Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 08:29, контрольная работа
Одно из наиболее влиятельных идейных течений XX в. - психоанализ. Его основы в 20-е годы заложил австрийский врач-психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). В каком-то смысле оно стало продолжением психологического изучения культуры. Этот подход к исследованию и теория культуры существуют и развиваются и сейчас. Психоанализ поставил перед западной культурой проблему индивидуального и коллективного бессознательного. Свои главные идеи Фрейд обосновал в работах "Я и Оно" (1923), "Тотем и табу" (1912), "Толкование сновидений" (1900), "Психопатология обыденной жизни" (1904) и др. Его психоаналитическая концепция была ориентирована, прежде всего, на выявление глубинных основ человеческого бытия, структурных элементов психики.
Психоаналитическая концепция культуры Зигмунда Фрейда.
Одно из наиболее влиятельных идейных течений XX в. - психоанализ. Его основы в 20-е годы заложил австрийский врач-психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). В каком-то смысле оно стало продолжением психологического изучения культуры. Этот подход к исследованию и теория культуры существуют и развиваются и сейчас. Психоанализ поставил перед западной культурой проблему индивидуального и коллективного бессознательного. Свои главные идеи Фрейд обосновал в работах "Я и Оно" (1923), "Тотем и табу" (1912), "Толкование сновидений" (1900), "Психопатология обыденной жизни" (1904) и др. Его психоаналитическая концепция была ориентирована, прежде всего, на выявление глубинных основ человеческого бытия, структурных элементов психики.
Фрейд исходил из гипотезы
о существовании
"Я", по мнению Фрейда, как бы постоянно балансирует между "Оно" и "Сверх - Я". С одной стороны, на него давят комплексы и инстинкты, из которых самые значительные — половой и инстинкт агрессии, с другой — правила поведения и моральная цензура. В данной связи душевная жизнь человека беспрерывно потрясается конфликтами. Их разрешение сопряжено, в свою очередь, с защитными механизмами, которые позволяют человеку приспособиться к окружающей действительности.
По Фрейду, человек в своей жизни руководствуется двумя принципами — удовольствия и реальности. В рамках первого принципа бессознательные влечения направлены на получение максимального удовольствия. Второй принцип корректирует протекание психических процессов в соответствии с требованиями окружения. Разрешение внутренних конфликтов Фрейд видел в сублимации. Это означает переключение энергии с социально и культурно неприемлемых, низменных целей и объектов на высшие и возвышенные. Иными словами, сублимация — это процесс переориентации сексуального влечения (либидо) на другую цель, весьма далекую от сексуального удовлетворения. А это уже преобразование энергии инстинктов в социально приемлемую, нравственно одобряемую деятельность.
Проблема человека в том, что существует непримиримое противоречие между природным началом и нормами культуры. Если, согласно Фрейду, человек «по природе» стремится только к удовлетворению «диких и необузданных» желаний, то эта цель неосуществима. Культура и является средством принуждения человека к социальному порядку, инструментом подавления первичных социальных позывов.
Если же культура требует от человека
больше, чем он может, то это вызывает
у индивида бунт или невроз, либо
делает его несчастным, недовольным
собой и своей жизнью. Культура
делает жизнь более безопасной, блокируя
человеческие инстинкты, но этим наносит
ущерб психическому здоровью человека,
который разрывается между
Постижение бессознательного
осуществляется в психоанализе не чем
иным, как восстановлением (припоминанием)
в памяти человека ранее полученного
знания. Психоанализ объясняет
Значительное внимание Фрейд
уделял сновидениям человека, полагая,
что силы бессознательного проявляются
в них наиболее адекватно. Им разработана
подробная символика
Учение великого первооткрывателя универсума бессознательного получило широкую известность во всем мире, и не только потому, что органично вошло в психотерапевтическую практику, оно глубоко гуманистично уже по самой своей сути. Провозгласив, что "Я" не является хозяином в своем доме", Фрейд тем самым утверждал необходимость изучения "Оно", не зная которого человек не может жить разумно и нравственно. Этот путь продолжат его ученики — выдающиеся исследователи Альфред Адлер, Карл Густав Юнг, Эрих Фромм и др.
Оригинальность
Список использованной литературы
1. Культурология /Под ред. Г.В. Драча. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002. 630стр.
2. Культурология /Под ред. Н.Г. Багдасарьян. - М.: Высшая Школа, 2001. 511с.
З. Фрейд. Введение в психоанализ: Лекции. М., "Наука", 1989.
Информация о работе Психоаналитическая концепция культуры Зигмунда Фрейда