Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2013 в 09:06, курсовая работа
Введение
Актуальность данной курсовой работы обусловлено тем, что с тех пор, как психология стала позиционировать как наука, главной ее целью стало раскрытие основных элементов человеческой психики исследовательскими методами. И поэтому появление научно-исследовательского подхода к изучению людей надёжно вывело науку психологию на новый уровень. Исследование явлений бессознательного, их природы, форм и способов проявления наиболее характерно для Зигмунда Фрейда и его учеников.
Основные данные о работе 1
Содержание 2
Введение 3
Основная часть 5
1 Зигмунд Фрейд: психоаналитическая теория личности 5
2 Стадии психосексуального развития личности 13
3 Типы тревоги по Фрейду и защитные механизмы психики 24
Заключение 32
Глоссарий 34
Список использованных источников 37
Приложения 38
Сублимация. Этот механизм защиты дает возможность человеку в целях адаптации изменить свои импульсы таким образом, что их можно было выражать посредством социально приемлемых мыслей и действий. Сублимация рассмат-ривается как единственная, конструктивная стратегия обуздания нежелательных инстинктов. Фрейд подчеркивает, что «Сублимация первичных позывов – особенно ярко выраженная черта культурного развития; именно она дает возможность высшим формам психической деятельности – научной, художественной – играть в культурной жизни столь значительную роль».
Отрицание. Отрицание включается, как защитный механизм, когда человек отказывается признать, что произошло неприятное событие. Например, ребенок, переживающий гибель любимой кошки, верит, что она до сих пор жива. Отрицание наиболее типично для маленьких детей и индивидуумов более старшего возраста со сниженным интеллектом.
Итак, мы рассмотрели механизмы защиты психики. Из вышесказанного видно, что все они, кроме сублимации, в процессе использования искажают картины наших потребностей, в результате наше Эго теряет энергию и гибкость. З.Фрейд говорил, что зерна серьезных психологических проблем падают на благоприятную почву только тогда, когда наши способы защиты приводят к искажению реальности. Д.м.н., профессор кафедры психотерапии Российской медицинской академии последипломного образования М.Е. Бурно подчеркивает, что «Невротическое есть защитно-психологический, неосознанный уход в болезнь от конфликтной ситуации, с которой невротик не способен справиться разумно - сознательно. Этот уход в невроз совершается определенными невротическими (не характерологическими) средствами в соответствии с той или иной душевно-телесной конституцией. Клинико-психотерапевтическая работа реалистическим, клиническим анализом выявляет здесь неосознанный или мало осознанный патогенный конфликт, и следует теперь разъяснить его «запутавшемуся» невротику, помочь тем самым достойно-разумно, человечески сознательно выбраться из невротической «клетки», в которую защитно-неосознанно спрятался».
Таким образом, «аналитический подход
к психике человека позволяет
выстроить современную
Заключение
Зигмунд Фрейд сделал большой шаг в оценке и понимании развития человеческого общества. Создав теорию личности, он также продвинулся вперед в познании человеческой психики и раскрытия ее глубин. К нашему времени данная теория усовершенствовалась. Она нашла много продолжателей. Многие современные психоаналитики активно используют работы Фрейда в своих исследованиях. В своей работе я попытался раскрыть основные элементы развития личности, согласно теории Фрейда. Многие вопросы я не затронул, а многие являются очень спорными, поэтому мое субъективное мнение является лишь каплей в море вопросов и работ, посвященных фрейдизму
Психоаналитическая теория Фрейда представляет собой пример психодинамического подхода к изучению поведения человека и считает поведение личности полностью детерминированным, зависимым от внутренних психологических конфликтов. Также эта психоаналитическая теория рассматривает человека как целое, т.е. с точки зрения холизма, так как была основана на клиническом методе.
Из анализа теории следует, что З.Фрейд больше чем другие психологи, был привержен к идее неизменяемости. Он был убежден, что личность взрослого формируется из опыта раннего детства. С его точки зрения изменения, происходящие в поведении взрослого человека неглубинные и не затрагивают изменения структуры личности. Считая, что ощущение и восприятие человеком окружающего мира является чисто индивидуальным субъективным, Фрейд предположил что, поведение человека регулируется стремлением редуцировать неприятное возбуждение, возникающее на соматическом уровне при возникновении внешнего раздражителя. Мотивация человека, согласно Фрейду, основана на гомеостазе. И так как он считал, что поведение человека полностью детерминировано, то это дает возможность полностью исследовать его с помощью науки.
Теория личности Фрейда послужила основой для психоаналитической терапии, успешно применяемой в настоящее время. Психоанализ распространился во многие страны в виде системы взглядов на природу человеческой психики, явления морали, религии, культуры, искусства, науки, общественной жизни. В основе этих взглядов – теория бессознательного и полового влечения. Неосознаваемое проявляется в поведении и психике человека – в обмолвках, оговорках, описках, затериваниях, сновидениях и т. д. Центральное положение психоанализа – существование извечной тайной войны между скрытым в глубинах индивида неосознаваемым (главное из которых сексуальное влечение - либидо) и, необходимостью выжить во враждебной этому индивиду социальной среде.
И хотя не все аспекты теории Фрейда
получили научное признание, а многие
его положения на сегодняшний
день кажутся принадлежащими скорее
истории, чем современной
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1. |
Ассоциация |
это связь элементов, сохраняющаяся даже тогда, когда изначальные условия для связи более не могут быть получены |
2. |
Бессознательное |
С психологической точки зрения отнюдь не нужно предполагать существование воспоминаний, не вызываемых в настоящий момент; они существуют в головном мозге в виде следов, предрасположенности к сознанию, ожидающему сознательной активации |
3. |
Ид |
представляет собой |
4. |
Интроспекция |
Представление о сознании, населенном идеями, породило вторую, отличающуюся от картезианской, позицию по отношению к опыту, которая дала толчок развитию психологии. |
5. |
Катарсис |
«очищение», в греческом религиозном врачевании — освобождение тела от какой-нибудь вредной материи, а «души» от «скверны» и болезненных аффектов. |
6. |
Либидо |
(лат. libido влечение, желание, стремление;
синоним половое влечение), стремление
к половой близости. По 3. Фрейду,
локализуется в различных телес |
7. |
Регрессия |
к предыдущим формам проявления мыслей, объектных отношений, структуры поведения. |
8. |
Сознательное |
одна из трех систем (бессознательное — предсознательное — С.) человеческой психики, включающая в себя лишь то, что осознается субъектом в каждый данный момент времени. |
9. |
Сублимация |
защитный механизм психики, представляющий собой способ снятия внутреннего напряжения с помощью перенаправления энергии на достижение социально приемлемых целей, творчество. |
10. |
Эмпирики |
отождествляли разум и сознание
и изображали сознание как поверхность,
на которую посредством сенсорных
процессов в мозге |
1. |
Мышляев, С.М. Гипноз. Личное влияние? [Текст] / С.М. Мышляев; – СПб., Респекс, 2008. – 334 с. |
2. |
Алексеев П.В., Большаков А.В. и др. Хрестоматия: Основы философских знаний. М.: Политическая литература, 2008. |
3. |
Ахмедов, Т. И. Практическая психотерапия [Текст] / Т.И. Ахмедов; –М.: ООО АСТ, 2007. – 447 с. |
4. |
Блюм, Дж. Психоаналитические теории личности [Текст] /Дж.Блюм; -М.: Академический Проект; Культура, 2009. -222с. |
5. |
Ермошин, А.Ф. Вещи в теле: Психотерапевтический метод работы с ощущениями. М., 2007. С.30. |
6. |
Ермошин, А.Ф. Вещи в теле: Психотерапевтический метод работы с ощущениями. М., 2008. С.29. |
7. |
Зарубежная практическая психология: учеб. пособие / С.В. Петрушин [и др.]. Казань, 2007. – С.17 |
8. |
Ильенков Э.В. Учитесь мыслить смолоду. М.: Просвещение, 2007. |
9. |
Куликов В.И., Хаценков А.Ф. Современная буржуазная философия и религия. М.: Просвещение, 2007. |
10. |
Фрейд, З. Основной инстинкт. М., 2007.– С.431 |
А |
|
Б |
|
В |
|