Психодиагностическое обследование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 19:26, реферат

Описание работы

Психодиагностическое обследование – это исследование определенных психологических качеств и свойств личности при помощи различных психологических методик.

Знание индивидуальных личностных особенностей, обычно скрытых от внимания сотрудников и руководителей, имеет большое значение для успешности профессиональной деятельности.
Благодаря психодиагностическому обследованию, при приеме на работу Вы получаете возможность оценить нового сотрудника не только с позиций его образования и опыта работы, но и определить, насколько он окажется «на своем месте».

Файлы: 1 файл

1_referat.docx

— 17.24 Кб (Скачать файл)

                   Психодиагностическое обследование

         Психодиагностическое обследование – это исследование определенных психологических качеств и свойств личности при помощи различных психологических методик.

 
         Знание индивидуальных личностных особенностей, обычно скрытых от внимания сотрудников и руководителей, имеет большое значение для успешности профессиональной деятельности.

Благодаря психодиагностическому  обследованию, при приеме на работу Вы получаете возможность оценить  нового сотрудника не только с позиций  его образования и опыта работы, но и определить, насколько он окажется «на своем месте». Для Вас в  первую очередь важно, чтобы он смог отвечать задачам, которые стоят  перед данным подразделением Вашей  компании в настоящий момент, и, возможно, появятся в будущем.

          Психологическая диагностика позволит сократить финансовые и организационные издержки, связанные с наймом и последующим увольнением неудачно подобранного персонала, способствует сохранению позитивной психологической атмосферы в коллективе, создает благоприятные условия для успешной адаптации нового сотрудника и его эффективной работы.

 

Проведение психодиагностического  обследования.          

Специалист-психолог пользуется преимущественным правом по сравнению  с непрофессиональными пользователями на проведение психодиагностики, на использование  протоколов в соответствии с профессионально-этическими принципами. Психолог не должен разрешать  неспециалистам проводить психологические  процедуры, позволять некомпетентным лицам выполнять психологические  обследования, за исключением случаев, оговоренных в инструкции об использовании  психологических методик специалистами-смежниками (учителями, врачами, социологами и  пр.) и студентами-психологами.  
 
          В соответствии с профессиональной этикой практический психолог должен отказываться от тех требований, которые вынуждают его отступать от принятых норм (например, указание провести обследование большого числа лиц за слишком короткий срок или передача ключей и алгоритмов обработки результатов неспециалистам). 
 
          Психологи не имеют права уклоняться от принятых методических стандартов, которые регламентируют процедуру, первичную обработку, интерпретацию получаемых результатов обследования. Недостаток времени, некомпетентность заказчика не могут служить основанием для каких-либо упрощений, произвольных изменений заданных разработчиком процедур.          

Стандартизация процедуры  обследования подразумевает унификацию инструкций, бланков, способов регистрации  результатов, условий проведения. К  числу требований, которые необходимо соблюдать при проведении обследования, можно отнести такие:

  1. инструкции следует сообщать испытуемым одинаковым образом, как правило, письменно; в случае устных указаний они даются в разных группах одними и теми же словами, понятными для всех, в одинаковой манере;
  2. ни одному испытуемому не следует давать никаких преимуществ перед другими;
  3. в процессе эксперимента не следует давать отдельным испытуемым дополнительные пояснения;
  4. эксперимент с разными группами следует проводить в одинаковое по возможности время дня, в сходных условиях;
  5. временные ограничения в выполнении заданий для всех испытуемых должны быть одинаковыми.

 

          Строгое соблюдение данных требований обеспечивает возможность сравнивать между собой показатели, полученные разными психологами, поскольку  известно, что особенности сообщения  инструкции (например, специфическая  расстановка акцентов), объяснение целей обследования, реакции самого психолога на вопросы и т.д. приводят к различным результатам. Это  особенно важно при проведении групповых  обследований, где будут сравниваться между собой результаты групп, изучаемых  разными психологами. Поэтому есть смысл проводить предварительный  инструктаж психологов с целью согласования всех вопросов, касающихся процедуры  проведения обследования.          

Психодиагностическое обследование может состоять из двух этапов:

  1. Первичное обследование (разведывательное). 
    Если нет чёткого представления об объекте исследования, необходимо уточнение проблемы и формулировка гипотез, дополнительное изучение различных источников (литература, личные дела, письма...), определение общих личностных особенностей человека, на основе которых определяются «проблемные зоны», качества, которые требуют более глубокого изучения. В ходе первичного обследования может выясниться, что ранее поставленные задачи и выдвинутые гипотезы были недостаточно верны.
  2. Специализированное обследование  
    Углублённое изучение тех или иных психологических особенностей с целью установления причинно-следственных связей или получения более или менее полного психологического портрета обследуемого лица (группы лиц).

 

          В ситуации, в которой проводится обследование, должны быть исключены  все помехи, обследуемый должен чувствовать  себя достаточно комфортно. Обследование должно проводиться в отдельном  помещении, в которое никто не должен входить. Ни психолог, ни обследуемый  не должны никуда спешить. Обследуемый  не должен быть уставшим, голодным или  под влиянием аффекта. Если он находится  в состоянии острой тревоги, обследование противопоказано. Оптимальное положение  психолога – сбоку, так, чтобы  обследуемый видел его периферическим зрением, но не заглядывал в записи. Считается оптимальным проведение обследования вечером после ужина, когда человек несколько расслабляется и ослабевают механизмы психологической защиты. Перед тем, как проводить более сложные методики, желательно провести более простые, которые помогут втянуться в работу (например, рисуночный тест, методику Дембо - Рубинштейна...).           

Наименее эффективен путь проведения обследования, в котором  психолог без предварительной подготовки испытуемого начинает проводить  тестирование, делает акцент на процедуре, а не на непосредственном взаимодействии с обследуемым. И при проведении тестирования важно не просто выступать в роли нейтрального регистратора ответов испытуемого, а быть его партнёром, доброжелательным и понимающим собеседником.


Информация о работе Психодиагностическое обследование