Психика и организм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 15:11, контрольная работа

Описание работы

Психика (от греч. psychikos - душевный), совокупность душевных процессов и явлений (ощущения, восприятия, эмоции, память и т. п.); специфический аспект жизнедеятельности животных и человека в их взаимодействии с окружающей средой. Находится в единстве с соматическими (телесными) процессами и характеризуется активностью, целостностью, соотнесенностью с миром, развитием, саморегуляцией, коммуникативностью, адаптацией и т. д. Появляется на определенной ступени биологической эволюции. Высшая форма психики - сознание - присуща человеку. Изучается психологией.

Содержание работы

1. Охарактеризуйте психику человека и его основную структуру.
2.Раскройте содержание понятий «сознание» и «бессознательное» и сопоставьте их.
3.Соотнесите психологические понятия и их определения:
а) Сознание
б) Самосознание
в) Бессознательное
1. Высший уровень психической активности человека, как социального и духовного существа, отношение к миру со знанием его объективных закономерностей;
2. Совокупность психических образований, процессов и состояний, не представленных в сознании человека, в функционировании и влиянии которых он не дает ответа;
3. Высокоорганизованный психический процесс, обеспечивающий единство, целостность и постоянство личности, выражается в сознании человеком своих качеств, самого себя.

Файлы: 1 файл

псих и педагогика.doc

— 83.00 Кб (Скачать файл)

неполноценности  по  А.  Адлеру.  Инфляция  эго-сознания  проявляется   как

героическая позиция». В случае  агрессии  бессознательного,  слова  «познай

себя  и  ты  познаешь  весь  мир»   интерпретируются   как   исключительная

направленность  на бессознательное. Погружение в этот  мир,  поиски  скрытых сил имеют свою отрицательную сторону тогда, когда на этой почве начинают  с презрением относиться к науке,  к  научно  –  популярной  и  художественной литературе,  к  прогрессивным  явлениям  общественной  жизни.  Этим   самым подрывается сознание и усиливается коллективное бессознательное.  

 Третий  тип бессознательных явлений  -  те,  о  которых  говорит  3.  Фрейд

касающихся  личностного бессознательного. Это - желания,  мысли,  намерения, потребности, вытесненные  из  сферы  человеческого  сознания  под  влиянием цензуры. Каждый  из  типов  бессознательных  явлений  по-разному  связан  с поведением человека и его сознательной регуляцией. 

 «Взаимосвязь   сознания  и   бессознательного   является   основной

предпосылкой  психоанализа, и только  она  дает  ему  возможность  понять  и

приобщить науке часто наблюдающиеся и  очень важные патологические  процессы в душевной жизни. Иначе говоря, психоанализ  не  может  перенести  сущность

психического  в сознание, но  должен  рассматривать сознание  как качество

психического, которое может присоединяться или  не присоединяться  к  другим его качествам.  

 Было  бы неверно на том основании,  что бессознательное и  сознание  -  это

противоположные  друг  другу  понятия,   приравнивать   бессознательное   и

сознательное   к   животной   и   человеческой   психике    соответственно.

Бессознательное  -  это  столь  же  специфически  человеческое  психическое

проявление, как и сознание,  оно  детерминировано  общественными  условиями существования человека, выступая  как  частичное,  недостаточно  адекватное отражение мира в мозгу человека.  

 Быть  сознательным - это прежде всего чисто описательный  термин,  который опирается на самое непосредственное и надежное восприятие. Опыт  показывает нам  далее,  что  любой  психический   элемент,   например   представление, обыкновенно  не  бывает  длительно  сознательным.   Наоборот,   характерным является то, что состояние сознательности быстро проходит под  воздействием каких-либо, иногда незначительных факторов; представление в  данный  момент сознательное, в следующее мгновение перестает быть  таковым,  однако  может вновь стать сознательным при известных, легко  достижимых  условиях.  Каким оно было в промежуточный период, мы не знаем; можно сказать, что  оно  было скрытым (латент), подразумевая под этим то, что оно в любой момент способно было стать сознательным. Если мы скажем, что оно было  бессознательным,  мы

также  дадим  правильное  описание.  Это  бессознательное  в  таком  случае

совпадает со скрыто или потенциально сознательным. 

 К  понятию бессознательного мы  пришли путем разработки  опыта,  в  котором большую роль играет душевная  динамика.  Мы  видели,  т.е.  вынуждены  были признать,  что  существуют  весьма  напряженные   душевные   процессы   или представления - здесь  прежде  всего приходится  иметь дело  с некоторым количественным, т.е. экономическим, моментом, - которые могут  иметь  такие же последствия для душевной жизни, как и все  другие  представления,  между прочим, и такие последствия, которые могут  быть  осознаны  опять-таки  как представления, хотя в действительности и не становятся сознательными. 

 Состояние,  в  котором  они  находились   до   осознания,   мы   называем

вытеснением, а сила, приведшая к вытеснению и поддерживавшая его, ощущается

нами  во время нашей психоаналитической работы как сопротивление. 

 Понятие   бессознательного  мы,  таким   образом,  получаем  из  учения   о

вытеснении.   Вытесненное   мы   рассматриваем    как    типичный    пример

бессознательного. Мы  видим,  однако,  что  есть  двоякое  бессознательное:

скрытое, но способное стать сознательным, и вытесненное,  которое само  по

себе  и без дальнейшего не может  стать сознательным». 

 Таким   образом,  уровень  бессознательного,  выражающий  переход  его   в

сознательное  и наоборот выражает осознание человеком  ранее неосознаваемой мысли. Однако и осознаваемая  в  настоящем  мысль  может  перейти  в  сферу бессознательного.   

 Существует масса примеров, на  которых  можно  отобразить  бессознательное как модель, присвоить ей  определённые  характеристики  и  исследовать  её.

Например,  пробуждение  человека  от   сна   является   ничем   иным,   как

конфронтацией двух взаимно противоположных сторон. С одной  стороны  -  это сознание человека, стремящееся попасть в окружающий мир, а с другой стороны это инстинкт сна, затягивающий человека в свою паутину.  Сознание   являлся доминирующим во всей системе, результатом победы его над инстинктом явилось начало пробуждения человека. 

 Но  даже при таком раскладе, устранить  влияние бессознательного не  удалось и, скорее всего, никогда не удастся. Невозможно ни стереть  бессознательное из человека, ни побороть его сознательно.  

 Таким   образом,   мера бессознательного в жизни человека определяется переходом от  инстинктивного ощущения  действительности  к  сознательному   восприятию,   выраженную   в поведении человека в его конкретных поступках.  
  
  
  
  
 

3.Соотнесите  психологические  понятия и их  определения:

а) Сознание - высший уровень психической активности человека, как социального и духовного существа, отношение к миру со знанием его объективных закономерностей.     

Итак, человек в процессе своей жизни  постоянно имеет дело со своим  сознанием, и только с ним. Никаким  иным образом с окружающей действительностью  он не контактирует, никак иначе  информацию о ней получить не может. Человек может оценить реальность только такой, какой она дана в  его сознании.   
Часто принято полагать, что материя отражается в сознании. Существует объективная материя, а человек наблюдает результат ее субъективного отражения сознанием. Это возможно. Но сие является не более, чем версией. Проблема в том, что человек имеет дело только с этим самым отражением. Он не может как-то иначе вступить в любой контакт с объектом (материей), который отражается в сознании. Человек не может никаким образом подступиться к объекту (материи) так, чтобы оценить его как-то иначе – это всегда будет процессом оценки уже отражения в сознании. Отсюда следует вывод о том, что человек не может однозначно утверждать того, что материя действительно отражается в сознании. Имея дело исключительно с отражением, ты не можешь сказать, что это именно отражение на все сто процентов, ибо ты не можешь никоим образом получить информацию об объекте вне этого отражения. Соответственно, любая попытка представить, смоделировать объективную реальность (объективную модель) является по своей сути представлением все той же субъективной, отраженной в сознании. Человек имеет дело только со своим сознанием, он не может выглянуть за его пределы, он даже не может себе вообще представить каким-либо образом, что такое реальность вне сознания, что такое объективная реальность, которая только потом будет отражаться. Это все невозможно, потому что человек не знает ничего, кроме этого самого субъективного отражения, кроме своего сознания, человек ограничен этим, это рамки его представлений (опять же – в обычных для нас условиях, которые я пока что подразумеваю по умолчанию).   
Из вышесказанного следует такой вывод – человек не может знать, как материя соотносится с его сознанием. Версия о том, что объективно существующая материя субъективно отражается в сознании, является не более, чем предположением, при том исключительно гипотетическим – человек не может никоим образом смоделировать эту объективную реальность, он не может смоделировать хоть как-то хоть что-то, что находится за пределами его сознания. Потому для человека верным является уравнение: «реальность = сознание». Не вообще так верно, а именно для человека. Оно может быть и вообще, мы не знаем. Но для человека это так. Таким образом, то, что человек называет реальностью, это одновременно является и его сознанием. 

б) Самосознание -  высокоорганизованный психический процесс, обеспечивающий единство, целостность и постоянство личности, выражается в сознании человеком своих качеств, самого себя.     

Самосознание  предполагает выделение и отличие  человеком самого себя, своего Я  от всего, что его окружает. Самосознание есть сознание, направленное на самого себя: это— сознание, делающее своим предметом, объектом сознание. Самосознание самим фактом своего существования еще раз доказывает относительность различия и противоположности объекта и субъекта, неправильность представлений о том, что в сознании все субъективно. Факт самосознания показывает, что разделение действительности на объект и субъект не ограничивается лишь отношением внешнего мира к сознанию, но что и в самом сознании имеется это деление, выражающееся, по меньшей мере, в двух формах: в соотношении объективного и субъективного в содержании сознания и в форме разделения сознания на объект и субъект в акте самосознания. Самосознание обычно рассматривают лишь в плане индивидуального сознания, как проблему «Я». Однако самосознание, рассматриваемое в широком философском аспекте, включает в себя также и аспект социологический. В самом деле, говорим же мы о классовом самосознании, о национальном самосознании и т. п. Психологические науки, изучающие явление сознания, представляют собой также самосознание людей и самопознание человеком человека. Таким образом, самосознание выступает и в форме индивидуального и в форме социального самосознания. Имеются и социальные предпосылки самосознания. Самосознание не является созерцанием собственного изолированного индивида, оно возникает в процессе общения. Общественная обусловленность формирования самосознания заключается не только в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных отношениях, но и в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку в осознании самих правил взаимоотношения. Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную им материальную и духовную культуру. Самосознание в процессе жизни человека развивается не только на базе «органических ощущений и чувств», но и на основе его деятельности, в которой человек выступает творцом созданных им предметов, что развивает в нем сознание различия субъекта и объекта.

в) Бессознательное  -  совокупность психических образований, процессов и состояний, не представленных в сознании человека, в функционировании и влиянии которых он не дает ответа.     

Бессознательное играет важную роль в жизни человека. Привычки человека, его навыки и умения несут в себе бессознательную основу. Изучение свойств бессознательного, осознание закономерностей взаимодействия сверхсознания, сознания и бессознательного дает человеку возможность повышать эффективность своих действий, уверенно идти по жизни, успешно решать свои жизненные задачи.   
Бессознательное играет важную роль в жизни человека. Привычки человека, его навыки и умения несут в себе бессознательную основу. Рассмотрим основные свойства бессознательного человека, применяя метод "октетанализ".   
Андрогинные свойства инстанций сверхсознания и сознания   
В психике человека октетанализ изучает сверхсознание, сознание и бессознательное.   
Октетанализ различает три инстанции (компонента, элемента, составных части) в сверхсознании, три инстанции в сознании и две инстанции в бессознательном. Для символического обозначения взаимодействия триединой природы сверхсознания с триединой природой сознания октетанализ применяет символ "звезда Давида" (Магендавид).   
Октетанализ утверждает, что все шесть инстанций "звезды Давида" имеют андрогинные свойства. Это означает, что все инстанции сверхсознания и сознания не имеют мужских или женских свойств.   
Мужское и женское начала в бессознательном   
Октетанализ отмечает, что мужские и женские свойства человека - это атрибут бессознательного. Октетанализ различает в бессознательном две инстанции: "Иррациональный" и "Рациональный". В их естественной иерархии инстанция "Иррациональный" находится выше инстанции "Рациональный". Мужское начало – это атрибут инстанции "Иррациональный", а женское начало – атрибут инстанции "Рациональный".   
Рассмотрим иррациональные и рациональные свойства бессознательного.   
Иррациональность и рациональность человека соотносятся между собой как вода и лёд. Лёд (рациональность) может иметь бесконечное разнообразие форм. Но все эти формы льда потенциально содержатся в воде (иррациональности), из которой образуется лёд при замерзании воды. Таким образом, рациональность – это "кристаллизация" потенций иррациональности, временное проявление потенций иррациональности в определенной форме. Иррациональность всегда проявляет себя в настоящем времени, то есть "здесь и сейчас", а рациональность – это проявление прошлого времени, она всегда следует достижениям прошлого.   
Иррациональность несет в себе свойства творчества, креативности, непредсказуемости, спонтанности, нелогичности, нарушителя традиций.   
Рациональность всегда логична, последовательна, следует инструкции, она предсказуема и добросовестный исполнитель.   
Если в бессознательном человека устойчиво доминирует инстанция "Иррациональный", тогда в поведении человека проявляются непрактичность, беспечность, небрежность, детское состояние. А при устойчивом доминировании в бессознательном инстанции "Рациональный" человек ведет себя в соответствии с некоторыми правилами поведения. Такой человек практичен, пунктуален и аккуратен, в его поведении проявляется родительское состояние.   
Мужское и женское начала взаимно дополняют друг друга. Это наглядно проявляется, например, при воспитании детей.   
В процессе воспитания детей ни один мужчина не может полноценно заменить женщину, и ни одна женщина не может полноценно заменить мужчину. В случае воспитания ребенка в семье без отца в подсознании ребенка, как правило, образуется дефицит мужских программ. Тогда появляются проблемы функционирования инстанции "Иррациональный". В случае воспитания ребенка в семье без матери в подсознании ребенка обычно проявляется дефицит женских программ. Тогда возникают проблемы функционирования инстанции "Рациональный".   
  
  
  
  
  
  
      

Литература  

1.  Введение в психологию. Москва: «Академия», 1996.  

2.  Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1995.  

3.  Философский энциклопедический словарь. Москва: Сов. Энциклопедия, 1983.  

4.  «Информация. Сознание. Мозг». Д.И. Дубровский Москва: «Высшая школа», 1980.  

5.  «Проблема сознания и философское призвание». М.К. Мамардашвили. Москва, 1988.  

6.  «Психология бессознательного». Зигмунд Фрейд, 1990.  

7.  «Психоанализ и русская мысль». Зигмунд Фрейд, 1994.  

8.  «Психологический анализ культурных установок». Джордж Хендерсон. Москва: «Добросвет», 1997.   

9. Сознание в жизни человека:         http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=97   

10. Бессознательное: http://psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=97 


Информация о работе Психика и организм