Психика и сознание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 16:10, реферат

Описание работы

1. Общее представление о психике и сознании. Основные функции психики;
2. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика;
3. Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного в структуре психики;
4. Основные формы проявления психики: психические процессы, психические свойства, психические состояния.
5. Основные понятия - психика, сознание, бессознательное, филогенез, онтогенез, состояние сознания, психические процессы, психические свойства, психические образования. психические состояния

Файлы: 1 файл

Психика и сознание.docx

— 20.47 Кб (Скачать файл)

Психика и сознание.

 

1. Общее представление  о психике и сознании. Основные  функции психики;

2. Развитие психики в  процессе онтогенеза и филогенеза. Мозг и психика;

3. Структура психики. Соотношение  сознания и бессознательного  в структуре психики;

4. Основные формы проявления  психики: психические процессы, психические  свойства, психические состояния.

5. Основные понятия - психика,  сознание, бессознательное, филогенез,  онтогенез, состояние сознания, психические  процессы, психические свойства, психические  образования. психические состояния

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ В ПРОЦЕССЕ ОНТОГЕНЕЗА И ФИЛОГЕНЕЗА

 

Филогенез (от греч. «филэ» – племя, род; «генезис» – происхождение) – развитие психики у позвоночных, имеющих усложняющуюся кору головного мозга (от рыб до человека).

 

Критерием появления  зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности, т. е. способности реагировать на жизненно значимые раздражители среды (звук, запах и т. п.), которые являются сигналами жизненно важных раздражителей (пища, опасность) благодаря их объективно устойчивой связи. Критерием чувствительности является способность образовывать условные рефлексы. Рефлекс – закономерная связь внешнего или внутреннего  раздражителя посредством нервной  системы с той или иной деятельностью. Психика возникает и развивается  у животных именно потому, что иначе  они не могли бы ориентироваться  в среде и существовать.

 

Психика человека – качественно более высокий  уровень, чем психика животных. Сознание, разум человека развивались в  процессе трудовой деятельности, которая  возникает в силу необходимости  осуществления совместных действий для добывания пищи при резком изменении условий жизни первобытного человека. Материальная, духовная культура человечества – это объективная  форма воплощения достижений психического развития человечества.

 

В процессе исторического  развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки  и функции в «высшие психические  функции» – специфические и человеческие, общественно, исторически обусловленные  формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением  вспомогательных средств, речевых  знаков, созданных в процессе исторического  развития. Единство высших психических  функций образует сознание человека.

 

Отличительные особенности психики человека еще  в большей степени проявляются  в онтогенезе. Онтогенез (от греч. «онтос» – сущее; «генезис» – происхождение) – развитие психики индивида, начиная с внутриутробной стадии до смерти от старости. Индивидуальное развитие, так же как и развитие человечества, имеет свои закономерности, свои периоды, стадии и кризисы.

 

Временной характеристикой  индивидуального развития является возраст. В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента  его рождения, понятие «психологического  возраста» означает определенную качественно  своеобразную ступень онтогенетического  развития, обусловливаемую закономерностями формирования организма, условиями  жизни, обучения и воспитания и имеющую  конкретно-историческое происхождение.

 

Возрастному развитию присущи два свойства –  метрическое и топологическое.

 

Метрическое свойство означает длительность протекания тех или иных психологических  процессов и состояний в психике, которые происходят на протяжении жизни  человека. Метрические свойства измеряются временными интервалами (дни, месяцы, годы).

 

Топологическое  свойство возрастного развития означает определенность того или иного состояния, фазу или период становления индивида.

 

Каждый период онтогенетического развития характеризуется  определенными возрастными особенностями. Возрастные особенности – это  специфические свойства психики  индивида, закономерно изменяющиеся в процессе смены возрастных стадий. Возрастные особенности образуют определенный комплекс многообразных свойств, включая  перцептивные, познавательные, мотивационные, эмоциональные и другие характеристики индивида.

 

Мозг и  психика 

 

Психика является свойством мозга. “ Ощущение, мысль, сознание есть высший продукт особым образом организованной материи  ”.

 

Психическая деятельность организма осуществляется посредством множества специальных  телесных устройств. Одни из них воспринимают воздействия, другие - преобразуют их в сигналы, строят план поведения  и контролируют его, третьи - придают  поведению энергию и стремительность, четвертые - приводят в движение мышцы  и т.д. Вся эта сложнейшая работа обеспечивает активную ориентацию организма  в среде и решение жизненных  задач.

 

На протяжении длительной эволюции органического  мира - от амебы до человека - физиологические  механизмы поведения непрерывно усложнялись, дифференцировались, становясь  благодаря этому все более  гибкими и оперативными.

 

 

 

 

 

3 Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного.

Структура сознания и бессознательное в психике человека. Высший уровень психики, свойственный человеку, образует сознание. Сознание есть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном. общении (с помощью языка) с другими людьми. В этом смысле сознание есть «общественный продукт», сознание есть не что иное, как осознанное бытие.

 

 Характеристики  сознания человека:

 

1) со-знание, т.е, совокупность знаний об окружающем нас мире.

 

2) закрепленное  в нем отчетливое различение  субъекта и объекта, т.е, того, что принадлежит «я» человека и его «не-я».

 

3) обеспечение  целеполагающей деятельности человека.

 

4) наличие  эмоциональных оценок в межличностных  отношениях.

 

 Обязательным  условием формирования и проявления  всех указанных выше специфических  качеств сознания являются речь  и язык как знаковая система.

 

 Низший  уровень психики образует бессознательное. Бессознательное — это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Являясь психическим (поскольку понятие психики шире, чем понятие «сознания», «сознательное»), бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата.

 

 В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне (сновидения); ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями («субсенсорные» или «субцептивные» реакции); движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому ставшие неосознаваемыми; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели, и др. К бессознательным явлениям относятся и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

4Психические процессы, состояния и свойства

Психика проявляется  у человека в виде психических  процессов, состояний и свойств.

Психические процессы - это форма существования  психики. Ведь психика не статична, как застывшая фотография. Она  формируется в ходе взаимодействия индивида со средой и, следовательно, должна рассматриваться в динамике, в  действии, в развитии. Психические  процессы включены в более сложные  виды психической деятельности.

Выделяют  три класса психических процессов:

 - познавательные, или когнитивные, обеспечивающие отражение окружающего мира (ощущения, восприятия, представление, внимание, память, мьпнление, воображение);

- эмоционально-волевые,  или процессы психической регуляции,  обеспечивающие особенности поведения  и деятельности (чувственные переживания,  волевые усилия, мотивация, целеобразование, процессы контроля, принятие решений);

- коммуникативные,  обеспечивающие взаимодействие  людей как при выполнении совместных действий, так и в ситуациях межличностного общения (невербальное и вербальное общение).

 

Психические состояния характеризуют функционирование психики в текущий момент времени  по критериям работоспособности, интенсивности, быстродействия, качества и т. д. В  структуре личности это более  статичная и устойчивая характеристика психики по сравнению с психическими процессами.

 

Психические состояния различаются по ряду характеристик. В частности, по:

- уровню  и форме эмоциональности (эмоциональные:  стыд, печаль, агрессивность, радость  и др.);

- уровню  интенсивности (активационные);

- уровню  психофизиологического ресурса  (тонические);

- уровню  психического напряжения (тензионные);

- продолжительности  состояния (временные);

- знаку состояния  (благоприятные, неблагоприятные).

 

Психические свойства личности - это устойчивые и постоянно проявляющиеся характеристики личности, обусловливающие особенности  ее поведения и деятельности. Свойства присущи человеку на протяжении большого периода его жизни или даже всей жизни.

 

Между психическими процессами, состояниями и свойствами существует тесная взаимосвязь. Например, свойства темперамента или характера  во многом предопределяют то или иное психическое состояние в конкретной ситуации. И вообще эта взаимосвязь  значительно сложнее, чем мы представляем себе ее на данном этапе развития человечества. Здесь еще ждут своего открытия весьма важные, можно сказать, фантастические феномены и закономерности. А пока можно лишь говорить о том, что  психика есть результат «неутомимого труда» до сих пор таинственного  для человечества космоса. Она включена в единую цепь процессов макрокосмоса, Солнечной системы и планеты  Земля. Психика подвержена влиянию, например, Солнечной системы с  коварством ее «вспышек», сопровождающихся повышенной возбудимостью людей.

 

Все это говорит  о том, что изучение психики нельзя отрывать от познания процессов в  ближнем (непосредственном) и дальнем (мировом) пространстве. Актуальность этого положения возрастает в  связи с тем, что человек все  больше отгораживает себя от этого  пространства созданием «второй» природы, оставляя «первую», естественную, лишь для целей отдыха.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Психика и сознание