Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 12:19, реферат
Чтобы понять детей, найти подход к ним, мы должны взглянуть на ребенка с точки зрения развития. Не следует рассматривать их как маленьких взрослых. Их мир реально существует, и они рассказывают о нем в игре. Стремясь облегчить ребенку выражение и исследование собственного эмоционального мира, терапевт должен освободиться от своего мира реальностей и словесного выражения и войти в концептуально-экспрессивный мир ребенка. В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, естественной средой общения для ребенка является игра и разнообразная деятельность.
Введение 2
I. Функции игры 2
II. Символическая игра 4
III. Общение детей посредством игры 6
IV. Игра в терапевтическом процессе 8
V. Стадии процесса игровой терапии 13
VI. Игра приспособленных и неприспособленных детей 16
VII. Психоанализ и игровая терапия 19
Список литературы: 21
“Мы пришли к довольно очевидному
заключению, что “лечение с помощью
разговоров” было эффективным только
в том случае, когда оно представляло
собой адекватную замену “лечения
с помощью деятельности”. Тот
факт, что слова не всегда адекватно
заменяют действия, даже в терапии
взрослых, отмечается в том море
литературных источников, которое образовалось
вокруг проблем, связанных с неадекватным
поведением пациента в терапии. Следовательно,
слова, как замена поведения или
абстракция от него, часто могут
быть совершенно понятны взрослому
с многолетним опытом. Но насколько
же это не так у детей, которые,
просто вследствие еще недостаточной
зрелости, не способны пока адекватно
пользоваться абстракциями или символическими
способами речи и мышления. Одно
это соображение накладывает
на терапевта необходимость
У детей могут возникать
Игра представляет собой попытку ребенка организовать свой опыт, свой личный мир. В процессе игры ребенок переживает чувство контроля над ситуацией, даже если реальные обстоятельства этому противоречат. Эту попытку ребенка обрести контроль над ситуацией Фрэнк объясняет так:
“В игре ребенок обращается к
своему прошлому, постоянно переориентируя
себя к настоящему в процессе игры.
Он разыгрывает прошлые
Понимание поведения ребенка в
игре дает терапевту подсказки, позволяющие
ему более полно погрузиться
во внутреннюю жизнь ребенка. Поскольку
мир ребенка – это мир действия
и действительности, игровая терапия
дает терапевту возможность войти
в этот мир. Если терапевт подберет
соответствующие игрушки, он облегчит
ребенку выражение чувств. Таким
образом, ребенка не принуждают обсуждать
то, что произошло; они скорее проживают
в каждый момент игры свой прошлый
опыт и связанные с ни чувства.
Следовательно, терапевту разрешается
разделять переживания ребенка
и участвовать в его
Если поводом для обращения
к терапевту послужило
Стадии процесса игровой терапии
возникают как результат
Анализируя случаи работы с детьми, страдающими различными нарушениями, Муштакас заметил, что дети проходят определенные стадии терапевтического процесса:
а) диффузные негативные чувства, выраженные в разных точках игры ребенка;
б) амбивалентные чувства,
общая тревожность и
в) прямые негативные чувства, направленные против родителей, сиблингов (братья
и/или сестры), других людей или выражаемые в особых регрессивных формах
г) амбивалентные чувства, позитивные или негативные, к родителям, сиблингам или другим людям;
д) ясные, четкие, выделенные обычно реалистические позитивные и негативные установки; при этом в игре доминируют позитивные установки.
Как замечает Муштакас, установки у ребенка с нарушениями, будь то страх, тревога или другие негативные образования, – все они проходят эти стадии по мере развития процесса игровой терапии. Он подтверждает, что межличностные отношения позволяют ребенку выразить и исследовать эмоциональный процесс на различных уровнях и таким образом способствуют его эмоциональному созреванию и росту.
В одном из наиболее полных исследований процесса игровой терапии Хендрикс дает описательный анализ процесса игровой терапии, центрированной на клиенте. Она обнаружила, что ребенок на сеансах:
1 – 4 проявляет любопытство,
углубляется в
5 – 8 продолжает исследовательскую,
бессистемную, творческую игру, возрастает
общая агрессивная
9 – 12 исследовательская,
бессистемная и агрессивная
13 – 16 преобладают творческие игры и игры, направленные на установление отношений, доля агрессивных игр уменьшается, возрастают случаи выражения счастья, волнения, отвращения, недоверчивости;
17 – 20 преобладает разыгрывание
сценок и ролевая игра, агрессивные
высказывания продолжаются, усиливается
построение отношений с
21 – 24 преобладают игры,
направленные на построение
Второе крупное исследование процесса игровой терапии провела Уити. Она обнаружила, что во время первых трех сеансов дети чаще всего проверяют, как терапевт относится к их действиям, демонстрируют высокий уровень тревожности и осуществляют вербальную, невербальную и поисковую игровую деятельность. С четвертого по шестой сеанс любопытство и исследовательская активность снижаются, в то же время агрессивная игра, голосовые эффекты достигают пика. С седьмого по девятый сеанс агрессивная игра почти исчезает, а творческая игра, выражение радости и вербальная информация о доме, школе и других сторонах своей жизни достигают кульминации. С десятого по двенадцатый сеанс максимального развития достигают игры по установлению отношений, и бессюжетная игра почти прекращается. С тринадцатого по пятнадцатый сеанс бессюжетная игра и невербальное выражение гнева достигают максимума, тревожность по сравнению с предыдущими сеансами вырастает, учащаются попытки управлять терапевтом, увеличивается число вербальных взаимодействий. Были также обнаружены различия между мальчиками и девочками. У мальчиков чаще встречались выражения гнева, агрессивные высказывания, агрессивные игры и звуковые эффекты. У девочек чаще наблюдаются творческие игры и игры, отражающие отношения между людьми, а также проявления радости, тревоги, вербальной проверки реакции терапевта и вербализация позитивных и негативных размышлений.
Эти исследования свидетельствуют
о том, что в процессе детской
игры можно различить четкие модели
установления терапевтических отношений
в игровой комнате. По мере развития
психотерапевтических отношений дети
начинают выражать чувства более
непосредственно и реалистично,
тщательнее сосредотачиваются на них
и более точно их определяют. Сначала
дети погружаются в
Игра приспособленных к своему окружению и неприспособленных детей, как пишет Муштакас, различается в нескольких аспектах. Приспособленные дети разговорчивы и склонны обсуждать свой мир так, как он для них существует; неприспособленные же дети могут хранить молчание на протяжении первых нескольких приемов, только с большим трудом переговариваясь иногда с терапевтом. Есть и другой тип неприспособленных детей, которые на первых сеансах обрушивают на терапевта шквальный огонь вопросов и рассуждений. Неприспособленные дети осторожно и с опаской реагируют. Приспособленные дети играют свободно и спонтанно.
Приспособленные дети рассматривают всю обстановку игровой комнаты и используют разнообразные игровые материалы; неприспособленные дети, напротив, используют мало игрушек и играют на небольшом участке комнаты. Часто они также требуют, чтобы им сказали, что нужно делать и чего делать не следует. Приспособленные дети используют разные стратегии для выяснения пределов своей ответственности и ограничений, которые налагаются на них в системе терапевтических отношений.
Когда приспособленные дети испытывают
раздражение или беспокойство, они
говорят о возникшей проблеме
открыто. Неприспособленные дети скорее
склонны выражать свои чувства с
помощью красок, глины, песка и
воды. Они часто агрессивны и стремятся
уничтожить игровые материалы, а
иногда и самого терапевта. Агрессию
можно встретить и у
На основании своего опыта игровой терапии с приспособленными и неприспособленными детьми Муштакас заключает, что все дети, независимо от степени приспособленности, выражают сходные негативные установки. Различие между приспособленными и неприспособленными детьми состоит прежде всего не в демонстрируемом ими типе негативных установок, а скорее в качестве и интенсивности таких установок. Приспособленные дети выражают негативные установки реже, чем неприспособленные, делают это более четко и целенаправленно. Неприспособленные дети выражают негативные установки часто, интенсивно и с меньшей четкостью и целенаправленностью.
Хоув и Сильверн выделили различия в поведении во время игровой терапии у агрессивных, замкнутых и хорошо приспособленных детей. Агрессивные дети часто прерывают игру, разыгрывают конфликтные ситуации, в их игре много фантазии, высказываний, приоткрывающих их внутренний мир, и по отношению к терапевту они настроены агрессивно. Замкнутые мальчики на состояние тревоги реагируют регрессией, их игры причудливы и эксцентричны, отвергают вмешательство терапевта; для них характерно грустное содержание игры. Хорошо приспособленные дети меньше ощущают эмоциональный дискомфорт и социальную неадекватность; в их игре меньше фантазии. Замкнутые девочки не отличаются от хорошо приспособленных девочек.