Психика человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 17:05, контрольная работа

Описание работы

Психика является свойством мозга. Психическая деятельность организма осуществляется посредством множества специальных телесных устройств. Одни из них воспринимают воздействия, другие - преобразуют их в сигналы, строят план поведения и контролируют его, третьи - придают поведению энергию и стремительность, четвертые - приводят в движение мышцы и т. д. Вся эта сложнейшая работа обеспечивает активную ориентацию организма в среде и решение жизненных задач.

Содержание работы

1. Введение……………………………………………………2
2. Охарактеризуйте психику человека и его основную структуру…………………………………………………...3
3. Раскройте содержание понятий «сознание» и «бессознательное» и сопоставьте их…………………….7
4. Соотнесите психологические понятия и их
определения………………………………………………...12
5. Заключение………………………………………………....13
6. Список литературы………………………………………...14

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 31.86 Кб (Скачать файл)

                          Содержание        

  1. Введение……………………………………………………2
  2. Охарактеризуйте психику человека и его основную      структуру…………………………………………………...3
  3. Раскройте содержание понятий «сознание» и «бессознательное» и сопоставьте их…………………….7
  4. Соотнесите психологические понятия и их

определения………………………………………………...12

  1. Заключение………………………………………………....13
  2. Список литературы………………………………………...14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          Введение

Психика является свойством  мозга. Психическая деятельность организма осуществляется посредством множества специальных телесных устройств. Одни из них воспринимают воздействия, другие - преобразуют их в сигналы, строят план поведения и контролируют его, третьи - придают поведению энергию и стремительность, четвертые - приводят в движение мышцы и т. д. Вся эта сложнейшая работа обеспечивает активную ориентацию организма в среде и решение жизненных задач. Сознательное и бессознательное - это соотносительные понятия, выражающие особенности работы человеческой психики. Человек обдумывает ситуации и принимает решения. Такие действия называют осознанными. Однако часто человек поступает необдуманно, а иногда он сам не может понять, почему он так поступил. Бессознательные действия предполагают, что человек поступает по внутреннему побуждению, но без всякого анализа ситуации, без выяснения возможных следствий.

Таким образом, психика –  это способность мозга получать информацию об окружающей действительности, создавать образ объективного мира и на этой основе регулировать собственное поведение и деятельность.

 

 

 

 

 

 

  1. Охарактеризуйте психику человека и его          основную      структуру.

Психика - способность мозга получать информацию об окружающей действительности, создавать образ объективного мира и регулировать на этой основе собственное поведение и деятельность. Работа психики осуществляется только в процессе активной деятельности человека, животного. Активная деятельность - важнейшее условие развития психики, т.е. ее совершенствования, усложнения, углубления. Наиболее высокого, полного уровня развития психика достигает у человека. Психика человека включает все, что он ощущает, воспринимает, думает, помнит, чувствует, все его привычки, его индивидуальность. Психика дает возможность не только достаточно точно отражать особенности окружающего мира, она позволяет предвидеть, предугадывать то, что будет в дальнейшем. Такая опережающая функция психической деятельности в наибольшей степени характерна для человека. Психика имеет индивидуальный характер. Психология изучает психические явления: психические процессы, психические состояния и психические свойства. Психические процессы описывают три основные стороны душевной жизни человека: познание, чувство и волю. Соответственно в психических процессах выделяются познавательные процессы, чувства и воля. К познавательным процессам относятся ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, с помощью которых мы познаем мир и самого себя. Особое место среди познавательных процессов занимает внимание, которое присутствует во всех процессах и позволяет сконцентрироваться, сосредоточиться на чем-либо. Чувства, эмоции отражают переживание человеком своего отношения к явлениям окружающею мира, событиям своей внутренней жизни, определяют то, насколько они важны именно для него, для его жизни, т.е. устанавливают личностную значимость того или иного события. 
Воля, произвольность обеспечивает сознательную регуляцию поведения, возможность действовать по сознательно поставленной цели, принятому намерению.

В понятии «психические процессы»  подчеркиваются прежде всего динамичность, пластичность, изменчивость, непрерывность психической деятельности.

Психические состояния - относительно устойчивые психические явления. К психическим состояниям относятся [i]бодрость, утомление, скука, радость, тревога, апатия и др[/i]. Хотя психические состояния, как и другие явления психики, отражают воздействие на человека определенных событий внешней и внутренней жизни, он, как правило, осознает лишь само это состояние, а то, что его вызвало, либо вообще не представляет, либо представляет неотчетливо.

Психические свойства – устойчивые проявления, которые имеют генетическую основу, передаются по наследству и практически не изменяются в процессе жизни. К ним относят свойства нервной системы:

 

  • сила нервной системы – устойчивость нервных клеток к длительному раздражению или возбуждению 

 

  • подвижность нервных процессов – скорость перехода возбуждения к торможению

 

  • уравновешенность нервных процессов – относительный уровень сбалансированности процессов возбуждения и торможения
  • лабильность – гибкость изменения под воздействием различных раздражителей

 

  • резистентность – сопротивляемость к воздействию неблагоприятных раздражителей.

К психическим свойствам  относятся особенности личности человека, его направленность, качества личности, черты характера, темперамент, способности.

Психические процессы, психические  состояния и психические свойства не существуют отдельно друг от друга, они взаимодействуют и могут  переходить друг в друга. Например, любопытство как выражение познавательного  процесса, может переходить в состояние  интереса и закрепляться в таком  качестве личности, как любознательность.

Единство всех сторон психической  жизни человека служит основанием для  его активности. Активность - общее  свойство живых организмов, основное условие их существования. Жить - значит быть активным, действовать. Именно активность позволяет живому существу поддерживать жизненно важные для него связи со средой, она служит основой развития и саморазвития.

История психологии – это особая отрасль знания, имеющая собственный предмет. Его нельзя смешивать с предметом самой психологии как науки.

 Научная психология  изучает факты, механизмы и  закономерности той формы жизни,  которую обычно называют душевной  или психической. Надо иметь в виду, что само представление о психике не оставалось одним и тем же во все времена. Многие столетия, обнимаемые этим понятием, явления обозначались словом "душа". Да и поныне это слово часто звучит, когда речь идет о психических качествах человека. Мы увидим, что в истории психологии научный прогресс был, достигнут, когда термин "душа" уступил место термину "сознание". Это оказалось не простой заменой слов, но настоящей революцией в понимании предмета психологии. Наряду с этим появилось понятие о бессознательной психике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Раскройте содержание понятий «сознание» и «бессознательное» и сопоставьте их.

Человеческая психика  сложна и многообразна. С древних  времен философы пытались проникнуть в ее глубины. От простого люди приходили  к сложному постепенно. Раньше психологи считали, что у человека есть только сознание, и ему подвластно все его действия. Сознание определяет желания, мотивацию поступков человека, и т. д. Так считали представители классической психологии. Но время не стояло на месте, оно требовало новых открытий, новых ответов на старые вопросы. Еще древние философы пытались объяснить, откуда берутся сны, что они означают, почему человек мечтает, делает оговорки, описки, каким образом у человека происходит автоматизация движений? На эти и некоторые другие вопросы “всемогущее” сознание ответить было не в силах. И тогда на сцену вышло бессознательное как своеобразная копилка всех тайных и вытесненных желаний и мыслей человека. Сознанию недоступно бессознательность, они сосуществуют отдельно, как бы по соседству. Если бы границы между психической (виртуальной) реальностью и объективной были размыты, то целостность и адекватность психики были бы нарушены. Человек, находящийся в сознании, часто не догадывается о желаниях и мыслях, хранящихся в бессознательном. Бессознательно заглушает сознание только в определенных случаях, например, когда человек спит, находится в стрессовых ситуациях, бреду или под гипнозом и т. д.

Проанализировать бессознательное можно лишь психологическим методом, называемым психоанализом. Основоположником этого метода является великий венский врач-психиатр З. Фрейд (1856 - 1939). Он первый в науке допустил и развил мысль, что сознание не является единственным звеном в психике человека, определяющем его поведение и деятельность. Он выдвинул и доказал научную гипотезу, что кроме сознания есть бессознательное и предсознательное, которые в сильной степени влияют на жизнь и поведение человека.

Сознание – свойственная человеку высшая, интегративная форма психического отражения действительности. Это целостное состояние знания о внешнем и внутреннем мире

Какова же структура сознания, его важнейшие психологические  характеристики?

Характеристики сознания человека.

  • его характеристика дана уже в самом его наименовании: сознание, т.е. совокупность знаний об окружающем нас мире.
  • характеристика сознания — закрепленное в нем отчетливое различение субъекта и объекта, т.е. того, что принадлежит “я” человека и его “не-я”.

Человек, впервые в истории  органического мира выделившийся из него и противопоставивший себя ему, сохраняет в своем сознании это

противопоставление и  различие.

  • характеристика сознания — обеспечение целеполагающей деятельности

человека. Приступая к  какой-либо деятельности, человек ставит перед собой те или иные цели. При этом складываются и взвешиваются ее мотивы, принимаются волевые решения, учитывается ход выполнения действий, и вносятся в него необходимые  коррективы и т.д.

 

Сознание тесно связано  с речью. Именно  оно отвечает за осмысленность разговора, названия предметов, коммуникабельную способность  данного человека.

Сознание позволяет нам  с помощью языка не только выразить свои внутренние состояния, но и рассказать о том, что мы знаем, видим, понимаем, т. е. сообщить объективную информацию об окружающем мире.

Еще одной особенностью человеческого  сознания является наличие в нем  интеллектуальных схем. Под схемой мы имеем в виду определенную умственную структуру, в соответствии, с которой  человек воспринимает, перерабатывает и хранит информацию об окружающем мире и самом себе. Схемы включают в себя правила, понятия, логические операции, которые люди используют для приведения имеющейся у них информации в определенный порядок. Это выражается в отборе, классификации информации, отнесении ее в ту или иную категорию.

Сознание, однако, существует не только в словесной форме, но и  в образной форме. В качестве примера образного человеческого сознания можно назвать искусство, литературу, музыку. Они также выступают как формы отражения действительности, но не в абстрактной, как это свойственно науке, а в образной форме.

Наряду с сознанием  важную роль в жизни человека играют бессознательные процессы. Точного определения этим процессам в науке не существует. Чтобы дать некое объяснение им кажем, что “бессознательное - это то, что человек не может соотнести с определенным объектом или явлением и выразить в связной, логической формуле”.

·Бессознательное почти  всегда содержит в себе информацию, которая противоречит сознанию и  расценивается индивидом как  нечто совершенно чуждое и непонятное личности;

 

·Бессознательные процессы имеют свой  язык. Этим языком являются образы, действия, речевые структуры, лишенные логической последовательности.

В мире бессознательного действует  своя логика, диктуемая эмоциями и  называемая, поэтому аффективной;

·На уровне бессознательного не существует разграничения на внутренний и внешний миры. Например, сны  всегда воспринимаются человеком как  события внешнего мира;

·Человек, находящийся в  бессознательном состоянии, не разграничивает объективное и субъективное в содержании переживаний;

·Динамика психических актов  и действий в сфере бессознательного лишена временных и пространственных ограничений, которые свойственны  сознанию. Например, во сне человек может видеть прошлые события в будущем и наоборот, разные города в одном месте и другие несовместимые в реальности вещи.

Бессознательное начало представлено практически во всех психических  процессах, свойствах и состояниях человека. Существуют бессознательные  ощущения, к которым относятся  ощущения равновесия, мышечные ощущения. Сюда же относятся неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах. Здесь же находится умение ходить, читать, писать, говорить. Все эти поступки выполняются автоматически, без раздумий.

Неосознаваемые образы восприятия существуют и проявляются в феноменах, связанных с узнаванием ранее  виденного, в чувстве знакомости, которое иногда возникает у человека при восприятии какого-либо объекта, предмета ситуации.

Бессознательная память – это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Такая память управляет мышлением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы и объекты, на которое направлено внимание. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач. Это объясняет, каким образом творческим людям приходит озарение, и почему он полностью не осознает своих идей.

Бессознательное в личности человека – это те чувства, интересы и желания, которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи. Они проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях, которые связаны с восприятием, памятью и воображением. Все эти явления получили название “ошибочные действия”.  О бессознательном говорят оговорки, описки, ошибки при слушании слов; непроизвольное забывание имен, обещаний, событий и другого, что, так или иначе, вызывает у человека неприятные эмоции; сновидения, грезы, мечты.

Информация о работе Психика человека