предполагает не только формирование
определенных учебных навыков в дошкольной
гимназии. Физический компонент подразумевает
общее физическое развитие мальчиков
и девочек 6-7 летнего возраста в соответствии
с нормативными показателями. К таким
показателям относятся: вес, рост, объем
груди; состояние моторики, зрения, слуха;
общее состояние здоровья. Оценивают здоровье
детей по четырем основаниям:
-уровень
нервно-психического и физического развития;
-показатели функционирования основных
систем организма;
-уровень противодействия организма неблагоприятным
воздействиям.
На основании этих показателей исследователи
выделяют 5 групп детей:
Первая группа – психическое и физическое
развитие соответствует средневозрастным
нормам; дети редко болеют; органы и системы
организма функционируют нормально. К
сожалению, в первый класс поступает лишь
20-25% таких детей.
Вторая группа – имеются функциональные
нарушения, затрудняющие адаптацию к школе,
но болезнь еще не перешла в хроническую
форму. Количество таких детей в первом
классе примерно 30-35%.
Третья группа – дети, имеющие хронические
заболевания. Количество таких детей составляет
30-35%.
Четвертая и пятая группы состоят из детей,
страдающих серьезными нарушениями здоровья,
которые не позволяют обучаться в общей
школе.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
НЕУСПЕВАЮЩИХ УЧЕНИКОВ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА
Неуспеваемость
учащихся является наиболее актуальной
психологической проблемой, особенно
если проявляется в младшем школьном возрасте.
Она понимаетсякак несоответствие учебных
успехов учащегося требованиям школьной
программы Несмотря на пристальное внимание,
ученых (Л.И. Божович, Н.А. Менчинская, Ш.А.
Амонашвили) к проблеме школьной неуспеваемости,
число школьников, которые испытывают
трудности в обучении, непрерывно растет.
В современной школе, по данным института
возрастной физиологии РАО, трудности
в обучении испытывают 15—40 % младших школьников.
В контексте данной проблемы причины и
особенности неуспеваемости можно классифицировать
по следующей шкале: психологические,
социальные, физиологические. Так, например,
неуспеваемость часто возникает в результате:
·несформированности мыслительных операций,
при этом школьник испытывает трудности
в осмыслении, запоминании, понимании
и как следствии усвоении учебного материала;
·недостатков в развитии мотивационной
сферы;
·смены социально значимых ориентиров
в семье, т. е. изменение мотивов, существенности
социально значимых общественных ценностей,
различных моральных и этических норм
·неблагоприятного социального окружения,
которое впоследствии, приводит к наркомании,
алкоголизму, токсикомании, а так же к
различным проявлениям девиаций;
·низкого уровня психофизического здоровья
школьников. Исследования Всемирной организации
Здравоохранения показали, что здоровье
человека обеспечивается усилиями медицины
лишь на 8—10 % и в большей степени 60 % зависит
от его образа жизни.
Повсеместное прогрессирующее ухудшение
показателей здоровья детского контингента
населения, ставят перед психолого-педагогическойи
практической наукой проблему поиска
новых, более совершенных, доступных и
эффективных форм и методов работы. Предотвратить причины
неуспеваемости на раннем этапе легче,
чем корректировать их. Поэтому успешное
обучение ребенка в школе рассматривается
как комплекс мер, где раскрываются уровни
развития психологических качеств, являющихся
наиболее важными предпосылками для нормального
включения ребенка в новую социальную
среду.
Практика показывает, что нередко социальные
педагоги, родители, воспитатели, не учитывают
индивидуальные и возрастные особенности
развития учеников, что в дальнейшем плохо
отражается на их успеваемости. Сотрудничая
можно добиться наиболее качественных
результатов в оказании помощи неуспевающему
ученику. Педагоги и родители не осознают,
что начало обучения в школе ведет к коренному
изменению развития ребенка. В процессе
учебной деятельности складываются психологические
новообразования, характеризующие наиболее
значимые достижения младших школьников,
обеспечивающие развитие на следующем
возрастном этапе.На современном этапе
обучения не редко встречаются педагогические
ошибки в профессиональной деятельности
педагогов такие как, оскорбление ребенка,
неправильная организация внеклассной
деятельности, игнорирование отдельных
учащихся и другие ошибки, которые влияют
на дальнейшее благополучие ученика в
коллективе, вырабатывая негативизм к
учебному процессу в целом и порождаяпедагогическую
запущенность школьника. А так же ошибки
родителей при воспитании: гиперопека,
неустойчивость стиля воспитания, недостаточность
требований и запретов и т. д. Поэтому необходимоосуществлять
и вести систематическую работу с целью
профилактики, предупреждения и преодоления
проблемы школьной неуспеваемости,при
помощи целостной системы совместной
деятельности педагогов, психологов, родителей,
самого ребенка, и врачей-специалистов.
В нашем исследовании мы предполагаем,
что науспеваемость в младшем школьном
возрасте влияют мотивационные, интеллектуальные
и межличностные особенности. Для реализации
поставленных задач, достижения цели и
проверки гипотезы данного исследования
была определена стратегия организации
диагностического исследования и выбраны
конкретные психодиагностические методики,
это методика Н.Г. Лускановой «Мотивация
учения младших школьников», тест «Прогрессивные
матрицы Равена», составление карты Адаптации
учащихся, проведение социометрического
опроса. Чтобы ребенок хорошо учился,
необходимы, по меньшей мере, четыре важных
условия: отсутствие существенных
недостатков умственного развития; достаточный
культурный уровень семьи или хотя бы
стремление к достижению такого уровня;
материальные возможности удовлетворения
важнейших духовных и социальных потребностей
человека; мастерство учителей работающих
с ребенком в школе.
С неуспевающими учениками необходимо
проводить:
1. работу по развитию их мыслительной
деятельности, опираясь на их положительное
отношение к учению;
2. беседы, тренинги, классные часы;
3. формирование правильного отношения
к учебному труду, через включение их в
общественно полезную деятельность в
коллективе.
Кризис 13 лет протекает со
свойственной любому кризису симптоматикой:
- взрыв
непослушания,
- грубость,
- немотивированное
противостояние взрослым,
- негативизм
по отношению к учителям,
- трагическое
переживание ситуации невключенности
в группу сверстников,
- надежда
на неопределенное светлое будущее,
- бравада
своей независимостью, приверженностью
материальным интересам.
Однако
суть кризиса не столько в ярко выраженных
его проявлениях, сколько в качественном
изменении процесса психического развития.
В кризис 13 лет происходит резкое изменение
переживаний — как их структуры, так и
содержания.Подросток подвержен сильнейшим
переживаниям, вызванным как чувством
наступающей взрослости и формированием
образа “Я”, так и идентификацией с образом
пола. Для младших и особенно для старших
подростков характерны переживания, связанные
с их отношением к себе, к собственной
личности, процессом познания себя и преимущественно
эти переживания отрицательные. Один из
первых результатов самопознания — пониженная
самооценка. По многим критериям — “ум”,
“общение”, “здоровье”, “характер”
и др. — в 10-балльном измерении подросток
оценивает себя примерно на 5 баллов, а
по критерию “счастье” не поднимается
выше 3— 4 баллов. Процесс самопознания
идет по пути обнаружения все новых недостатков
и негативных качеств, подросток во всем
винит себя — и в плохой учебе, и в конфликте
с родителями. Этому способствует усвоение
им представлений и оценок, которые есть
у окружающих взрослых. Исследования показывают,
что родители и учителя практически не
видят положительных черт, достоинств
подростка, тогда как суждения о недостатках
предельно разнообразны, конкретны. Подросток
еще не умеет опираться на сильные стороны
своей личности, характера, свои достоинства,
поэтому уязвим. Изменившаяся система мотивов и переживаний
провоцирует разного рода патологические
реакции. Известно, что среди подростков
наблюдается рост психопатий, переходящих
в нарушения поведения, неврозы, шизофрению
(А. П. Личко). Поведение 13-летних беспорядочно
и неустойчиво: регрессивные тенденции
и детские модели поведения (особенно
в моменты стресса и замешательства) могут
сменяться абсолютно зрелыми действиями.
К новообразованиям
кризиса 13 лет можно отнести изменение
взаимоотношений между ребенком и взрослым,
появляется необходимость выработки новых
критериев оценки окружающих и себя самого.
Потребность оценить себя с новой точки
зрения и практическое отсутствие возможности
ее удовлетворения во многом и порождают
отмеченные особенности, тревожность
и отчаянное желание “быть хоть кем, только
не семиклассником!”.
Механический
перенос на подростков прежних воспитательных
мер “борьбы с недостатками” оказывается
крайне неэффективным, необходимы качественно
иные педагогические воздействия — опора
на положительные, конструктивные тенденции
развития и новые психологические образования.
Развитие самосознания младшего
школьника
В возрасте
семи–одиннадцати лет ребенок начинает
понимать, что он представляет собой некую
индивидуальность, которая, безусловно,
подвергается социальным воздействиям.
Он знает, что обязан учиться и в процессе
учения изменять себя, присваивая коллективные
знаки (речь, цифры, ноты и др.), коллективные
понятия, знания и идеи, которые существуют
в обществе, систему социальных ожиданий
в отношении поведения и ценностных ориентаций.
В то же время он знает, что отличается
от других и переживает свою уникальность,
свою «самость», стремясь утвердить себя
среди взрослых и сверстников. Самосознание
ребенка интенсивно развивается, а его
структура укрепляется, наполняясь новыми
ценностными ориентациями. Школьная оценка влияет непосредственно
на становление самооценки. Оценка успеваемости,
по существу, является оценкой личности
в целом и определяет социальный статус
ребенка. У детей с заниженной и низкой
самооценкой часто возникает чувство
собственной неполноценности, и даже безнадежности.
Снижает остроту этих переживаний компенсаторная
мотивация. Утверждаясь в посильных для
него видах деятельности, ребенок приобретает
неадекватно завышенную самооценку, имеющую
компенсаторный характер. Но даже в тех
случаях, когда дети компенсируют свою
низкую успеваемость успехами в других
областях, «приглушенное» чувство неполноценности,
ущербности, принятие позиции отстающего
приводит к негативным последствиям.
В целом,
у детей младшего школьного возраста самооценка:
•
становится в целом более адекватной;
•
дифференцированной;
•
суждения о себе – более обоснованными.
Полноценное
развитие личности предполагает формирование
чувства компетентности , которое Э. Эриксон
считает центральным новообразованием
данного возраста.
Школа
и семья – внешние факторы развития самосознания.
Его становление зависит и от развития
теоретического рефлексивного мышления.
К концу младшего школьного возраста совершенствуется
рефлексия – создаются новые возможности
для формирования самооценки и личностных
качеств.
Самосознание ребенка интенсивно развивается,
а его структура укрепляется, наполняясь
новыми ценностными ориентациями. К концу
младшего школьного возраста совершенствуется
рефлексия, развивается теоретическое
рефлексивное мышление.
Развитие мотивационной сферы
личности младшего школьника
Мотивационная
сфера, как считает А. Н. Леонтьев, – ядро
личности (1977). В начале своей школьной
жизни, имея внутреннюю позицию школьника,
ребенок хочет учиться. Причем учиться
хорошо, отлично. Среди разнообразных
социальных мотивов учения главное место
занимает мотив получения высоких оценок.
Другие широкие социальные мотивы учения
– долг, ответственность, необходимость
получить образование («быть грамотным»,
– как говорят дети) и т. п. – тоже осознаются
учениками. Но они остаются только «знаемыми»
(по А. Н. Леонтьеву) мотивами. Оценка –
реально действующий мотив.
Формируются
ценностные ориентации. Они берутся от
взрослых, главным образом усваиваются
в семье. Ценностные ориентации успевающих
школьников направлены на интерес к предмету.
У неуспевающих школьников – на внешние
атрибуты учебы.
Чаще
интересы имеют выраженный внешний характер.
Большинству младших школьников присущи
познавательные интересы не слишком высокого
уровня. Но хорошо успевающих детей привлекают
разные, в том числе сложные учебные предметы.
Важный аспект познавательной мотивации
– учебно-познавательные мотивы, мотивы
самосовершенствования. Если ребенок
в процессе обучения начинает радоваться
тому, что он узнал, понял, чему-то научился,
значит, у него развивается мотивация,
адекватная структуре учебной деятельности.
К сожалению, даже среди хорошо успевающих
учеников крайне мало детей, имеющих учебно-познавательные
мотивы. Чаще интересы имеют выраженный
внешний характер (привлекает новизна,
игровые элементы и др.).
Мотивация
достижения в начальных классах нередко
становится доминирующей. У детей с высокой
успеваемостью ярко выражена мотивация
достижения успеха. Мотивация достижения
успеха, наряду с познавательными интересами
– наиболее ценный мотив, ее следует отличать
от престижной мотивации, характерной
для детей с завышенной самооценкой и
лидерскими наклонностями, которая побуждает
ученика выделяться на пределе своих возможностей,
работоспособности и трудолюбия, искажает
нравственную направленность личности
детей. Ведущие мотивы учебной деятельности
в младшем школьном возрасте
У неуспевающих учеников престижная
мотивация не развивается. Мотивация достижения
успеха, а также мотив получения высокой
оценки характерны для начала обучения
в школе. Но и в то же время в мотивации
достижения отчетливо проявляется и вторая
тенденция – мотивация избегания неудачи
. В поведенческом плане она сопровождается
стремлением детей избежать «двойки»,
страхом, тревожностью, низким мотивом
получения высокой отметки, и, в целом,
отрицательным отношением к учению. К
концу младшего школьного возраста у неуспевающих
учеников возникает компенсаторная мотивация.
Это побочные по отношению к учебной деятельности
мотивы, позволяющие утвердиться в другой
области: в занятиях спортом, музыкой,
рисованием, забота о младших и т. д. Когда
потребность в самоутверждении удовлетворяется
в какой-то сфере деятельности, низкая
успеваемость не становится источником
тяжелых переживаний ребенка.
Информация о работе Психическое развитие в подростковом возрасте