Психика. Функции психики. Методы, применяемые в психологии. Фундаментальная и прикладная психология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 23:40, реферат

Описание работы

Cогласно большинству определений, под психикой прежде всего подразумевают способность центральной нервной системы головного мозга человека осуществлять взаимодействие с окружающей его средой, - биосферой и инфосферой, т.е. поддерживать в режиме активного функционирования его организм и возможность адекватно реагировать на явления и события, происходящие вокруг, в интересах самого данного организма, в интересах и для пользы общества, членом которого он является, в интересах самой окружающей среды, как среды его обитания.

Файлы: 1 файл

психология.docx

— 32.33 Кб (Скачать файл)

ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ

ЛЕЧЕБНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

ПО ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ

НА ТЕМУ: «Психика. Функции  психики. Методы, применяемые в психологии. Фундаментальная и прикладная психология.»

 

 

 

 

 

 

Подготовлен студенткой гр.930104

Киреевой Екатериной

Преподаватель: Засыпкина Жанна Валентиновна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТУЛА 2011

Психика и ее функции.

 Cогласно большинству определений, под психикой прежде всего подразумевают способность центральной нервной системы головного мозга человека осуществлять взаимодействие с окружающей его средой, - биосферой и инфосферой, т.е. поддерживать в режиме активного функционирования его организм и возможность адекватно реагировать на явления и события, происходящие вокруг, в интересах самого данного организма, в интересах и для пользы общества, членом которого он является, в интересах самой окружающей среды, как среды его обитания. Элементные стороны психики: ощущения, восприятия, чувства, воля, мыслительный анализ, адекватная речевая или двигательная реакция в форме возбуждения или торможения. Психика находится в единстве с соматическими (телесными) процессами и характеризуется активностью-пассивностью, целостностью, соотнесенностью, саморегуляцией, коммуникативностью, адаптацией и т.д.

Психика не является функцией организма с изначально заданными  параметрами. Она, как и другие компоненты менталитета, появилась на определенной ступени биологической эволюции органических форм материи и находится  в стадии постоянного все большего совершенствования.

Можно выделить 3 основные функции психики:

  • отражение воздействий окружающего мира
  • осознание человеком своего места в окружающем мире
  • регуляция поведения и деятельности

Такая функция психики, как психическое отражение действительности имеет свои особенности.

Во-первых, это не мертвое, зеркальное, однонаправленное отражение, а сложный и постоянно изменяющийся процесс, которому присущи и противоречия.

Во-вторых, при психическом отражении объективной  действительности любое внешнее  воздействие (т. е. воздействие объективной действительности) всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека. Поэтому одно и то же внешнее воздействие, благодаря этой функции психики, может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях.

В-третьих, психическое отражение — это правильное, верное отражение действительности. Возникающие образы материального мира являются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий.

Субъективность  психического отражения, характерное  для человека активное преобразование отражаемого ни в коей мере не отрицают объективную возможность правильного отражения окружающего мира.

Регуляция поведения и деятельности ещё одна из функций психики.

Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой — регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения. Последние не могут не опосредоваться психикой, так как именно с ее помощью человек осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности, вырабатывает способы и приемы достижения результатов. Поведение же при этом выступает как внешняя форма проявления психики.

Функцией психики также является осознание человеком своего места в окружающем мире. Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в объективном мире, гарантируя ему эффективное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение.

С другой стороны, с помощью психики, сознания человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях.

 

Методы психологии

 
Основными методами получения фактов в психологии являются наблюдение, беседа и эксперимент. Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность.  
Наблюдение – древнейший метод познания. Его примитивной формой – житейскими наблюдениями – пользуется каждый человек в своей повседневной практике.  
Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лет), выборочное и сплошное и особый вид – включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы).  
Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов:  
-определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);  
-выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?);  
-выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);  
-выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);  
-обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).  
Наблюдение входит составной частью и в два других метода – беседу к эксперимент.  
Беседа как психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед: сбор анамнеза, интервью, вопросники и психологические анкеты. Анамнез (лат. по памяти) – сведения о прошлом изучаемого, получаемые от него самого или – при объективном анамнезе – от хорошо знающих его лиц. Интервью – вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно заранее приготовленные) вопросы. В этом случае, когда вопросы и ответы представляются в письменной форме, имеет место анкетирование.  
Существует ряд требований к беседе как методу. Первое – непринужденность. Нельзя превращать беседу вопрос. Наибольший результат приносит беседа в случае установления личного контакта исследователя с обследуемым человеком. Важно при этом тщательно продумать беседу, представить ее в форме конкретного плана, задач, проблем, подлежащих выяснению. Метод беседы предполагает наряду с ответами и постановку вопросов обследуемыми. Такая двусторонняя беседа дает больше информации по исследуемой проблеме, чем только ответы испытуемых на поставленные вопросы.  
Одна из разновидностей наблюдения – самонаблюдение, непосредственное либо отсроченное (в воспоминаниях, дневниках, мемуарах человек анализирует, что он думал, чувствовал, переживал). Однако главным методом психологического исследования является эксперимент – активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт.

Бывает лабораторный эксперимент, он протекает в специальных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента может не знать. Эксперимент многократно проводится с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие математико-статистически достоверные закономерности развития психических явлений.  
Метод тестов – метод испытаний, установления определенных психических качеств человека. Тест – кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяются наличие и уровень развития определенных психических качеств человека. Тесты могут быть прогностическими и диагностирующими. Тесты должны быть научно обоснованы, надежны и выявлять устойчивые психологические характеристики.

Фундаментальная и прикладная психология.

Современная научная психология представляет собой  систему научных дисциплин, в  которой разные авторы выделяют от 50 до 100 относительно самостоятельных  направлений и отраслей. Традиционно  все разделы психологии подразделяются на две большие группы: фундаментальная  и прикладная психология. Общепринятой классификации отраслей психологии в пределах этих двух групп пока не выработано.

К фундаментальной психологии более  или менее однозначно могут быть отнесены общая психология, социальная психология и дифференциальная психология. Перечень отраслей прикладной психологии продолжает пополняться. Наиболее известными ее составляющими являются педагогическая, клиническая, юридическая, политическая, экономическая, военная психологии; а также психологии труда, спорта, религии, старости (геронтпсихология), семьи, и др.

Фундаментальная психология изучает психические  явления, характерные для человека (и животных) в целом, общие психологические  закономерности, имеющие место во всех сферах психической жизни. Прикладная психология исследует общие психологические проблемы, характерные для конкретных сфер профессиональной деятельности людей.

Все многообразие современных отраслей психологии, тем не менее, предполагает сохранение общего предмета исследования - фактов, закономерностей и механизмов психики как особой формы жизнедеятельности. Вместе с тем, как фундаментальная, так и прикладная психология развиваются, черпая специальные знания из смежных  областей иных наук. Для отраслей прикладной психологии - это достижения соответствующих  областей знаний (педагогики, юриспруденции, религиоведения и т.д.); для общей  психологии - прежде всего, биологии и  медицины.

Каждая  наука для своего успешного развития и выполнения социально-значимых функций  должна опираться на исходные положения, дающие правильное представление об изучаемых явлениях. Такие положения  определяются как методология данной науки. Ее следует отличать от совокупности научных методов. Последние представляют собой набор последовательно  взаимосвязанных действий, позволяющих  получать первичную информацию в  одной или сразу нескольких отраслях психологии.

Общая методология отечественной психологической  науки исходит из следующих положений:

1. Окружающий нас реальный мир  материален (т.е. не является плодом  нашего воображения).

2. Сознание вторично относительно  материи, находящейся в постоянном  движении, развитии.

3. Как окружающий мир, так и  психика прошли длительный путь эволюции (развития).

Специальную методологию психологии составляют принципы:

- детерминизма (причинной обусловленности  все психических явлений);

- единства сознания и деятельности (развитие сознания зависит от  деятельности и влияет на нее);

- развития (психика - продукт развития  и постоянно пребывает в этом  процессе);

- личностного подхода (познание  общих закономерностей через  индивидуально- и социально-психологические особенности человека) .

Современные психологические методы исследования условно делятся на объективные, описательные и методы психологической  помощи. Последние применяются исключительно в прикладных отраслях психологической науки. К объективным методам исследований относятся следующие: а) внешнее наблюдение; б) эксперимент; в) тестирование; г) опрос (анкета, беседа); д) анализ результатов деятельности (контент-анализ, графология и др.).

Описательные  методы, ориентированные на качественное изучение явлений или личностей  включают разновидности наблюдений (самонаблюдение, самоотчет, включенное наблюдение); биографический метод, диалогическую  беседу и др.

  Отрасли фундаментальной психологии

1. Общая психология

Общая психология - это раздел психологии, обобщающий теоретические и экспериментальные психологические исследования, суммирующий знания, полученные в частных разделах психологии. В рамках общей психологии обобщаются и формулируются психологические закономерности, теоретические принципы и методы психологии, ее основные понятия и категории, к которым относятся: ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, восприятие, внимание, эмоции, воля, сознание, темперамент, характер и др.  Результаты исследований в области общей психологии являются фундаментальной основой всех отраслей психологической науки.

2. Социальная психология

Социальная  психология - это отрасль психологии, изучающая закономерности поведения  и деятельности людей, включенных в  различные социальные общности и  группы, а также психологические  характеристики этих групп. Социальная психология включает в себя три основных раздела: социальная психология групп, социальная психология общения, социальная психология личности.

Изучаемые в рамках социальной психологии группы весьма разнообразны: от наций и  классов - до неформальных объединений  и семьи. Общим признаком группы является ее реальное существование, при  котором члены группы объединены каким-то общим признаком (возраст, национальность, род занятий, место  жительства или работы и т.п.) или  помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства (заключенные, «чернобыльцы») и осознают (хотя и в разной степени) свою принадлежность к этому образованию. В рамках социально-психологических  исследований анализируются механизмы  образования, развития и особенности  проявления психологии различных групп.

Выполняя  различные социальные функции, человек  становится членом многочисленных социальных групп. Каждая из этих групп в большей  или меньшей степени влияет на формирование сознания и поведения  личности. Это происходит посредством  включения ее (личности) в систему  взглядов, представлений, норм, ценностей  различных групп. Группа является микросредой  формирования личности.

Усвоение  групповых ценностей, норм, представлений  и взглядов происходит в процесс  межличностного и межгруппового  общения, обычно происходящего в  процессе совместной деятельности. С  точки зрения социальной психологии общение - это многогранный процесс, основными составляющими которого являются: а) обмен информацией (коммуникация); б) взаимодействие общающихся (интерактивность); в) установление взаимопонимания в процессе восприятия общающимися друг друга (перцепция).

3. Дифференциальная психология

Этот  раздел психологической науки - психологии индивидуальных различий - исследует  индивидуальные психофизиологические различия между людьми, отдельные  свойства высшей нервной деятельности и их проявления в поведении. Термин «Дифференциальная психология»  введен в 1900 г. немецким психологом В. Штерном. В рамках этой отрасли психологической  науки чаще всего проводятся сравнительные  исследования личностных особенностей индивидов. От описания характера и  диапазона индивидуальных психологических  проявлений психологи продвинулись к выявлению наиболее существенных параметров психической деятельности, от которых зависит соответствующая  характеристика субъекта. Причины и  условия возникновения индивидуально-психологических  различий коренятся в нейрофизиологии. Углубленное изучение этих вопросов идет на стыке с биологией, в рамках дифференциальной психофизиологии, базирующейся на концепции типов и свойств  нервной системы И.П. Павлова.

Некоторые авторы к отраслям фундаментальной  психологии относят психологию развития (или возрастную психологию), специальную  психологию (или психологию аномального  развития), зоопсихологию, сравнительную  психологию.

 

Отрасли прикладной психологии

Прикладное  направление современной психологии - это обширная и разветвленная сеть психологических отраслей и дисциплин. С большей или меньшей степенью условности их можно объединить в несколько групп:

1) психологические аспекты ряда  гуманитарных наук и их специализированных  приложений (политическая, экономическая  юридическая, этническая (кросс-культурная) психология и др.);

2) психологические проблемы разных  этапов развития и образования  (возрастная психология, сравнительная  психология, педагогическая психология  и др.);

Информация о работе Психика. Функции психики. Методы, применяемые в психологии. Фундаментальная и прикладная психология