Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 21:26, доклад
Психоанализ (от психо… и анализ), метод психотерапии и психологическое учение, ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации. Был разработан в конце 19 – начале 20 вв. австрийским врачом З. Фрейдом.
Психоанализ.
Психоанализ (от психо… и анализ),
метод психотерапии и психологическое
учение, ставящее в центр внимания
бессознательные психические
Психоанализ (от психо… и анализ),
метод психотерапии и психологическое
учение, ставящее в центр внимания
бессознательные психические
От психоанализа как конкретной теории и метода психотерапии следует отличать фрейдизм, возводящий положения психоанализ в ранг философско-антропологических принципов.
Отдельные положения психоанализа можно обнаружить у Ж. Шарко и П. Жане (психологическая теория неврозов); ещё в 1882 венский психиатр И. Брёйер показал, что можно достигнуть излечения тяжёлой формы истерии, если с помощью гипноза заставить пациента вспомнить и “отреагировать” забытую им травматическую ситуацию, послужившую источником невроза.
Позднее Фрейд заменил гипноз методом свободных ассоциации, который и лег в основу техники психоанализ Было обнаружено, что травматические события, аффективные переживания, неисполнившиеся желания и т.п. не исчезают из психики, а подвергаются вытеснению – активному удалению из сознания в сферу бессознательного, где продолжают активно воздействовать на психическую жизнь, проявляясь часто в замаскированной, “зашифрованной” форме в виде невротических симптомов.
Последние рассматриваются в психоанализ как компромиссные психические образования, возникшие в результате столкновения вытесненных влечений с противостоящей им внутренней “цензурой”, представляющей собой механизм защиты сознательного “Я” против опасных влечений и импульсов. Такого же рода компромиссные образования психоанализ усмотрел в сновидениях, ошибочных действиях (оговорках, описках и т.д.), остротах. Эти наблюдения вывели психоанализ за пределы собственно психиатрии и позволили установить связь между нормальными и патологическими явлениями психики: в тех и других психоанализ обнаружил общие психические механизмы символизации, замещения, конденсации и прочее.
С точки зрения психоанализа каждое психическое явление должно быть раскрыто в трёх аспектах – динамическом (как результат взаимодействия и столкновения различных психических сил), энергетическом (распределение связанной и свободной энергии, вовлечённой в тот или иной процесс; по аналогии с физической энергией психоанализ вводит понятие о квантуме психической энергии, её “зарядах” – катексисах, способах её распределения и перемещения и т.п.) и структурном.
На первом этапе развития психоанализа (конец 90-х – начало 900-х гг.) было разработано учение о различных формах и проявлениях психической энергии с акцентом на сексуальных влечениях (либидо). Учение о психической структуре возникло в психоанализ позднее (З. Фрейд, “Я” и “Оно”, 1921). Наиболее архаическая, безличная, всецело бессознательная часть психического аппарата получила наименование “Оно”. Это резервуар психической энергии, “кипящий котёл” влечений, стремящихся к немедленному удовлетворению. Эта часть психики связана с соматической областью, служащей для неё источником энергии влечений. Она лишена контактов с внешним миром и не знает различия между внешней реальностью и субъективной сферой.
Вторая психическая структура – сознательное “Я” формируется как “оттиск” внешней реальности на начальной массе влечений и импульсов. Среди факторов формирования “Я” особую роль психоанализ придаёт идентификации. “Я” – посредник между внешним миром и “Оно”, влечением и удовлетворением. “Я” руководствуется не принципом удовлетворения, а требованиями реальности, сдерживает иррациональные импульсы “Оно” с помощью различных защитных механизмов, основанных на вытеснении. К ним относятся проекция; реактивное образование, построенное на амбивалентности влечений, при котором какое-либо влечение заменяется в сознании на противоположное, сохраняя в бессознательном свой первоначальный характер (бессознательная любовь проявляется как сознательная ненависть, жестокость – как чрезмерная доброта и т.п.); инверсия – влечение, направленное первоначально на внешний объект, под действием страха обращается человеком на самого себя.
Третья психическая структура – “Сверх-Я” формируется в результате интроекции социальных норм, воспитательных запретов и поощрений и выступает как источник моральных установок индивида. “Сверх-Я” функционирует большей частью бессознательно, проявляясь в сознании как совесть; вызываемые им напряжения в психической структуре воспринимаются как чувства страха, вины, депрессии, неполноценности и т.п. После формирования “Сверх-Я” весь психический аппарат начинает функционировать как целое.
Распространение психоанализ в
Европе началось после создания в 1908
Международной
На США, где организовано свыше 20 учебных и исследовательских институтов психоанализа, приходится около ¾ всей публикуемой литературы по психоанализу.
Психоанализ послужил отправным пунктом для развития многообразных течений глубинной психологии. Внутренние противоречия концепции психоанализа у Фрейда и его последователей привели к появлению новых школ и направлений – индивидуальной психологии А. Адлера, аналитической психологии К. Г. Юнга и др. В противовес односторонней ориентации на бессознательные процессы получила разработку т. н. эгопсихология (Х. Гартман и др.), утверждающая относительную автономию сознательного “Я”.
После 2-й мировой войны 1939-45 развитие психоанализа в Европе проходило в значительной мере под влиянием идеалистической философии экзистенциализма, феноменологии, неотомизма, в США – неофрейдизма.
Попытки применения метода психоанализа характерны для ряда модернистских направлений искусства и литературы 20 в.: школы “потока сознания”, сюрреализма и др.
Задачи психоанализа
Первая и универсальная задача психоанализа – это расшифровка, истолкование,
противоречивого, что возникает в сознании и человеческих отношениях.
Очевидно, что психоанализом занимаются все люди с нормальной, да и с
отклоняющейся психикой, когда сталкиваются с чем-то лично их задевающим.
Выделение психоанализа
в специальный и
терапевтического общения врача и пациента произошло в ХХ веке – вероятно
потому, что глубокие и непривычные перемены во взаимоотношениях людей привели
к психическому дискомфорту разного рода. Под влиянием урбанизации,
усилившейся мобильности, ускоренного развития культуры и других факторов,
нарушились привычные психологические связи между людьми. Возникли не имевшие
аналогов в прошлом ощущения утраты смысла жизни, непреодолимого барьера между
поколениями, одиночества и отчуждения, невозможности самореализации. На этой
почве возросло количество заболеваний разного рода, преступлений,
самоубийств, обострились идеологические конфликты.
Психоанализ как направление в медицине и психологии возник на заре ХХ века.
Но он не был лишь научным изобретением, принадлежащим блестящему уму. Он
явился также ответом на социо-культурные перемены, потребовавшие специальной
коррекции личности в ситуации взаимного отчуждения людей и усиливавшейся
конфликтности.
Уникальность, необычность психоанализа связана с тем, что он возник на
границе между практической медициной, наукой и бытовым дискурсом. Этим, во
многом объясняется и его научная революционность, необычный интерес к нему
широкой общественности а также шквал разоблачений, упреков, обвинений в
безнравственности и шарлатанстве, которые со всех сторон посыпались на
психоаналитиков. Психоанализ открыл новую эпоху в истории самопознания
человека.
Проблемно-теоретические слои в психоанализе.
Необходимо различать
три проблемно-теоретических
связан с медициной, практическим лечением неврозов, методами: свободных
ассоциаций, толкований сновидений, группового тренинга и др. Цель
практического психоанализа – это коррекция психики, переработка
индивидуальных болезненных комплексов. В процессе клинического психоанализа
добывается огромное количество конкретных знаний о больной и здоровой
психике. Их нелегко обобщить и привести в систему, поскольку они возникают на
основе неповторимого взаимодействия между врачом и пациентом как между
уникальными личностями.
Второй слой идей психоанализа совпадает с общей теорией личности. Она
складывается у
теоретических размышлений
и дискуссий с коллегами-
слой представляет собой теорию, которая взаимодействует с другими теориями в
психологии, таким, как рефлексология, гештальт-терапия, когнитивная
психология.
Сущность психоанализа
Во время сеанса психоанализа пациенты Фрейда лежали на этой софе…
Теория человеческого поведения, первая и одна из наиболее влиятельных теорий личности в психологии. Обычно относится к классическому психоанализу, созданному Зигмундом Фрейдом, но употребляется также к любой производной, даже сильно отличающейся от него теории, например аналитической психологии Юнга или индивидуальной психологии Адлера, которые некоторые предпочитают обозначать термином неопсихоанализ.
Набор методов исследования основных мотивов человека, и их приложение для лечения психических расстройств. Фундаментальный предмет изучения психоанализа — бессознательные мотивы поведения, берущие начало в скрытых сексуальных расстройствах. Они раскрываются через свободные ассоциации, высказываемые пациентом. Цель психоаналитика — помочь освобождению пациента от скрытых или бессознательных барьеров переноса и сопротивления, то есть, от оставшихся шаблонов отношений, более не пригодных или подавляющих свободу.
Основные идеи психоанализа
Структура человеческой психики
Структура человеческой психики — выделяют две сферы: сознательное и бессознательное проявление психики (теория Зигмунда Фрейда)
Бессознательное — представляет собой биологическую природу человека и управляется инстинктами, которые регулируют чувственную сферу естественных потребностей.
Сознательное — контролирует бессознательное, определяет выбор поведения в общественной среде. Между сознательным и бессознательным возникает конфликт, тогда равновесие между двумя сферами психики нарушается. Психика автоматически регулируется принципом удовольствия который модифицируется в принцип реальности и при нарушении баланса осуществляется сброс через бессознательную сферу.
Позднее Фрейд предложил следующую структуру психики:
Эго («Я»)
Суперэго («Сверх-Я»)
Ид («Оно»)
Защитные механизмы
Зигмунд Фрейд выделил несколько защитных механизмов психики:
Замещение
Вымещение
Обратная реакция
Вытеснение
Проекция
Сублимация
и другие.
Комплексы
Эдипов комплекс
Кастрационный комплекс
Комплекс неполноценности