Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2015 в 18:23, реферат
Психика – это сущность, где внеположность и многообразие природы собирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях
Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира, оно сопряжено с поиском, выбором, в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке. Психика – это «субъективный образ объективного мира».
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ПСИХИКА, СОЗНАНИЕ И ПОДСОЗНАНИЕ……………...........................5
Структура психики (психические свойства и психические процессы)…………………………………………………………………………..5
Сознание и подсознание…………………………………………….9
Заключение…………………………………………………………………….15
Список использованной литературы………………………………………...17
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Психика – это сущность, где внеположность и многообразие природы собирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях
Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира, оно сопряжено с поиском, выбором, в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке. Психика – это «субъективный образ объективного мира».
Психику нельзя свести просто к нервной системе. Психические свойства являются результатом деятельности мозга, однако содержат в себе характеристики внешних объектов, при помощи которых психическое возникает. Преобразования сигналов, совершающиеся в мозге, воспринимаются человеком как события, разыгрывающиеся вне его, во внешнем пространстве и мире. Мозг выделяет психику, мысль подобно тому, как печень выделяет желчь. Недостаток этой теорий в том, что отождествляют психику с нервными процессами, не видят качественных отличий между ними.
Люди давно обратили внимание на тот факт, что многие проявления жизнедеятельности их организма, многие разновидности деятельности мозга проходят без вмешательства сознания. Мы не осознаем процессы, ежеминутно протекающие в наших внутренних органах, мы не замечаем слабых или неясных, «замаскированных» воздействий на зрение и слух, хотя они воспринимаются мозгом, об этом свидетельствуют регистрируемые прибором биоэлектрические реакции. Более того, зачастую мы не можем объяснить себе и другим, каким образом у нас возникла интересная научная идея, остроумное решение технической проблемы, над которой мы бились много дней. Люди берут ответы на многие вопросы из своего подсознания, могущество которого просто потрясающе.
Многие утверждают, что существует разум, который мог бы более совершенным образом обеспечивать интересы тела, если бы ему предоставили возможность беспрепятственно действовать по своему усмотрению. Это исключительно правильное мнение – непосредственная проблема возникает, однако, из того, что сознание, перерабатывающее чувственные восприятия, постоянно включается как помеха и вызывает ужасную путаницу неверных мнений, необоснованных страхов и ложных установок. А как только негативные модели мышления и представлений такого типа запечатлеваются в подсознании посредством психологического и эмоционального рефлекса, последнему не остается ничего иного, как надежно и до мельчайших подробностей выполнять требования, которые предъявляет ему подсознание.
Актуальность темы обусловлена попытками разгадать тайну феномена сознания еще с древних времен. В течение многих веков разгораются горячие споры вокруг природы сознания и возможностей его познания.
Задачи исследования:
1) раскрытие определение психики;
2) разобрать определения сознания и подсознания;
3) рассмотреть соотношение
ПСИХИКА, СОЗНАНИЕ И ПОДСОЗНАНИЕ
Структура психики (психические свойства и психические процессы)
Психические свойства
Психология изучает не только отдельные психические процессы и те своеобразные сочетания их, которые наблюдаются в сложной деятельности человека, но и психические свойства, характеризующие каждую человеческую личность: её интересы и склонности, её способности, её темперамент и характер.
Нельзя найти двух людей, совершенно одинаковых по своим психическим свойствам. Каждый человек отличается от других людей рядом особенностей, совокупность которых образует его индивидуальность.
Говоря о психических свойствах личности, мы имеем в виду существенные, более или менее устойчивые, постоянные особенности её. Всякому человеку случается забыть, что–нибудь; но не для всякого человека «забывчивость» является характерной чертой. Всякий человек переживал, когда–нибудь раздражённое настроение, но «раздражительность» характерна лишь для некоторых людей.
Психические свойства человека не являются чем–то таким, что человек получает в готовом виде и сохраняет неизменным до конца своих дней. Психические свойства человека – его способности, его характер, его интересы и склонности – вырабатываются, формируются в ходе жизни. Это особенности более или менее устойчивые, но не неизменные. Совершенно неизменных свойств в человеческой личности не бывает. Пока человек живёт, он развивается и, следовательно, так или иначе меняется. Никакая психическая особенность не может быть врождённой. Человек не рождается на свет, уже имея какие–нибудь определённые способности или черты характера. Врождёнными могут быть только некоторые анатомические и физиологические особенности организма, некоторые особенности нервной системы, органов чувств и – что особенно важно – мозга. Эти анатомо–физиологические особенности, образующие врождённые различия между людьми, называются задатками. Задатки имеют важное значение в процессе формирования индивидуальности человека, но они никогда не предопределяют её, т. е. не являются единственным и главным условием, от которого эта индивидуальность зависит. Задатки, с точки зрения развития психических особенностей человека, многозначны, т. е. на основе каких-либо определённых задатков могут выработаться различные психические свойства в зависимости от того, как будет протекать жизнь человека.
И.П. Павловым установлено, что существуют значительные индивидуальные различия типов нервной системы, или, что–то же самое, типов высшей нервной деятельности. Тем самым вопрос о природных предпосылках индивидуальных различий, так называемых «задатков», получил в работах И.П. Павлова свою подлинно научную основу.
Различные типы высшей нервной деятельности отличаются друг от друга по следующим трём признакам: 1) сила основных нервных процессов – возбуждения и торможения; этот признак характеризует работоспособность клеток коры; 2) равновесие между возбуждением и торможением; 3) подвижность этих процессов, т. е. способность их быстро сменять друг друга. Это основные свойства нервной системы. Различные типы высшей нервной деятельности отличаются друг от друга различным сочетанием, комбинированием этих свойств.
Тип высшей нервной деятельности есть основная характеристика индивидуальных особенностей нервной системы данного человека. Являясь врождённой особенностью, тип высшей нервной деятельности не остаётся, однако, неизменным. Он изменяется под влиянием условий жизни и деятельности человека, под влиянием «постоянного воспитания или обучения в самом широком смысле этих слов» (Павлов). «И это потому, – пояснял он, – что рядом с указанными выше свойствами нервной системы непрерывно выступает и важнейшее её свойство – высочайшая пластичность». Пластичность нервной системы, т. е. способность её изменять свои свойства под влиянием внешних условий, является причиной того, что свойства нервной системы, определяющие её тип, – сила, равновесие и подвижность нервных процессов – не остаются неизменными на протяжении жизни человека.
Таким образом, следует различать врождённый тип высшей нервной деятельности и тип высшей нервной деятельности, сложившийся в результате условий жизни и, в первую очередь, воспитания.
Индивидуальность человека – его характер, его интересы и способности – всегда в той или иной мере отражает его биографию, тот жизненный путь, который он прошёл. В преодолении трудностей формируются и закаляются воля и характер, в занятиях определённой деятельностью развиваются соответствующие интересы и способности. Но так как личный жизненный путь человека зависит от общественных условий, в которых человек живёт, то и возможность формирования у него тех или других психических свойств зависит от этих общественных условий. «Удастся ли индивиду вроде Рафаэля развить свой талант, – писали Маркс и Энгельс, – это целиком зависит от спроса, который, в свою очередь, зависит от разделения труда и от порожденных им условий просвещения людей». Только социалистический строй создаёт условия для полного и всестороннего развития личности. И действительно, такого огромного расцвета талантов и дарований, как в Советском Союзе, не бывало ещё ни в одной стране и ни в одну эпоху.
Центральное значение для формирования индивидуальности человека, его интересов и склонностей, его характера имеет мировоззрение, т. е. система взглядов на все окружающие человека явления природы и общества. Но мировоззрение всякого отдельного человека является отражением в его индивидуальном сознании общественного мировоззрения, общественных идей, теорий, взглядов. Никогда ещё история человечества не видела такого массового героизма, таких подвигов мужества, такой беззаветной любви к родине, как у советских людей в дни Великой Отечественной войны и в дни мирного труда.
Сознание человека является продуктом общественных условий. Напомним слова Маркса, которые мы приводили ранее. «...Сознание с самого начала есть общественный продукт и остается им, пока вообще существуют люди».
Однако: «Общественные идеи и теории бывают различные. Есть старые идеи и теории, отжившие свой век и служащие интересам отживающих сил общества... Бывают новые, передовые идеи и теории, служащие интересам передовых сил общества» (Сталин). Усвоение человеком передового мировоззрения, передовых взглядов и идей не осуществляется автоматически, само собой. Прежде всего оно требует уменья отличить эти передовые взгляды от старых, отживших взглядов, которые тянут человека назад и препятствуют полноценному развитию его личности. А кроме того, недостаточно простого «знания» передовых идей и взглядов. Нужно, чтобы они были глубоко «пережиты» человеком, стали его убеждениями, от которых зависят мотивы его действий и поступков.
Обусловленные личным жизненным путём человека, его убеждения в свою очередь влияют на ход этого пути, направляя поступки человека, его образ жизни и деятельности. В детском возрасте решающее значение для формирования психических особенностей человека имеют воспитание и обучение. По мере того как формируется человеческая личность, всё большее значение приобретает самовоспитание, т. е. сознательная работа человека над выработкой своего мировоззрения и своих убеждений, над формированием в себе желательных психических свойств и искоренением нежелательных. Всякий человек в значительной мере является сам творцом своей индивидуальности.
Психические процессы
Виды психических процессов:
1. Познавательные (ощущение, восприятие,
мышление, сознание, речь, внимание, память,
воображение, представление). 2. Эмоционально–мотивационные
(эмоции и чувства, состояния (настроение,
Сознание и подсознание
Разум человека можно разделить на две части – сознание и подсознание. Разделение это совершенно условное, можно даже сказать административное. Взаимодействие человека с окружающим миром происходит исключительно через подсознание, функции которого очень многообразны. Именно подсознание колебание ушной мембраны превращает в слова и наполняет их смыслом, именно подсознание из сигналов колбочек глазного яблока формирует изображение, именно подсознание химические реакции, происходящие в органах обоняния, превращает в запахи и классифицирует их.
Наше сознание командует, а подсознание подчиняется. Подсознание -- не задающий вопросов слуга, который день и ночь работает над тем, чтобы ваше поведение сообразовывалось со схемой, соответствующей вашим эмоционально нагруженным мыслям, надеждам и стремлениям. Ваше подсознание растит в саду вашей жизни цветы или сорняки, которые вы сажаете создаваемыми вами мысленными образами.
У вашего подсознания есть так называемый гомеостатический импульс. Он поддерживает температуру вашего тела на уровне 37°С, а также ваше регулярное дыхание и определенную частоту сердцебиения. С помощью автономной нервной системы он поддерживает равновесие между миллионами химических веществ в миллиардах ваших клеток, так что весь ваш физиологический механизм большую часть времени работает в полной гармонии. Ваше подсознание также практикует гомеостаз в ментальной сфере, поддерживая соответствие вашего мышления и поступков тому, что вы говорили и делали в прошлом. Вся информация о ваших мыслительных привычках и поведении хранится в подсознании. Оно запоминает ваши зоны комфорта и стремится удержать вас в них. Подсознание вызывает чувство эмоционального и физического дискомфорта при каждой вашей попытке сделать что–то по–новому, по–иному, изменить устоявшимся схемам поведения. Подсознание функционирует как гироскоп или балансир, удерживая вас в состоянии, соответствующем ранее запрограммированным инструкциям. Вы можете ощутить, как подсознание тянет вас назад в зону комфорта при каждой попытке сделать что–то новое. Даже мысль о новом деле приводит вас в напряженное, беспокойное состояние. Пытаясь найти новую работу, сдать экзамен на право вождения автомобиля, устанавливая контакт с новыми клиентами, принимаясь за ответственное задание или общаясь с человеком противоположного пола и испытывая при этом неловкость и нервозность, вы чувствуете, что покинули свою зону комфорта. Главное отличие ведущих от ведомых состоит в том, что лидеры всегда выталкивают себя из зоны комфорта. Им известно, как быстро зона комфорта в любой области становится ловушкой. Им известно, что безмятежность – величайший враг творчества и будущих возможностей. Для обеспечения собственного роста, для выхода за пределы зоны комфорта требуется готовность чувствовать неловкость и дискомфорт в течение определенного начального периода времени. Если дело того стоит, то можно потерпеть некоторое неудобство, до тех пор, пока не появится уверенность и не будет построена новая зона комфорта, соответствующая более высокому уровню достижений.
Подсознание
Подсознание – огромный банк данных. Его мощь практически ничем не ограничена. В нем сохраняется все, что постоянно с вами происходит. К тому времени, как вы достигнете возраста двадцати одного года, вы накопите в себе количество информации, более чем в сто раз превышающее содержимое полной Британской энциклопедии.