Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 16:22, реферат
Поведение – это сложный комплекс реакций живого организма на воздействие внешней среды. Необходимо подчеркнуть, что для живых существ в зависимости от уровня их психического развития характерно поведение различной сложности. Самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных обладает не только способностью реагировать на изменения внешней среды, но и способностью формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение. Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания.
Психика, поведение и деятельность
психика– это свойство живой высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом картины этого мира и регуляции на этой основе своего поведения и деятельности. Из этого определения следуют основные свойства психики:
1) психика – это
свойство только живой материи,
2) главная особенность
психики заключается в
3) получаемая живым
существом информация об
Психическое отражение действительности характеризуется следующими особенностями:
• оно субъективно, индивидуально, своеобразно, так как внешние воздействия преломляются через призму знаний, опыта человека, его потребностей и интересов;
• оно избирательно, так как человек целенаправленно воспринимает и понимает мир, в котором ищет способ реализации своих потребностей и интересов;
• оно непрерывно как движение от простого созерцания к абстрактному мышлению, к более полному и глубокому познанию мира.
Таким образом, психика – это «субъективный образ объективного мира».
Поведение – это сложный комплекс реакций живого организма на воздействие внешней среды. Необходимо подчеркнуть, что для живых существ в зависимости от уровня их психического развития характерно поведение различной сложности. Самое сложное поведение наблюдается у человека, который в отличие от животных обладает не только способностью реагировать на изменения внешней среды, но и способностью формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное поведение. Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена наличием у человека сознания.
Активность человека может быть самой разнообразной. Кроме видов и форм, характерных для живых организмов, стоящих на более низкой эволюционной ступени, она содержит особую форму, называемую деятельностью.
Деятельность – это специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, это активное взаимодействие человека со средой, в которой он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива, это реальная связь субъекта (человека) с объектом (предметом), в которую необходимым образом включена психика.
Человеческая деятельность отличается от активности животных по формам и способам организации. Почти все они связаны со сложными двигательными умениями и навыками, которых нет у животных. Такие умения и навыки приобретаются человеком в результате сознательного целенаправленного обучения. Деятельность отличается не только от активности, но и от поведения. Если поведение, как правило, спонтанно, хаотично, то деятельность организованна, систематична .
В психологии выделяют следующие основные характеристики деятельности:
• мотив; Мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность
• цель; Цель – это продукт деятельности.
• предмет; Предмет – это то, с чем человек непосредственно имеет дело во время той или иной деятельности
• средства. Средства – это те инструменты, которые использует человек во время той или иной деятельности.
В психологии выделяют основные виды деятельности:общение, игра, учение и труд.
2. Развитие психики в процессе онтогенеза и филогенеза
РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ — закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.
Филогенез (от греч. «филэ» – племя, род; «генезис» – происхождение) – развитие психики у позвоночных, имеющих усложняющуюся кору головного мозга (от рыб до человека).
Критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности, т. е. способности реагировать на жизненно значимые раздражители среды (звук, запах и т. п.), которые являются сигналами жизненно важных раздражителей (пища, опасность) благодаря их объективно устойчивой связи. Критерием чувствительности является способность образовывать условные рефлексы. Рефлекс – закономерная связь внешнего или внутреннего раздражителя посредством нервной системы с той или иной деятельностью. Психика возникает и развивается у животных именно потому, что иначе они не могли бы ориентироваться в среде и существовать. Психика человека – качественно более высокий уровень, чем психика животных.
В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в «высшие психические функции» – специфические и человеческие, общественно, исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека.
Отличительные особенности
психики человека еще в большей
степени проявляются в
Временной характеристикой индивидуального развития является возраст. В отличие от хронологического возраста, выражающего длительность существования индивида с момента его рождения, понятие «психологического возраста» означает определенную качественно своеобразную ступень онтогенетического развития, обусловливаемую закономерностями формирования организма, условиями жизни, обучения и воспитания и имеющую конкретно-историческое происхождение.
Возрастному развитию присущи два свойства – метрическое и топологическое.
Метрическое свойство означает длительность протекания тех или иных психологических процессов и состояний в психике, которые происходят на протяжении жизни человека. Метрические свойства измеряются временными интервалами (дни, месяцы, годы).
Топологическое свойство возрас
Каждый период онтогенетического
развития характеризуется определенными
возрастными особенностями. Возрастные
особенности – это
Новорожденность(0 – 1 месяц)
Ведущая деятельность – рефлекторные
реакции.
Появление зрительного и слухового сосредоточения,
возможность появления условных рефлексов
на зрительные и слуховые раздражители.
Младенчество(1 месяц – 1 год)
Ведущая деятельность — эмоциональное
общение ребенка и матери.
Ходьба — первое основное новообразование
младенческого возраста.
Второе основное новообразование этого
возраста — появление первого слова.
Раннее детство (1 - 3 года)
Ведущая деятельность раннего детства
— предметная деятельность появляется
способность понимать и активно пользоваться
языком в общении с людьми.
Развитие восприятия, памяти, наглядно-образного
мышления.
Появляются игровые действия (игры — подражания
действиям взрослых).
Возникает элементарное самосознание
(«Я — сам»).
Дошкольный возраст (3—6 лет)
Ведущая деятельность — игра.
Развитие познавательных процессов.
Развитие воли.
Развитие моральных суждений, чувства
вины.
Формирование самостоятельности.
Младший школьный возраст(6—11
лет)
Ведущая деятельность—учеба.
Развитие рефлексии.
Формирование внутреннего плана действий.
Формирование уверенности в себе, компетентности
либо неверие в свои сипы, чувство неполноценности.
Подростковый возраст(11—14
лет)
Ведущая деятельность — общение со сверстниками.
Интенсивное половое созревание и развитие,
бурная физиологическая перестройка организма.
Неустойчивая эмоциональная сфера, всплески
и неуправляемость эмоций и настроений.
Самоутверждение своей самостоятельности
и индивидуальности.
Формирование самосознания своего "Я",
эгоцентричности
Юность (14 — 18 лет)
Ведущая деятельность — учебно-профессиональная.
Формируется самосознание — представление
о себе самом.
Формируется собственное мировоззрение.
Стремление приобрести профессию — основной
мотив познавательной деятельности.
Возникает первое чувство любви, дружбы.
Молодость(18—28 лет)
Ведущая деятельность — социально-личностное
общение.
Зрелость в умственном, нравственном отношении.
Пик интеллектуальных и познавательных
возможностей.
Принятие ответственных решений: выбор
и овладение профессией, выбор стиля и
своего места в жизни.
Выбор спутника жизни, создание своей
семьи, активность в сексуальной сфере.
Взрослость(28—45 лет)
Ведущая деятельность — профессиональная.
Убежденность, сложившееся мировоззрение.
Критичность и самокритичность.
Пик профессиональных достижений.
Зрелость(45—65 лет)
Ведущая деятельность – преодоление кризиса
середины жизни.
Достижение вершин в управленческой деятельности.
Подтверждение своей значимости для других.
Выработка нового образа Я.
Переосмысление жизненных целей.
Старость(от 65 лет)
Ведущая деятельность – приспособление
к старению.
Выход на пенсию и прекращение активной
трудовой деятельности.
Сужение пространства межличностных отношений.
Изменения в психике.
Мудрость как приобретение старости.
Кризис индивидуальной жизни человека.
3. Значение учений И.М. Сеченова, И.П. Павлова и др. в области психологии
Проект развития психологии как самостоятельной науки был предложен выдающимся отечественным физиологом И.М. Сеченовым (1829-1905). В своих работах "Рефлексы головного мозга" (1863), "Кому и как разрабатывать психологию" (1873), "Психологические этюды" (1873), "Элементы мысли" (1878), ряде статей конца 90-х гг. ХХ столетия он излагает рефлекторную теорию психического и обосновывает взгляды на предмет, метод и задачи психологической науки, принципиально отличающиеся от всех ранее предложенных.
«Отец русской физиологии» Иван Михайлович Сеченов
(1829–1905) считается основоположником отечественной
научной психологии. В 1862 г. он написал
свою знаменитую работу “Рефлексы головного
мозга”, в которой поставил задачу ввести
физиологические основы в психические
процессы и показать,что психика относится
к области строгого естественнонаучного
исследования.
Свою основную задачу Сеченов видел в
том, чтобы вывести психологию из тупика
изучения внутреннего сознания и обратить
ее к рассмотрению внешней детерминации
психических процессов. При этом он исходил
из идеи, что психические процессы протекают
по схеме, аналогичной физиологическим
процессам, т.е. по схеме рефлекса. По Сеченову,
способность воспринимать внешние влияния
в форме представлений (зрительных, слуховых
и т.п.) складывается в опыте по типу рефлексов;
способность анализировать эти конкретные
впечатления, память, да и все психические
акты развиваются путем рефлекса. Разработанная
Сеченовым рефлекторная теория психического
опиралась на ряд ключевых открытий в
области мозговой деятельности, осуществленных
русским ученым.
Система взглядов Сеченова
представляла собой оригинальную теоретическую программу
естественно-научной перестройки психологии
на основе использования объективных
методов исследования.
Признание рефлекторной природы психического
позволило Сеченову по-новому посмотреть:
- на предмет психологии как науки;
- исходный методологический принцип изучения
психики; Основным методом изучения психического
должен стать физиологический, объективный
метод, поскольку в основе психических
процессов лежит физиологический по своему
характеру механизм рефлекса.
- основной метод психологии и профессиональную
подготовку специалистов, занимающихся
изучением психики.
Великий русский физиолог Иван Петрович Павлов (1849–1936)
в качестве основного акта поведения выделял
условный рефлекс, благодаря которому
организм приспосабливается к изменчивым
условиям существования.
Начав свою научную деятельность с изучения
процессов кровообращения и пищеварения,
Павлов пришел к заключению, что они обусловлены
как физиологическими, так и психологическими
факторами. Павлов ввел в научный обиход
понятие об условном рефлексе. Стремясь
определить качественное различие между
высшей нервной деятельностью человека
и животных, Павлов разработал учение
о двух сигнальных системах. Животные
в своем поведении руководствуются сигналами
первой сигнальной системы. Человек в
отличие от животных наряду с первой обладает
второй сигнальной системой. Это слова,
которые замещают сигналы первой сигнальной
системы и которые могут вызывать все
те действия, которые вызывают первые
сигналы.
Взгляды Сеченова и Павлова оказали решающее воздействие на мировоззрение видного представителя естественнонаучного направления в психологии В. М. Бехтерева. Вся рефлексология В. М. Бехтерева была реализацией рефлекторной теории Сеченова. Бехтерев стремился выявить связь психической деятельности с мозгом, нервными процессами, называл психические процессы невропсихикой. По его мнению, изучение психики не может быть ограничено одной ее субъективной стороной. Бехтерев утверждал, что «нет вообще ни одного сознательного или бессознательного процесса мысли, который не выражался бы рано или поздно объективными проявлениями» Он утверждал, что объективная психология должна пользоваться только объективным методом и характеризовать психический процесс только с его объективной стороны.Сочетая в себе талант психолога, физиолога, психиатра и невролога-клинициста, Бехтерев был вместе с тем и выдающимся организатором психологической науки, одним из руководителей ее прогрессивного крыла. Возглавив Психоневрологический институт в Петербурге, он собрал в нем коллектив исследователей, выполнивших ряд работ экспериментального характера.Вместе с тем при всей прогрессивности борьбы Бехтерева за объективные методы исследования против субъективистской психологии он не мог преодолеть отношения к психическим процессам как к эпифеноменам (побочным, сопутствующим явлениям, не оказывающим влияния на основной процесс) актов поведения и, протестуя против метафизических понятий («память», «чувства», «внимание»), неправомерно игнорировал те реальные процессы, которые находят отражение в них.
Понятие о высшей нервной деятельности
Высшая нервная деятельность –
сложная форма
Нервные связи, обеспечивающие высшую нервную деятельность, реализуются в процессе жизнедеятельности организма в форме жизненного опыта. Поэтому низшую нервную деятельность можно определить как врожденную форму, а высшую нервную деятельность – как приобретаемую в индивидуальной жизни человека или животного.