Психилогия высшей школы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 19:03, лекция

Описание работы

Психология изучает индивидуальные и групповые психические явления, их сущность, закономерности развития и формирования, место и роль в деятельности и поведении человека. Психология высшей школы изучает психику и психологические особенности деятельности студентов, преподавателей и руководителей вуза. Психика отдельного человека включает психические процессы, состояния и свойства. Психические процессы подразделяют на познавательные, эмоциональные и волевые.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Предмет и задачи «Психилогий высшей школы»………………5
История становления науки…………………………………….….6
Методы исследования. Классификация методов…………………8
Список используемой литературы……………………………………….11

Файлы: 1 файл

реферат 1 психол..docx

— 27.32 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План

Введение……………………………………………………………………3

  1. Предмет  и задачи «Психилогий высшей школы»………………5
  2. История становления науки…………………………………….….6
  3. Методы исследования. Классификация методов…………………8 

Список используемой литературы……………………………………….11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Введение 

Психология изучает индивидуальные и групповые психические явления, их сущность, закономерности развития и формирования, место и роль в  деятельности и поведении человека. Психология высшей школы изучает  психику и психологические особенности  деятельности студентов, преподавателей и руководителей вуза.       Психика отдельного человека включает психические процессы, состояния и свойства. Психические процессы подразделяют на познавательные, эмоциональные и волевые.

Познавательные процессы — ощущения, восприятия, представления, память, воображение, мышление и речь — дают возможность овладевать знаниями и решать задачи, ориентироваться  в обстановке, изучать отдельные  объекты и среду в целом, предвидеть события.

  Эмоциональные процессы окрашивают всю внутреннюю жизнь человека, участвуют в активизации его сил, «дают знать» о соответствии или несоответствии происходящего потребностям и целям.

  Волевые процессы выражаются в саморегуляции, сознательном, мобилизующем усилии и управлении своим поведением. Наиболее ярко они проявляются при преодолении трудностей и препятствий.

  Психические процессы включены в поведение и деятельность людей. Нет ни одной задачи, которая могла бы быть решена ими без проявления психических процессов.

  Психические состояния — это временные состояния психики в целом (подъем, уверенность, готовность, удовлетворенность, сомнение, угнетенность, подавленность и т. д.), от которых зависят уровни функционирования познавательных процессов, успехи практических действий, а также результаты внешних воздействий на человека, в том числе управляющих и воспитательных. Личность начинает складываться и проявляется тогда, « когда на основе сознания и самосознания появляется избирательное отношение к действительности, когда человек становится субъектом поведения и деятельности с определенной жизненной позицией, оценками, притязаниями, социально обусловленными качествами и свойствами.

  Важнейшими психическими свойствами являются направленность, характер, темперамент и способности.

 Направленность как  свойство личности — это глубоко  мотивированная целеустремленность. Мотивы выполняют в основном  функции побуждения и смыслообразования.  Вместе с тем они направляют  поведение, участвуют в «энергетическом»  обеспечении психической активности  человека. Основа направленности  — потребности, интересы, склонности, идеалы, убеждения, мировоззрение.  Именно цели, мотивы и отношения  к действительности раскрывают  направленность личности, ее жизненную  позицию.

  На форму проявления характера и все поведение человека влияет темперамент, который выражает динамику его психики и сказывается на гибкости и подвижности взаимодействия с внешней средой, на быстроте мышления, памяти, приспособлении к новым условиям жизни.

            Важным психическим свойством, отличающим одного человека от другого, являются способности, т. е. такие психические особенности, которые позволяют успешно заниматься одной или несколькими видами деятельности и, что важно подчеркнуть, совершенствоваться в них, овладеть ими. По психическим свойствам можно судить об индивидуальных особенностях человека. От свойств зависит протекание и проявление психических процессов и состояний, постоянство психической активности, типичной для данного человека. Психологию интересуют особенности его знаний, навыков, умений, привычек, которые условно можно назвать психическими образованиями. Психические образования — важное условие успешности решения профессиональных и других задач.

 

                    1. Предмет и задачи  "Психологии высшей школы".

Предметом психологии высшей школы являются индивидуальные, а также и социально-психологические явления, порождаемые условиями вузов. Психология высшей школы изучает место и роль психических процессов, состояний, свойств, опыта, их проявление, развитие и функционирование в деятельности студентов, преподавателей и руководителей вузов.

 В отличие от общей  психологии, изучающей общие закономерности, сущность психической жизни людей,  психологию высшей школы интересуют  прежде всего функционирование, изменение, развитие и формирование  психики студентов, психологические  особенности деятельности преподавателей.

 Психология высшей школы — сравнительно новая отрасль психологической науки. Она синтезирует в определенных отношениях достижения педагогической, социальной, возрастной психологии, психологии труда и т. д. По своему основному содержанию она является педагогической психологией применительно к вузу. К числу ее основных задач можно отнести:

1. Участие в разработке  «модели» современного специалиста  с высшим образованием.

2. Проведение психологического  анализа деятельности студентов,  преподавателей, кафедр, руководящего  состава вузов и выявление  на этой основе психологических  предпосылок повышения эффективности  учебного процесса, вузовского воспитания  и обучения.

3. Изучение психологии  студенческого коллектива, его влияния  на учение, общественную, научную  и производственную деятельность  студентов.

4. Выявление закономерностей  формирования личности и профессионально  важных качеств будущего специалиста  с высшим образованием (с учетом  профиля вуза и курса, возрастных  и социальных особенностей).

5. Разработку проблемы  психологической подготовки студентов  к практической деятельности  после окончания вуза.

6. Изучение психологии  личности и труда преподавателя  вуза, психологических основ его  педагогического мастерства и  творчества.

7. Исследование проблемы  профориентации и профотбора  в высшие учебные заведения.

8. Анализ процесса адаптации  бывших школьников к вузовскому  обучению, а выпускников вузов  — к условиям трудовой деятельности.

 Наиболее значительной  задачей психологии высшей школы  является проведение психологического  анализа деятельности студентов.  Поскольку личность студента  проявляется и формируется в  деятельности, то изучение ее  особенностей, организации и содержания, темпа, уровня напряжения и  т. д. выступает ключевым моментом  в решении всех других психологических  проблем высшего образования.

   

        1. История становления науки.

Наука - одна из форм человеческого сознания наряду с искусством, религией. Наука - это и сфера исследовательской деятельности, направленная на производство новых знаний, их систематизацию, создание теорий в области своего предмета.

Советская высшая школа пользуется большим авторитетом во всем мире как самая демократическая и  общедоступная, дающая специалистам глубокое современное научное образование  и разностороннюю подготовку. Сейчас в стране 860 университетов и институтов, в которых обучается свыше 5 млн. человек. В вузах СССР учатся также  свыше 49 тыс. граждан из более чем 135 стран. В высших учебных заведениях сейчас работает свыше 362 тыс. преподавателей, среди которых более 15,1 тыс. докторов наук и свыше 140,8 тыс. кандидатов наук.           Новые требования к учебно-воспитательному процессу в вузе, которые обусловлены бурным научно-техническим развитием нашего общества, совмещение обучения студентов с привлечением их к научно-исследовательской работе предполагают постоянное повышение качества и эффективности самого учебно-воспитательного процесса, заботу о количественном и качественном росте научно-педагогических кадров, готовящих в стенах вуза специалистов высокой квалификации для различных отраслей народного хозяйства, науки и культуры.       Среди научных дисциплин и всей системы подготовки специалистов с высшим образованием важное место принадлежит психологии высшей школы. Научное содержание этой дисциплины составляет необходимую часть теоретического и практического арсенала современного преподавателя и руководителя вуза.          Для ускорения темпов прогресса во всех сферах жизни необходимо обеспечить воспитание и обучение всесторонне развитых и профессионально подготовленных людей. В числе наук, которые активно служат развитию главной производительной силы общества — человека, его способностей и дарований, увеличению пользы, которую он приносит обществу, одно из центральных мест принадлежит психологии. Будучи тесно связанной с общественными, естественными и техническими науками, она расширяет диапазон своей проблематики и включается, преодолевая известную диспропорцию в развертывании исследований, в решение задач высшего образования, в научное обоснование коммунистического воспитания студентов высшей школы, изучение особенностей их деятельности и деятельности преподавателей, в научный поиск путей и условий, реализация которых может повысить эффективность и качество подготовки высококвалифицированных специалистов.

 

 

 

        1. Методы исследования. Классификация методов.

         Методы исследования в психологии.  Существуют следующие методы наблюдения в психологии. 

Наблюдение. Бывает внешнее и внутреннее (самонаблюдение), свободное (без правил), включенное (когда исследователь включен в ситуацию). Внешнее наблюдение менее субъективно в сравнении с самонаблюдением. Свободное используется в случае, если признаки изучаемого явления не известны исследователю. Включенное набюдение может привнести субъективизм со стороны исследователя засчет непосредственного участия в процессе.

  Опрос, анкета. Может быть устный или письменный. Устный опрос позволяет гораздо глубже проникнуть в психологию испытуемого. Письменный дает возможность использовать большее количество людей. Но глядя, как испытуемые отвечают на вопросы анкеты, у исследователя нет возможности уловить интонацию, многозначительную паузу.   Тесты. Проективные методики ( Нарисуй несуществующее животное , А что, если ), тест-задание, тест-опросник. Последний основывается на тщательно подобранных вопросах, чтобы максимально снизить недостоверность ответов. При выполнении теста-задания, испытуемый должен совершить определенные действия (нарисовать, вычислить, отметить, подчеркнуть), которые выявляют степень сформированности изучаемого качества. Проективные тесты в основном используются для изучения особенностей людей. С помощью этой методики психолог вводит испытуемого в ситуацию, подлежащую произвольной интерпретации. Кто эти люди? Что они делают? Почему они так расположены? Испытуемый отвечает на вопросы, проецируя на них свои чувства. Так, если девушку бросил парень и на картинке изображен человек на скамейке, она скажет, что этого парня бросила девушка.         Эксперимент. Естественный (в обычных условиях), лабораторный (в искусственных условиях). Продуктивность эксперимента в том, что в нем создается искусственная ситуация. А в ней лучше всего оценивается и выделяется изучаемое свойство.

 Классификации методов психологии:

Классификаций методов психологии существует великое множество. Здесь  приведены самые распространенные.

Классификация С.Я.Рубинштейна  предполагает 4 звена: первое наблюдение и эксперимент, второе изучение продуктов  деятельности, третье беседа и четвертое  анкета.

Г. Пирьов расположил методы так: собственно методы (наблюдение, эксперимент, анкеты, опросники), вспомогательные  методы (математические, биохимические) и методические подходы (генетический и психофизиологический).

Одна из популярных классификаций  предложена Б.Г.Ананьевым. По его классификации, все методы делятся на 4 группы:

  • Организационные
  • Эмпирические
  • Методы по сбору обработки данных
  • Интрепретационные методы.
  • Организационные методы включают в себя: Сравнительный метод (разные группы сравниваются по определенным критериям: возрасту, уровню развития психических процессов и так далее); Лонгитюдный (одна и та же группа обследуется на протяжении недели, месяца, нескольких лет); Комплексный (группу или одного испытуемого исследуют специалисты из разных областей: педиатры, неврологи, психологи).
  • Эмпирические методы: Самонаблюдение и наблюдение (систематическое, включенное, выборочное и другие различные виды); Эксперимент (лабораторный, формирующий, констатирующий, естественный и прочие виды эксперимента); Анализ процессов и продуктов деятельности (детские рисунки, школьный дневник, классный журнал и так далее); Психодиагностические методы (тест, интервью, анкета, беседа, проективные методики); Биографический метод (изучается наследственность, отличительные моменты биографии);
  • По способу обработки данных: Методы качественного описания; Методы математико-статистического анализа данных;
  • Интерпретационные методы: Фило- и онтогенетический; Структурный метод (типологизация, классификация и прочие виды);

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             Список используемой литературы

1.Философия науки. Учебное пособие для аспирантов. Отв.ред.Т.П.Матяш. Ростов -на-Дону. Феникс, 2006

2.Педагогическая психология, Кагермазова Л.Ц.

3. internet

 

 

 

 


Информация о работе Психилогия высшей школы