Психика и организм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 20:54, контрольная работа

Описание работы

Психика человека включает все, что он ощущает, воспринимает, думает, помнит, чувствует, все его привычки, его индивидуальность, то, как, с помощью каких средств (механизмов) это делает. Психика дает возможность не только достаточно точно отражать особенности окружающего мира, она позволяет предвидеть, предугадывать то, что будет в дальнейшем. Такая опережающая функция психической деятельности в наибольшей степени характерна для человека. Благодаря этому мы можем представить то, что случится через некоторое время, можем строить планы, ставить цели, мечтать. Она позволяет нам, например, заранее подготовиться к какому-либо сложному событию. Психика имеет индивидуальный характер. Психические особенности образуют индивидуальность, и все воздействия преломляются через индивидуальные особенности.

Содержание работы

1. Психика человека и его основная структура……………………………3
2. Понятия «сознание» и «бессознательное». Их сопоставление…………9
3. Соотнесение психологических понятий и их определений:…………..16
а) сознание;
б) самосознание;
в) бессознательное;
1) высший уровень психической активности человека как социального и духовного существа, отношение к миру со знанием его объективных закономерностей;
2) совокупность психических образований, процессов и состояний, не представленных в сознании человека, в функционировании и влиянии которых он не отдает отчета;
3) высокоорганизованный психический процесс, обеспечивающий единство, целостность и постоянство личности, выражается в осознании человеком своих качеств, самого себя.

Литература…………………………………………………………………..19

Файлы: 1 файл

Контрольная по Психологии.doc

— 114.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования

«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

 

 

 

Кафедра «Философии и социологии»

Факультет: Финансово-кредитный

Специальность: Бакалавриат  экономики

 

 

КОНТРОЛЬНая работа

 

по дисциплине Психология и педагогика

Тема: Психика и организм.

 

 

 

                                                                   Студентка: Шинкарёва Екатерина Матвеевна                                     

                                               Курс 1      № группы: фб-эф 100

                                                             Личное дело № ____________________

                                  Преподаватель: Ожигова Л.Н.

 

 

 

 

 

Краснодар  2012

План:                                               Стр.

1. Психика человека и его основная  структура……………………………3

2. Понятия «сознание» и «бессознательное». Их сопоставление…………9

3.  Соотнесение психологических понятий и их определений:…………..16

а)  сознание;

б) самосознание;

в) бессознательное;

1) высший уровень психической  активности человека как социального и духовного существа, отношение к миру со знанием его объективных закономерностей;

2) совокупность психических  образований, процессов и состояний, не представленных в сознании человека, в функционировании и влиянии которых он не отдает отчета;

3) высокоорганизованный психический  процесс, обеспечивающий единство, целостность и постоянство личности, выражается в осознании человеком своих качеств, самого себя.

 

Литература…………………………………………………………………..19

  

 

 

 

 

 

 

1. Психика человека  и его основная структура.

Психика человека включает все, что он ощущает, воспринимает, думает, помнит, чувствует, все его привычки, его индивидуальность, то, как, с помощью каких средств (механизмов) это делает. Психика дает возможность не только достаточно точно отражать особенности окружающего мира, она позволяет предвидеть, предугадывать то, что будет в дальнейшем. Такая опережающая функция психической деятельности в наибольшей степени характерна для человека. Благодаря этому мы можем представить то, что случится через некоторое время, можем строить планы, ставить цели, мечтать. Она позволяет нам, например, заранее подготовиться к какому-либо сложному событию. Психика имеет индивидуальный характер. Психические особенности образуют индивидуальность, и все воздействия преломляются через индивидуальные особенности.

Психика – это общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых психологией. Проявления психики человека нельзя рассматривать только через изучение деятельности мозга. Конечно, тесная связь психики и деятельности головного мозга не подлежит сомнению, повреждения или физиологическая неполноценность мозга приводят к неполноценности психики. Хотя головной мозг - это орган, деятельностью которого обусловлена психика, но содержание этой психики производится не самим мозгом, его источником является внешний мир. То есть, именно через взаимодействие человека с окружающей его материальной и духовной средой и происходит развитие, формирование, функционирование и проявление психического. Основные формы проявления психики человека это не только результат работы нашей нервной системы, а в первую очередь, результат общественно-трудовой деятельности человека, его общения с другими людьми.

Психика человека качественно более большой уровень, чем психика животных (Homo sapiens человек разумный). Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникла в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые биологически-морфологические особенности человека устойчивы уже в течение тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудо-вой деятельности. Трудовая дело имеет продуктивный характер; труд, осуществляя процесс производства, запечатлевается в своем продукте, т. е. происходит процесс воплощения, опредмечивания в продуктах деятельности людей их духовных сил и способностей. Таким образом, материальная, духовная культура человечества - это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.

Человек не просто проникает  в мир с помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с поставленной задачей удовлетворения своих потребностей, совершает определенные поступки. Психические процессы, состояния и свойства вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом. Хотя все формы проявления психики исследуются отдельно, в реальности они связаны товарищ с другом и составляют единое целое.

Наш организм удерживает в себе и интенсивно использует физические закономерности природы, т.е. существует глубинная, фундаментальная связь нашего органического существования с природой. Основная функция психики состоит в отображении, удержании, воспроизведении единства всех существенных сил природы.

Тот факт, что наше тело и его психика включены во всеобщую связность мировых процессов  и как-то удерживают в себе природу  вообще как целое (психика - есть субъективный образ объективного мира), предполагает существенное непосредственное влияние этого целого на нашу психику, влияние природных пульсаций и ритмов на наш организм и наши психические состояния.

Структура психики человека. 
Психика человека сложна и многообразна по своим проявлениям. Выделяют три крупные группы психических явлений.

Психические процессы

Психические состояния

Психические свойства

Ощущения

Эмоциональные

Характер

Восприятие

Познавательные

Темперамент

Внимание

Волевые

Способности

Память

 

Направленность

Мышление

   

Речь

   

Воображение

   

 

Психические процессы  это процессы, условно выделенные в целостной структуре психики.

Выделение психических  процессов  сугубо условное разделение психики на составные элементы, появившееся ввиду существенного влияния механистических представлений на учёных-психологов в период становления научной психологии; также данное выделение можно связать c аналитическими тенденциями в науке XIX — начала XX века. Особенность психических процессов в том, что они наиболее кратковременные, быстропротекающие. Они являются актуальным откликом на происходящее.

В современной психологии принято считать, что психические  процессы тесно взаимосвязаны и, сливаются в один целостный процесс, свойство под названием «психика». Деление сознания на психические процессы условно, оно не имеет теоретического обоснования. В настоящее время в науке разрабатываются интегративные подходы к психике, и классификация психических процессов имеет скорее педагогическую и пропедевтическую ценность, нисходящую по мере развития науки.

В психических процессах, по Веккеру, можно выделить два уровня организации: первый связан с нервными процессами, организуемыми на уровне нейронных связей, данные процессы необязательно выделяются и определяются в сознании личности. Второй уровень связан с сознанием и включает в себя познавательные процессы.

Психическое состояние  один из возможных режимов жизнедеятельности человека, на физиологическом уровне отличающийся определёнными энергетическими характеристиками, а на психологическом уровне системой психологических фильтров, обеспечивающих специфическое восприятие окружающего мира. 

Наряду с психическими процессами и свойствами личности состояния являются основными классами психических явлений, которые изучает наука психология. Психические состояния влияют на протекание психических процессов, а, повторяясь часто, приобретя устойчивость, могут включиться в структуру личности в качестве её специфического свойства. Так как в каждом психическом состоянии присутствуют психологические, физиологические и поведенческие компоненты, то в описаниях природы состояний можно встретить понятия разных наук (общей психологии, физиологии, медицины, психологии труда и т. д.), что создаёт дополнительные трудности для исследователей, занимающихся данной проблемой. В настоящее время не существует какой-либо единой точки зрения на проблему состояний, так как состояния личности можно рассматривать в двух аспектах. Они являются одновременно и срезами динамики личности, и интегральными реакциями личности, обусловленными её отношениями, поведенческими потребностями, целями активности и адаптивности в окружающей среде и ситуации.

Психические свойства - это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Различают следующие свойства личности: направленность, темперамент, характер и способности.

Каждое психическое  свойство формируется постепенно в  процессе отражения и закрепляется в практике. Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека. 

Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются  и образуют сложные структурные  образования личности, к которым  необходимо отнести:

1) жизненную позицию  личности (систему потребностей, интересов,  убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);

2) темперамент (систему  природных свойств личности –  подвижность, уравновешенность поведения  и тонус активности, – характеризующую  динамическую сторону поведения);

3) способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности);

4) характер как систему  отношений и способов поведения.

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Понятия «сознание» и  «бессознательное». Их сопоставление.

Человека, как считает X, Дельгадо (один из крупнейших современных специалистов-нейропсихологов), можно рассматривать как временную материально-информационную структуру. Атомы, организация и время - это единственные факторы, которые создают организм. Этого нельзя, конечно, сказать о содержании наших психических процессов. Собственно человеческая, сложно организованная психика может сформироваться и успешно функционировать лишь при определенных биологических условиях: уровень содержания кислорода в крови, в клетках мозга, температура тела, обмен веществ и т.п. Существует огромное количество подобных органических параметров, без которых нормально функционировать наша психика не будет.

Особое значение для психической  деятельности имеют следующие особенности  человеческого организма: возраст, пол, строение нервной системы и мозга, тип телосложения, генетические аномалии и уровень гормональной активности.

Практически любое хроническое  заболевание приводит к повышению  раздражительности, утомляемости, к  эмоциональной нестабильности, то есть влечет изменения психологического тонуса.

Существенное отличие  человека как вида от животных состоит  в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на него планы и программы. Все это вместе взятое связано со сферой человеческого сознания.

Сознание является высшим уровнем  отражения человеком 
действительности, если психику трактуют с материалистических позиций, и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику трактуют с идеалистических позиций. В истории психологической науки сознание явилось труднейшей проблемой, которую до сих пор не удалось решить с материалистических или идеалистических позиции, но на пути ее материалистического понимания возникало множество самых сложных вопросов.

Первая психологическая  характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность.

Мысленное представление  и воображение действительности - вторая важная психологическая характеристика сознания. Она, как и сознание в целом, тесным образом связана с волей.

Сознание тесным образом  связано с речью и без нее в высших своих формах не существует. В отличие от ощущений и восприятия, представлений и памяти сознательное отражение характеризуется рядом специфических свойств. Одно из них осмысленность представляемого, или осознаваемого, т.е. его словесно-понятийная означенность, наделенность определенным смыслом, связанным с человеческой культурой.

Информация о работе Психика и организм