Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 13:02, контрольная работа
1. Охарактеризуйте типичные положительные психические состояния человека.
Типичными положительными состояниями повседневной жизни являются радость, счастье, любовь и многие другие состояния, имеющие яркую положительную окраску. Они характеризуются улыбкой на лице, удовольствием от общения с другими людьми, ощущением принятия окружающими, уверенностью в себе и спокойствием, ощущением способности справиться с жизненными проблемами. Аргайл и др. выделили 3 группы факторов положительных эмоциональных состояний, такие как полнота переживаний и их глубина; успех; чувство привязанности к людям.
1. Охарактеризуйте типичные положительные психические состояния человека
2. Рассмотрите отрицательные психические состояния
3. Укажите, какое психологическое понятие характеризуется как «эмоциональное состояние, возникающее при неудачах, сопровождающееся переживанием безысходности, крушением надежд»
Заключение
Список используемой литературы
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Заочный финансово-кредитный факультет
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Психология и педагогика»
на тему: «Психические состояния человека»
Владимир 2013
Содержание
1. Охарактеризуйте типичные
положительные психические
2. Рассмотрите отрицательные психические состояния
3. Укажите, какое
Заключение
Список используемой литературы
1. Охарактеризуйте типичные положительные психические состояния человека.
Типичными положительными состояниями
повседневной жизни являются радость,
счастье, любовь и многие другие состояния,
имеющие яркую положительную
окраску. Они характеризуются улыбкой
на лице, удовольствием от общения
с другими людьми, ощущением принятия
окружающими, уверенностью в себе и
спокойствием, ощущением способности
справиться с жизненными проблемами.
Аргайл и др. выделили 3 группы факторов
положительных эмоциональных
Радость -- одна из основных
положительных эмоций человека, внутреннее
чувство удовлетворения, удовольствия
и счастья. Является положительной
внутренней мотивацией человека. Радость
считается противоположной
Счастье -- психологическое
состояние, при котором человек
испытывает удовлетворенность собственным
бытием, внутренняя гармония. Разделяются:
эпизодическая
Любовь -- чувство, свойственное
человеку, глубокая, самоотверженная
привязанность к другому человеку или
объекту. Способность к любви у высших
животных может проявляться в форме привязанности,
сложных взаимоотношений социального
типа внутри группы, но в полной мере она
спорна и пока не подтверждена. Любовь
-- одна из фундаментальных и общих тем
в мировой культуре и искусстве. Рассуждения
о любви и её анализ как явления восходят
к древнейшим философским системам и литературным
памятникам, известным человеку. Любовь
рассматривается также как философская
категория, в виде субъектного отношения,
интимного избирательного чувства, направленного
на предмет любви. В учебной и профессиональной
деятельности положительными психическими
состояниями являются: профессиональная
заинтересованность, творческое вдохновение
и решительность.
2. Рассмотрите
отрицательные психические
Наряду с положительными
(стеническими) состояниями у человека
в процессе его жизнедеятельности
могут возникать и
а) почувствовать, что выполняемая им деятельность является «его деятельностью»;
б) как бы дистанционно оценивать условия протекания планируемой деятельности, т.е. осуществлять так называемое предварительное «эмоциональное планирование».
Здесь даже отрицательные эмоции могут выполнять положительную роль в связи с тем, что происходит взаимодействие «интеллектуальных» (эмоциональная активизация, являющаяся продуктом интеллектуального процесса) и «ситуативных» (эмоциональная активация, порождаемая общей ситуацией, в которой протекает интеллектуальный процесс) эмоции. Стресс неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование (Селье). По физиологической сути стресс понимается как адаптационный процесс, целью которого является сохранение морфофункционального единства организма и обеспечение оптимальных возможностей для удовлетворения имеющихся потребностей. Под неспецифическим ответом Селье понимал стереотипный ответ организма, независимый от природы раздражителя. Лазарус разводит понятия физиологического и психологического стресса. Они отличаются по особенностям стимула, механизму возникновения и характеру ответной реакции. Физиологический стресс характеризуется нарушением гомеостаза, он вызывается непосредственным действием неблагоприятного фактора на организм (например, погружение в ледяную воду, перегрев организма и пр.). Восстановление гомеостатических функций обеспечивается висцеральными и нейрогуморальными механизмами, которые обусловливают стереотипный характер реакций, однозначно обусловленных характером стрессора. Поэтому при физиологическом стрессе реакции стереотипны и предсказуемы. Иначе обстоит дело при психологическом стрессе. Анализ психологического стресса требует учета таких факторов, как значимость ситуации для субъекта, интеллектуальные процессы, личностные особенности. Поэтому при психологическом стрессе реакции индивидуальны и не всегда предсказуемы. «...Решающим фактором, определяющим механизмы формирования психических состояний, отражающим процесс адаптации к сложным условиям у человека, является не столько объективная сущность «опасности», «сложности», «трудности» ситуации, сколько ее субъективная, личная оценка человеком». психическое состояние. Любая нормальная деятельность человека может вызвать значительный стресс, не причинив при этом вреда организму. Более того, умеренный стресс (состояния нервно-психического напряжения I, II и отчасти III уровня) мобилизуют защитные силы организма и, как было показано в ряде исследований, оказывают тренирующий эффект, переводя организм на новый уровень адаптации. Вредоносным является дистресс, или вредный стресс, по терминологии Селье. Состояние психоэмоциональной напряженности, психоэмоционального стресса, фрустрации, аффекта можно отнести к дистрессовым состояниям. Фрустрация - психическое состояние, возникающее в случае, когда человек на пути к достижению цели сталкивается с препятствиями, которые реально непреодолимы или воспринимаются им как непреодолимые. В ситуациях фрустрации происходит резкое повышение активации подкорковых образований, возникает сильный эмоциональный дискомфорт. При высокой толерантности (устойчивости) по отношению к фрустраторам поведение человека остается в пределах адаптивной нормы, человек демонстрирует конструктивное, разрешающее ситуацию поведение. При низкой толерантности могут проявляться различные формы неконструктивного поведения. Наиболее частой реакцией является агрессия, которая имеет разное направление. Агрессия, направленная на внешние объекты: словесный отпор, обвинения, оскорбление, физические нападки на человека, который вызвал фрустрацию. Агрессия, направленная на себя: самообвинение, самобичевание, чувство вины. Может происходить смещение агрессии на других лиц или на неодушевленные предметы, тогда человек «выливает свой гнев» на ни в чем не повинных членов семьи или бьет посуду. Состояние тревоги возникает в ситуациях неопределенности, когда характер или время возникновения угрозы не поддается предсказанию. Тревога - сигнал опасности, которая еще не реализована. Состояние тревоги переживается как чувство диффузного опасения, как неопределенное беспокойство - «свободноплавающая тревога». Тревога изменяет характер поведения, ведет к усилению поведенческой активности, побуждает к более интенсивным и целенаправленным усилиям и тем самым выполняет адаптивную функцию. Однако в случае, если интенсивность и длительность тревоги неадекватны ситуации, это препятствует формированию адаптивного поведения и ведет к нарушениям поведенческой интеграции, а иногда и к клинически выраженным нарушениям психики и поведения. При изучении тревоги выделяют тревогу, как личностную черту, обусловливающую готовность к тревожным реакциям, проявляющимся в неуверенности в будущем, и актуальную тревогу, входящую в структуру психического состояния в данный конкретный момент. Березин, основываясь на экспериментальных исследованиях и клинических наблюдениях, развивает представление о существовании тревожного ряда. Этот ряд включает в себя следующие аффективные феномены.
1. Ощущение внутренней
напряженности. Создавая
2. Гиперестезические реакции.
При нарастании тревоги ранее
нейтральные стимулы
3. Собственно тревога
характеризуется появлением
4. Страх. Неосознаваемость
причин тревоги, отсутствие ее
связи с объектом делают
5. Ощущение неотвратимости
надвигающейся катастрофы, нарастание
интенсивности тревоги
Все эти феномены проявляются по-разному в зависимости от стабильности психического состояния. Депрессия - временное, постоянное или периодически проявляющееся состояние тоски, душевной подавленности. Характеризуется снижением нервно-психического тонуса, обусловленного негативным восприятием реальности и самого себя. Депрессивные состояния возникают, как правило, в ситуациях утраты: смерть близких, разрыв дружеских или любовных отношений. Депрессивное состояние сопровождается психофизиологическими нарушениями (утратой энергии, мышечной слабостью), ощущением пустоты и бессмысленности, чувством вины, одиночества, беспомощности. Для депрессивного состояния характерна мрачная оценка прошлого и настоящего, пессимизм в оценке будущего.
Агрессия проявление в чувствах и действиях индивида или социальной группы враждебности. Враждебность может быть направлена на себя (нанесение психического вреда себе: самообвинение, самоунижение или физического вреда: телесные повреждения, самоубийство) или на окружение физическое, социальное. В зависимости от мотивов, лежащих в основе агрессии, различают: реактивную агрессию (порождена опасностью утраты жизни, свободы, имущества); компенсаторную агрессию (вызывается неспособностью человека применять свои силы для достижения цели и заменяет продуктивную деятельность агрессией). Существуют также виды агрессии, ориентированные против жизни, которые обусловлены патологией психики (некрофилия, нарциссизм и др.).
Персеверация и ригидность.
Заканчивая разговор об отрицательных
психических состояниях, которые
могут возникать у человека в
процессе его деятельности и общения,
необходимо хотя бы кратко остановиться
на состояниях персеверации и ригидности.
Некоторые авторы, особенно зарубежные
(Г. Айзенк, Р. Кэттелл и др.), часто
объединяют эти состояния, и в
них действительно много
Говоря о вреде персеверации и ригидности для человека, в первую очередь, для его мышления, необходимо учитывать, что как крайне ригидные, так и крайне неригидные (пластичные) люди имеют свои трудности в интеллектуальной деятельности: первые из-за инертности, «застойности», вторые - вследствие такой «подвижности», которая мешает сохранить необходимые для работы мысли опорные пункты. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что отрицательные психические состояния психические состояния противоположны стеническим. В отличие от них, астенические состояния сопровождаются отрицательными эмоциями, самобичеванием, нежеланием общаться. Человек испытывает дискомфорт, неуверенность, незащищенность. Человек чувствует себя подавленным. Уровень работоспособности падает. Однако, есть и такие люди, которым нравится испытывать страх, особенно наглядно проявляется при катании людей на американских горках или при спуске на лыжах с крутого склона и т. д. Здесь удовольствие возникает не только от переживания страха и сознания его безопасности, но и от физических ощущений.
3. Укажите, какое
психологическое понятие