Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2015 в 13:15, реферат
Целью исследования является рассмотреть культурологические концепции психоаналитиков З. Фрейда, К.Г. Юнга и К.Хорни.
Задачи:
Раскрыть теоретические основы социологического понимания концепции культуры;
Охарактеризовать взгляды З. Фрейда на культуру;
Раскрыть основные положения аналитической теории культур К.Г. Юнга
Рассмотреть культурологическую концепцию К. Хорни.
Введение 3
Глава 1 Социологическая концепция культуры, ее основные категории 4
Глава 2 Психоаналитический подход к изучению культур 8
2.1 Культурологическая концепция Зигмунда Фрейда 8
2.2 Аналитическая концепция культуры Карла Густава Юнга 10
2.3 Психоаналитическая теория культуры Карен Хорни 11
Заключение 14
Список использованных источников 15
Подводя итог можно сказать, что психоаналитический подход к изучению культур насчитывает более ста лет истории и успешно развивается и сейчас. Начало психоанализу было положено Зигмундом Фрейдом, который обратился к изучению культуры, чтобы исследовать происхождение систему «табу» человеческого общества. Карл Юнг, переработав идеи Фрейда, обосновал свою аналитическую теорию культуры, связав концепцию культуры с коллективным бессознательным. Карен Хорни подвергла идеи Фрейда критике и рассматривала категорию культуры как основной источник возникновения невротических расстройств человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная работа позволяет сделать ряд выводов относительно психоаналитического подхода к изучению культур:
Социологи рассматривают культуру как систему духовных кодов, которая заставляет людей воспринимать происходящее в определенном свете, поступать так, а не иначе, оценивать события и действия предвзято.
Культура общества охватывает все аспекты, как нематериальные — верования, идеи и ценности, являющиеся содержанием культуры, так и вполне осязаемые — объекты, символы и технологии, которые воплощают это содержание — все это и составляет концепцию культуры.
Существует бесчисленное разнообразие культур, вместе с тем для каждой культуре присуще нечто общее типичное, что объединяет их — элементы культуры: понятия, ценности, отношения, правила и язык.
Психоанализ появился в начале XX века и объяснял происхождение и функции культуры, такие ее формы, как религия, мораль, искусство, политика, разные психоаналитики конструируют разные бессознательные механизмы.
Фрейд считал, что в основе своей культура есть совокупность бессознательных запретов, ограничений, накладываемых на инстинкты, и формируется благодаря сложной сети взаимных идентификаций, проекций, переносов, материалом которых являются первичные родительские образы и отношения в семье.
Юнг разработал оригинальную аналитическую концепцию культур, в основе которой лежит положение о коллективном бессознательном. Главной целью юнговской концепции был поиск универсального смысла истории во взаимодействии культур.
Хорни свой психоаналитический взгляд на культуру видела в ее противоречиях, которые отражаются на каждом человеке. Основываясь на эмпирических исследованиях современного ей американского общества, она опровергла множество положений о культуре, выдвинутых Фрейдом и показала роль культуры как источника возникновения невротических расстройств.
В заключение хотелось бы отметить, что за свою уже почти столетнюю историю психоаналитическая концепция испытала и расцвет, и относительный упадок, но до сих пор весьма распространена и употребляема для интерпретации самого широкого спектра явлений культуры. Несмотря на то, что с самого своего возникновения психоанализ как теория культуры был объявлен теорией-мифом и вульгарно биологизаторской концепцией, многие его положения (хотя и в измененной форме) применялись и применяются до сих пор в конкретных исследованиях культур.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Смелзер, Н. Социология / Н. Смелзер. — Москва: ФЕНИКС, 1994. — 687 с.
Волков, Ю.Г. Социология: учебник для ВУЗов / Ю.Г. Волков, И.В. Мостовая. — Москва: Гардарика, 1998 — 244 с.
Гидденс, Э.
Информация о работе Психоаналитический подход к изучению культур