Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 20:54, контрольная работа
Психика человека включает все, что он ощущает, воспринимает, думает, помнит, чувствует, все его привычки, его индивидуальность, то, как, с помощью каких средств (механизмов) это делает. Психика дает возможность не только достаточно точно отражать особенности окружающего мира, она позволяет предвидеть, предугадывать то, что будет в дальнейшем. Такая опережающая функция психической деятельности в наибольшей степени характерна для человека. Благодаря этому мы можем представить то, что случится через некоторое время, можем строить планы, ставить цели, мечтать. Она позволяет нам, например, заранее подготовиться к какому-либо сложному событию. Психика имеет индивидуальный характер. Психические особенности образуют индивидуальность, и все воздействия преломляются через индивидуальные особенности.
1. Психика человека и его основная структура……………………………3
2. Понятия «сознание» и «бессознательное». Их сопоставление…………9
3. Соотнесение психологических понятий и их определений:…………..16
а) сознание;
б) самосознание;
в) бессознательное;
1) высший уровень психической активности человека как социального и духовного существа, отношение к миру со знанием его объективных закономерностей;
2) совокупность психических образований, процессов и состояний, не представленных в сознании человека, в функционировании и влиянии которых он не отдает отчета;
3) высокоорганизованный психический процесс, обеспечивающий единство, целостность и постоянство личности, выражается в осознании человеком своих качеств, самого себя.
Литература…………………………………………………………………..19
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
«ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра «Философии и социологии»
Факультет: Финансово-кредитный
Специальность: Бакалавриат экономики
КОНТРОЛЬНая работа
по дисциплине Психология и педагогика
Тема: Психика и организм.
Краснодар 2012
План:
1. Психика человека и его
2. Понятия «сознание» и «бессознательное». Их сопоставление…………9
3. Соотнесение психологических понятий и их определений:…………..16
а) сознание;
б) самосознание;
в) бессознательное;
1) высший уровень психической
активности человека как
2) совокупность психических образований, процессов и состояний, не представленных в сознании человека, в функционировании и влиянии которых он не отдает отчета;
3) высокоорганизованный
Литература……………………………………………………
1. Психика человека и его основная структура.
Психика человека включает все, что он ощущает, воспринимает, думает, помнит, чувствует, все его привычки, его индивидуальность, то, как, с помощью каких средств (механизмов) это делает. Психика дает возможность не только достаточно точно отражать особенности окружающего мира, она позволяет предвидеть, предугадывать то, что будет в дальнейшем. Такая опережающая функция психической деятельности в наибольшей степени характерна для человека. Благодаря этому мы можем представить то, что случится через некоторое время, можем строить планы, ставить цели, мечтать. Она позволяет нам, например, заранее подготовиться к какому-либо сложному событию. Психика имеет индивидуальный характер. Психические особенности образуют индивидуальность, и все воздействия преломляются через индивидуальные особенности.
Психика – это общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых психологией. Проявления психики человека нельзя рассматривать только через изучение деятельности мозга. Конечно, тесная связь психики и деятельности головного мозга не подлежит сомнению, повреждения или физиологическая неполноценность мозга приводят к неполноценности психики. Хотя головной мозг - это орган, деятельностью которого обусловлена психика, но содержание этой психики производится не самим мозгом, его источником является внешний мир. То есть, именно через взаимодействие человека с окружающей его материальной и духовной средой и происходит развитие, формирование, функционирование и проявление психического. Основные формы проявления психики человека это не только результат работы нашей нервной системы, а в первую очередь, результат общественно-трудовой деятельности человека, его общения с другими людьми.
Психика человека качественно более большой уровень, чем психика животных (Homo sapiens человек разумный). Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникла в силу необходимости осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. И хотя видовые биологически-морфологические особенности человека устойчивы уже в течение тысячелетий, развитие психики человека происходило в процессе трудо-вой деятельности. Трудовая дело имеет продуктивный характер; труд, осуществляя процесс производства, запечатлевается в своем продукте, т. е. происходит процесс воплощения, опредмечивания в продуктах деятельности людей их духовных сил и способностей. Таким образом, материальная, духовная культура человечества - это объективная форма воплощения достижений психического развития человечества.
Человек не просто проникает
в мир с помощью своих
Наш организм удерживает в себе и интенсивно использует физические закономерности природы, т.е. существует глубинная, фундаментальная связь нашего органического существования с природой. Основная функция психики состоит в отображении, удержании, воспроизведении единства всех существенных сил природы.
Тот факт, что наше тело и его психика включены во всеобщую связность мировых процессов и как-то удерживают в себе природу вообще как целое (психика - есть субъективный образ объективного мира), предполагает существенное непосредственное влияние этого целого на нашу психику, влияние природных пульсаций и ритмов на наш организм и наши психические состояния.
Структура
психики человека.
Психика человека сложна и многообразна
по своим проявлениям. Выделяют три крупные
группы психических явлений.
Психические процессы |
Психические состояния |
Психические свойства |
Ощущения |
Эмоциональные |
Характер |
Восприятие |
Познавательные |
Темперамент |
Внимание |
Волевые |
Способности |
Память |
Направленность | |
Мышление |
||
Речь |
||
Воображение |
Психические процессы это процессы, условно выделенные в целостной структуре психики.
Выделение психических процессов сугубо условное разделение психики на составные элементы, появившееся ввиду существенного влияния механистических представлений на учёных-психологов в период становления научной психологии; также данное выделение можно связать c аналитическими тенденциями в науке XIX — начала XX века. Особенность психических процессов в том, что они наиболее кратковременные, быстропротекающие. Они являются актуальным откликом на происходящее.
В современной психологии
принято считать, что психические
процессы тесно взаимосвязаны и, сливаются в один целостный
процесс, свойство под названием «психика».
Деление сознания на психические процессы условно, оно
не имеет теоретического обоснован
В психических процессах, по Веккеру, можно выделить два уровня организации: первый связан с нервными процессами, организуемыми на уровне нейронных связей, данные процессы необязательно выделяются и определяются в сознании личности. Второй уровень связан с сознанием и включает в себя познавательные процессы.
Психическое
состояние один из возможных режимов жизнедеятельности
человека, на физиологическом уровне отличающийся определёнными энергетическими
характеристиками, а на психологическом уровне системой психологических фильтров,
обеспечивающих специфическое восприятие
окружающего мира.
Наряду с психическими
процессами и свойствами личности состояни
Психические свойства - это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный уровень поведения и деятельности, типичный для нее. Различают следующие свойства личности: направленность, темперамент, характер и способности.
Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Свойства личности многообразны, и их нужно классифицировать в соответствии с группировкой психических процессов, на основе которых они формируются. А значит, можно выделить свойства интеллектуальной, или познавательной, волевой и эмоциональной деятельности человека.
Психические свойства не существуют вместе, они синтезируются и образуют сложные структурные образования личности, к которым необходимо отнести:
1) жизненную позицию личности (систему потребностей, интересов, убеждений, идеалов, определяющую избирательность и уровень активности человека);
2) темперамент (систему
природных свойств личности –
подвижность, уравновешенность
3) способности (систему интеллектуально-волевых и эмоциональных свойств, определяющую творческие возможности личности);
4) характер как систему
отношений и способов
2. Понятия «сознание» и «бессознательное». Их сопоставление.
Человека, как считает X, Дельгадо (один из крупнейших современных специалистов-нейропсихологов), можно рассматривать как временную материально-информационную структуру. Атомы, организация и время - это единственные факторы, которые создают организм. Этого нельзя, конечно, сказать о содержании наших психических процессов. Собственно человеческая, сложно организованная психика может сформироваться и успешно функционировать лишь при определенных биологических условиях: уровень содержания кислорода в крови, в клетках мозга, температура тела, обмен веществ и т.п. Существует огромное количество подобных органических параметров, без которых нормально функционировать наша психика не будет.
Особое значение для психической деятельности имеют следующие особенности человеческого организма: возраст, пол, строение нервной системы и мозга, тип телосложения, генетические аномалии и уровень гормональной активности.
Практически любое хроническое заболевание приводит к повышению раздражительности, утомляемости, к эмоциональной нестабильности, то есть влечет изменения психологического тонуса.
Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на него планы и программы. Все это вместе взятое связано со сферой человеческого сознания.
Сознание является высшим уровнем
отражения человеком
действительности, если психику трактуют
с материалистических позиций, и собственно
человеческой формой психического начала
бытия, если психику трактуют с идеалистических
позиций. В истории психологической науки
сознание явилось труднейшей проблемой,
которую до сих пор не удалось решить с
материалистических или идеалистических
позиции, но на пути ее материалистического
понимания возникало множество самых
сложных вопросов.
Первая психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способность мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность.
Мысленное представление и воображение действительности - вторая важная психологическая характеристика сознания. Она, как и сознание в целом, тесным образом связана с волей.
Сознание тесным образом связано с речью и без нее в высших своих формах не существует. В отличие от ощущений и восприятия, представлений и памяти сознательное отражение характеризуется рядом специфических свойств. Одно из них осмысленность представляемого, или осознаваемого, т.е. его словесно-понятийная означенность, наделенность определенным смыслом, связанным с человеческой культурой.