Психоанализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 21:26, доклад

Описание работы

Психоанализ (от психо… и анализ), метод психотерапии и психологическое учение, ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации. Был разработан в конце 19 – начале 20 вв. австрийским врачом З. Фрейдом.

Файлы: 1 файл

психоанализ.doc

— 50.50 Кб (Скачать файл)

Психоанализ.

 

Психоанализ (от психо… и анализ), метод психотерапии и психологическое  учение, ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации. Был разработан в  конце 19 – начале 20 вв. австрийским  врачом З. Фрейдом. От П. как конкретной теории и метода …….

 

 

Психоанализ (от психо… и анализ), метод психотерапии и психологическое  учение, ставящее в центр внимания бессознательные психические процессы и мотивации. Был разработан в  конце 19 – начале 20 вв. австрийским  врачом З. Фрейдом.

 

От психоанализа как конкретной теории и метода психотерапии следует  отличать фрейдизм, возводящий положения  психоанализ в ранг философско-антропологических  принципов.

 

Отдельные положения психоанализа можно обнаружить у Ж. Шарко и  П. Жане (психологическая теория неврозов); ещё в 1882 венский психиатр И. Брёйер показал, что можно достигнуть излечения тяжёлой формы истерии, если с помощью гипноза заставить пациента вспомнить и “отреагировать” забытую им травматическую ситуацию, послужившую источником невроза.

 

Позднее Фрейд заменил гипноз методом  свободных ассоциации, который и  лег в основу техники психоанализ  Было обнаружено, что травматические события, аффективные переживания, неисполнившиеся желания и т.п. не исчезают из психики, а подвергаются вытеснению – активному удалению из сознания в сферу бессознательного, где продолжают активно воздействовать на психическую жизнь, проявляясь часто в замаскированной, “зашифрованной” форме в виде невротических симптомов.

 

Последние рассматриваются в психоанализ  как компромиссные психические образования, возникшие в результате столкновения вытесненных влечений с противостоящей им внутренней “цензурой”, представляющей собой механизм защиты сознательного “Я” против опасных влечений и импульсов. Такого же рода компромиссные образования психоанализ усмотрел в сновидениях, ошибочных действиях (оговорках, описках и т.д.), остротах. Эти наблюдения вывели психоанализ за пределы собственно психиатрии и позволили установить связь между нормальными и патологическими явлениями психики: в тех и других психоанализ обнаружил общие психические механизмы символизации, замещения, конденсации и прочее.

 

С точки зрения психоанализа каждое психическое явление должно быть раскрыто в трёх аспектах – динамическом (как результат взаимодействия и столкновения различных психических сил), энергетическом (распределение связанной и свободной энергии, вовлечённой в тот или иной процесс; по аналогии с физической энергией психоанализ вводит понятие о квантуме психической энергии, её “зарядах” – катексисах, способах её распределения и перемещения и т.п.) и структурном.

 

На первом этапе развития психоанализа (конец 90-х – начало 900-х гг.) было разработано учение о различных  формах и проявлениях психической  энергии с акцентом на сексуальных  влечениях (либидо). Учение о психической структуре возникло в психоанализ позднее (З. Фрейд, “Я” и “Оно”, 1921). Наиболее архаическая, безличная, всецело бессознательная часть психического аппарата получила наименование “Оно”. Это резервуар психической энергии, “кипящий котёл” влечений, стремящихся к немедленному удовлетворению. Эта часть психики связана с соматической областью, служащей для неё источником энергии влечений. Она лишена контактов с внешним миром и не знает различия между внешней реальностью и субъективной сферой.

 

Вторая психическая структура  – сознательное “Я” формируется  как “оттиск” внешней реальности на начальной массе влечений и  импульсов. Среди факторов формирования “Я” особую роль психоанализ придаёт  идентификации. “Я” – посредник  между внешним миром и “Оно”, влечением и удовлетворением. “Я” руководствуется не принципом удовлетворения, а требованиями реальности, сдерживает иррациональные импульсы “Оно” с помощью различных защитных механизмов, основанных на вытеснении. К ним относятся проекция; реактивное образование, построенное на амбивалентности влечений, при котором какое-либо влечение заменяется в сознании на противоположное, сохраняя в бессознательном свой первоначальный характер (бессознательная любовь проявляется как сознательная ненависть, жестокость – как чрезмерная доброта и т.п.); инверсия – влечение, направленное первоначально на внешний объект, под действием страха обращается человеком на самого себя.

 

Третья психическая структура  – “Сверх-Я” формируется в результате интроекции социальных норм, воспитательных запретов и поощрений и выступает как источник моральных установок индивида. “Сверх-Я” функционирует большей частью бессознательно, проявляясь в сознании как совесть; вызываемые им напряжения в психической структуре воспринимаются как чувства страха, вины, депрессии, неполноценности и т.п. После формирования “Сверх-Я” весь психический аппарат начинает функционировать как целое.

 

Распространение психоанализ в  Европе началось после создания в 1908 Международной психоаналитической ассоциации (с 1912 издавался журнал “Imago”, с 1913 – “Internationale Zeitschrift f?r Psychoanalyse”) и особенно интенсивно шло после 1-й мировой войны 1914-18. В 1920 был открыт Психоаналитический институт в Берлине, начавший выпускать профессиональных врачей-аналитиков. С приходом к власти фашизма в 1933 психоанализ подвергается запрету в Германии, с 1938 – в Австрии. С этого времени начинается быстрое развитие психоанализ в Великобритании и особенно в США, куда эмигрировало большинство психоаналитиков из Европы.

 

На США, где организовано свыше 20 учебных и исследовательских институтов психоанализа, приходится около ¾ всей публикуемой литературы по психоанализу.

 

Психоанализ послужил отправным  пунктом для развития многообразных  течений глубинной психологии. Внутренние противоречия концепции психоанализа у Фрейда и его последователей привели к появлению новых  школ и направлений – индивидуальной психологии А. Адлера, аналитической психологии К. Г. Юнга и др. В противовес односторонней ориентации на бессознательные процессы получила разработку т. н. эгопсихология (Х. Гартман и др.), утверждающая относительную автономию сознательного “Я”.

 

После 2-й мировой войны 1939-45 развитие психоанализа в Европе проходило в значительной мере под влиянием идеалистической философии экзистенциализма, феноменологии, неотомизма, в США – неофрейдизма.

 

Попытки применения метода психоанализа характерны для ряда модернистских  направлений искусства и литературы 20 в.: школы “потока сознания”, сюрреализма и др.

 

Задачи  психоанализа

 

Первая и универсальная  задача психоанализа – это расшифровка, истолкование,

противоречивого, что  возникает в сознании и человеческих отношениях.

Очевидно, что психоанализом занимаются все люди с нормальной, да и с

отклоняющейся психикой, когда сталкиваются с чем-то лично  их задевающим.

Выделение психоанализа в специальный и целенаправленный дискурс, в виде

терапевтического общения  врача и пациента произошло в  ХХ веке – вероятно

потому, что глубокие и непривычные перемены во взаимоотношениях людей привели

к психическому дискомфорту  разного рода. Под влиянием урбанизации,

усилившейся мобильности, ускоренного развития культуры и  других факторов,

нарушились привычные  психологические связи между людьми. Возникли не имевшие

аналогов в прошлом  ощущения утраты смысла жизни, непреодолимого барьера между

поколениями, одиночества  и отчуждения, невозможности самореализации. На этой

почве возросло количество заболеваний разного рода, преступлений,

самоубийств, обострились  идеологические конфликты.

Психоанализ как направление  в медицине и психологии возник на заре ХХ века.

Но он не был лишь научным  изобретением, принадлежащим блестящему уму. Он

явился также ответом  на социо-культурные перемены, потребовавшие специальной

коррекции личности в  ситуации взаимного отчуждения людей  и усиливавшейся

конфликтности.

Уникальность, необычность  психоанализа связана с тем, что  он возник на

границе между практической медициной, наукой и бытовым дискурсом. Этим, во

многом объясняется  и его научная революционность, необычный интерес к нему

широкой общественности а также шквал разоблачений, упреков, обвинений в

безнравственности и  шарлатанстве, которые со всех сторон посыпались на

психоаналитиков. Психоанализ открыл новую эпоху в истории самопознания

человека.

 

Проблемно-теоретические  слои в психоанализе.

 

Необходимо различать  три проблемно-теоретических слоя в психоанализе. Первый

связан с медициной, практическим лечением неврозов, методами: свободных

ассоциаций, толкований сновидений, группового тренинга и  др. Цель

практического психоанализа – это коррекция психики, переработка

индивидуальных болезненных  комплексов. В процессе клинического психоанализа

добывается огромное количество конкретных знаний о больной и здоровой

психике. Их нелегко обобщить и привести в систему, поскольку  они возникают на

основе неповторимого  взаимодействия между врачом и пациентом  как между

уникальными личностями.

Второй слой идей психоанализа совпадает с общей теорией  личности. Она

складывается у психоаналитиков  на основе их практического опыта,

теоретических размышлений  и дискуссий с коллегами-психиатрами. Этот второй

слой представляет собой  теорию, которая взаимодействует  с другими теориями в

психологии, таким, как  рефлексология, гештальт-терапия, когнитивная

психология.

 

Сущность  психоанализа

 

Во время сеанса психоанализа пациенты Фрейда лежали на этой софе…

Теория человеческого  поведения, первая и одна из наиболее влиятельных теорий личности в психологии. Обычно относится к классическому психоанализу, созданному Зигмундом Фрейдом, но употребляется также к любой производной, даже сильно отличающейся от него теории, например аналитической психологии Юнга или индивидуальной психологии Адлера, которые некоторые предпочитают обозначать термином неопсихоанализ.

Набор методов исследования основных мотивов человека, и их приложение для лечения психических  расстройств. Фундаментальный предмет  изучения психоанализа — бессознательные  мотивы поведения, берущие начало в  скрытых сексуальных расстройствах. Они раскрываются через свободные ассоциации, высказываемые пациентом. Цель психоаналитика — помочь освобождению пациента от скрытых или бессознательных барьеров переноса и сопротивления, то есть, от оставшихся шаблонов отношений, более не пригодных или подавляющих свободу.

 

Основные  идеи психоанализа

 

Структура человеческой психики 

 

Структура человеческой психики — выделяют две сферы: сознательное и бессознательное  проявление психики (теория Зигмунда Фрейда)

Бессознательное — представляет собой биологическую природу человека и управляется инстинктами, которые регулируют чувственную сферу естественных потребностей.

Сознательное — контролирует бессознательное, определяет выбор  поведения в общественной среде. Между сознательным и бессознательным возникает конфликт, тогда равновесие между двумя сферами психики нарушается. Психика автоматически регулируется принципом удовольствия который модифицируется в принцип реальности и при нарушении баланса осуществляется сброс через бессознательную сферу.

 

Позднее Фрейд предложил  следующую структуру психики:

Эго («Я»)

Суперэго («Сверх-Я»)

Ид («Оно»)

 

 

Защитные механизмы 

 

Зигмунд Фрейд выделил  несколько защитных механизмов психики:

Замещение

Вымещение

Обратная реакция 

Вытеснение 

Проекция 

Сублимация 

 и другие.

 

Комплексы

Эдипов комплекс

Кастрационный комплекс

Комплекс неполноценности


Информация о работе Психоанализ