Психоаналитическая концепция культуры Зигмунда Фрейда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 08:29, контрольная работа

Описание работы

Одно из наиболее влиятельных идейных течений XX в. - психоанализ. Его основы в 20-е годы заложил австрийский врач-психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). В каком-то смысле оно стало продолжением психологического изучения культуры. Этот подход к исследованию и теория культуры существуют и развиваются и сейчас. Психоанализ поставил перед западной культурой проблему индивидуального и коллективного бессознательного. Свои главные идеи Фрейд обосновал в работах "Я и Оно" (1923), "Тотем и табу" (1912), "Толкование сновидений" (1900), "Психопатология обыденной жизни" (1904) и др. Его психоаналитическая концепция была ориентирована, прежде всего, на выявление глубинных основ человеческого бытия, структурных элементов психики.

Файлы: 1 файл

Культурология.docx

— 30.08 Кб (Скачать файл)

Психоаналитическая  концепция культуры Зигмунда Фрейда.

Одно из наиболее влиятельных  идейных течений XX в. - психоанализ. Его основы в 20-е годы заложил австрийский врач-психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). В каком-то смысле оно стало продолжением психологического изучения культуры. Этот подход к исследованию и теория культуры существуют и развиваются и сейчас. Психоанализ поставил перед западной культурой проблему индивидуального и коллективного бессознательного. Свои главные идеи Фрейд обосновал в работах "Я и Оно" (1923), "Тотем и табу" (1912), "Толкование сновидений" (1900), "Психопатология обыденной жизни" (1904) и др. Его психоаналитическая концепция была ориентирована, прежде всего, на выявление глубинных основ человеческого бытия, структурных элементов психики.

Фрейд исходил из гипотезы о существовании бессознательного пласта человеческой психики, в недрах которого якобы происходит особая жизнь, недостаточно изученная, но реально  значимая. Согласно Фрейду, психика  подразделяется на три уровня:

  1. "Оно" - совокупность инстинктов, комплексов, вытесненных переживаний;
  2. "Я" - сознание субъекта;
  3. "Сверх - Я" - инстанция, олицетворяющая собой императивы долженствования и запреты социокультурного характера.

"Я", по мнению Фрейда, как бы постоянно балансирует  между "Оно" и "Сверх - Я". С одной стороны, на него давят комплексы и инстинкты, из которых самые значительные — половой и инстинкт агрессии, с другой — правила поведения и моральная цензура. В данной связи душевная жизнь человека беспрерывно потрясается конфликтами. Их разрешение сопряжено, в свою очередь, с защитными механизмами, которые позволяют человеку приспособиться к окружающей действительности.

По Фрейду, человек в  своей жизни руководствуется  двумя принципами — удовольствия и реальности. В рамках первого  принципа бессознательные влечения направлены на получение максимального  удовольствия. Второй принцип корректирует протекание психических процессов  в соответствии с требованиями окружения. Разрешение внутренних конфликтов Фрейд видел в сублимации. Это означает переключение энергии с социально и культурно неприемлемых, низменных целей и объектов на высшие и возвышенные. Иными словами, сублимация — это процесс переориентации сексуального влечения (либидо) на другую цель, весьма далекую от сексуального удовлетворения. А это уже преобразование энергии инстинктов в социально приемлемую, нравственно одобряемую деятельность.

Проблема человека в том, что существует непримиримое противоречие между природным началом и  нормами культуры. Если, согласно Фрейду, человек «по природе» стремится  только к удовлетворению «диких и  необузданных» желаний, то эта цель неосуществима. Культура и является средством принуждения человека к социальному порядку, инструментом подавления первичных социальных позывов.

Если же культура требует от человека больше, чем он может, то это вызывает у индивида бунт или невроз, либо делает его несчастным, недовольным  собой и своей жизнью. Культура делает жизнь более безопасной, блокируя человеческие инстинкты, но этим наносит  ущерб психическому здоровью человека, который разрывается между природными влечениями и культурными нормами, между сексуальностью и социальностью, агрессивностью и моралью.

Постижение бессознательного осуществляется в психоанализе не чем  иным, как восстановлением (припоминанием) в памяти человека ранее полученного  знания. Психоанализ объясняет настоящее, сводя его к прошлому, к детству  человека. Это все увязывается  с сексуальными отношениями, чувствами  в семье между детьми и родителями. Завершается познание бессознательного обнаружением "Эдипова комплекса" — тех первоначальных сексуальных  влечений, под воздействием которых  структурируется вся человеческая деятельность.

Значительное внимание Фрейд  уделял сновидениям человека, полагая, что силы бессознательного проявляются  в них наиболее адекватно. Им разработана  подробная символика сновидений, с помощью которой можно было бы истолковывать сны.

Учение великого первооткрывателя универсума бессознательного получило широкую известность во всем мире, и не только потому, что органично  вошло в психотерапевтическую практику, оно глубоко гуманистично уже по самой своей сути. Провозгласив, что "Я" не является хозяином в своем доме", Фрейд тем самым утверждал необходимость изучения "Оно", не зная которого человек не может жить разумно и нравственно. Этот путь продолжат его ученики — выдающиеся исследователи Альфред Адлер, Карл Густав Юнг, Эрих Фромм и др.  

 Оригинальность психоаналитической  концепции религии вызвала немало  критики с разных сторон. Больше  всего споров вызвала идея  Фрейда об отождествлении индивидуального  человеческого развития с прогрессом  общества, поскольку это тождество  вряд ли возможно достоверно  подтвердить с помощью археологических  или антропологических данных, а  без учета этого вся концепция  порождения Эдипова комплекса  рассыпается в прах. Непонятным  в рамках фрейдистской концепции  остается и механизм передачи  информации на подсознательном  уровне, поскольку Фрейд и Юнг  неоднократно подчеркивают, что  религиозная символика порождается  человеческим подсознанием, которое  уже содержит в себе весь  набор символов (или комплексов). Более частным упреком Фрейду  выглядит его интерпретация мифа  об Эдипе, которая кажется натянутой  и не согласуется с остальным  комплексом древнегреческих мифов,  в которых неоднократно присутствующие  сюжеты отцеубийства и инцеста  практически не перекликаются  между собой.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Культурология /Под ред. Г.В. Драча. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002. 630стр.

2. Культурология /Под ред. Н.Г. Багдасарьян. - М.: Высшая Школа, 2001. 511с.

З. Фрейд. Введение в психоанализ: Лекции. М., "Наука", 1989.


Информация о работе Психоаналитическая концепция культуры Зигмунда Фрейда