Психодиагностика. Психодиагностика складывалась в конце XIX — начале XX столетий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 13:39, реферат

Описание работы

В работе описаны основные методики индивидуально-психологических и психофизиологических методик. История формирования психологической диагностики личности, а так же ученые и психологи, работающие в этом направлении.
Диагностику можно определить как особый вид познания. Результатом такого познания является диагноз или заключение о принадлежности сущности, выраженной в едином, к определенному, установленному наукой классу. Любая методика служит для оценки личности путем интерпретации моделей поведения, наблюдаемых в разных условиях. Важнейшим показателем ее качества является возможность прогноза поведения обследуемого субъекта. Психодиагностика разрабатывает общую теорию психологического измерения, частные теории и методики оценивания.

Файлы: 1 файл

Психодиагностика.docx

— 25.80 Кб (Скачать файл)

Психодиагностика. Психодиагностика складывалась в конце XIX — начале XX столетий.

(от греч. psy - душа, diagnosis - распознавать) – это отрасль психологии, предназначенная для измерения, оценки и анализа индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей личности или группы людей, объединенных по какому-либо признаку.

Термин ввел в употребление Г. Роршах в 1921 году.

Диагностику можно определить как особый вид  познания. Результатом такого познания является диагноз или заключение о принадлежности сущности, выраженной в едином, к определенному, установленному наукой классу. Любая методика служит для оценки личности путем интерпретации моделей поведения, наблюдаемых в разных условиях. Важнейшим показателем ее качества является возможность прогноза поведения обследуемого субъекта. Психодиагностика разрабатывает общую теорию психологического измерения, частные теории и методики оценивания.

Психодиагностика  является областью психологической  практики, ее возникновение было обусловлено  необходимостью познания людей в  их реальной жизнедеятельности (для  изучения степени их психического развития, готовности к выполнению учебных, трудовых и общественных функций).

Этапы развития психодиагностики

 

1.Экспериментальная психология— общее обозначение всех видов научно-психологических исследований, осуществляемых посредством различных экспериментальных методов.

Экспериментальная психология представляет собой не какой-то особый вид психологии, а общий  методологический подход, охватывающий самые различные области психологической науки.

2.Дифференциальная психология— раздел психологической науки, который изучает психологические различия, типологические различия психологических проявлений у представителей различных социальных, классовых, этнических, возрастных и других групп.

Дифференциальная  психология систематизирует индивидуальные различия и разные методы их диагностики, а также количественно оценивает  эти различия в разных сферах)

3.Прикладная  психология— общий термин, используемый для обозначения всех тех отраслей психологии, которые стремятся применить принципы, открытия и теории психологии на практике в смежных областях, таких как образование (педагогика), промышленность (эргономика), маркетинг, опрос общественного мнения, музыка (музыкальная психология), спорт (психология спорта), кадровая служба (психодиагностика), военное дело (военная психология) и т. п. и/или обнаружить базовые принципы, которые могут быть применены таким образом.

4.Тестология (от англ. test — проба, греч. logos — знание) — междисциплинарная наука о создании качественных и научно обоснованных измерительных диагностических методик. В психологии содержание тестологии во многом совпадает с содержанием дифференциальной психометрики. Но принципы и методы тестологии выходят за рамки психологии. Они широко применяются в других отраслях науки и практики — в педагогике, медицине, технике, менеджменте (профессиональный отбор). В каждой из этих отраслей методы тестологии имеют общие черты, связанные с обеспечением таких свойств тестовых методик, как валидность, надежность, эффективность и т. п.

Основы экспериментальной  психологии были заложены физиологами, что отразилось на первоначальных методах  исследования. Возникновение экспериментальной  психологии связывают с выдающимся немецким ученым В. Вундтом (1832-1920), который  основал в 1879 г. самую первую психологическую  лабораторию.

В. Вундт, хотя и считал, что высшие психические  функции, составляющие сущность исследования личности, не подлежат экспериментальному изучению, в лабораторных условиях впервые экспериментально исследовал восприятие, память, внимание, скорость реагирования и т. п.

Развитие  дифференциальной психологии в Европе связывают с именем психолога В. Штерна (1871-1938), который призывал психологов заниматься не только исследованием общих психических закономерностей, но также и индивидуальностью.  В 1900 г. опубликовал работу «О психологии индивидуальных различий. Позднее Штерн ввел понятие коэффициента интеллекта (IQ).

Собственно  понятие «психодиагностика» появилось  в публикации Г. Роршаха в 1921 г., «Психодиагностика: диагностический тест, основанный на восприятии» ( Восприятие, перцепция (от лат. perceptio) — познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. ), где был описан знаменитый тест «пятна Роршаха».( Это один из тестов, применяемых для исследования личности и её нарушений. Испытуемому предлагается дать интерпретацию десяти симметричных относительно вертикальной оси чернильных клякс. Каждая такая фигура служит стимулом для свободных ассоциаций — испытуемый должен назвать любые возникающие у него слово, образ или идею. Тест основан на предположении, согласно которому то, что индивид «видит» в кляксе, определяется особенностями его собственной личности.)

Прикладная  психология, в которой тот же В. Штерн в 1903 г. выделил психологическую  оценку (диагностику) и психологическое  воздействие (технику), развивалась  в связи с запросами таких  значимых областей человеческой деятельности, как педагогика, медицина (прежде всего  психиатрия) и производство.

Тестология, то есть методы измерения психических свойств с помощью специальных испытаний, берет свое начало от работ Ф. Гальтона, который и предложил впервые этот термин.

В XX веке психодиагностика и ее приложения интенсивно разрабатывались, и в настоящее время образуют разветвлённую структуру методов и методик. Средства современной психодиагностики разделяются на две группы: строго формализированные методики, и методики малоформализованные.

К строго формализованным  методикам относятся тесты, опросники, некоторые методики проективной  техники и психофизиологические методики. Для строго формализованных  методик характерны детальная регламентация, стандартизация (установление единообразия проведения обработки и представления  результатов диагностических экспериментов), объективизация процедуры обследования или испытания (точное соблюдение инструкций, строго определенные способы предъявления стимульного материала, невмешательство  исследователя в деятельность испытуемого  и др.), надежность, вали́дность— (мера соответствия того, насколько методика и результаты исследования соответствуют поставленным задачам.)

Малоформализованные методики — это наблюдения, беседы и интервью, анализ продуктов деятельности. Они дают ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические процессы и явления, которые мало поддаются объективизации и формализации (например, плохо осознаваемые субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т. д.). Малоформализованные методики очень трудоемки (например, наблюдения за обследуемым осуществляются иногда в течение нескольких месяцев) и требуют большого профессионального мастерства и опыта психодиагноста.

Малоформализованные и строго формализованные диагностические методики дополняют друг друга и должны использоваться в комплексе. Развитие новых интеллектуальных методов анализа данных постепенно расширяет область применения компьютеров в психодиагностике[8]. Новые технологии позволяют использовать имитацию психологической интуиции компьютерными системами.

Про тесты.

По Р. Пэнто и М. Гравитц (1972) слово «тест» происходит из старофранцузского языка и является синонимом слова «чашка» (лат. testa — ваза из глины). Этим словом обозначали небольшие сосуды из обожженной глины, использовавшиеся алхимиками для проведения опытов.

Психологическое содержание термин «тест» получил в  конце XIX в. В психодиагностике известны разнообразные классификации тестов:

по форме  процедуры обследования — групповые  и индивидуальные;

по направленности — тесты способностей, тесты личности и тесты отдельных психических  функций;

в зависимости  от наличия или отсутствия временных  ограничений — тесты скорости и тесты результативности.

За последние  десятилетия многие известные тесты  были приспособлены к компьютерной среде (предъявление, обработка данных и др.), их можно обозначить как  тесты компьютеризированные. Активно  разрабатываются тесты, изначально конструируемые с учетом возможностей современной вычислительной техники.

Описанная классификация  опирается на реализуемый в тестах диагностический подход. Термин «тест» используется наряду с другим термином — методика (иногда — техника).

 

Коэффициент интеллекта(Штерн)

Проблема  определения коэффициента интеллекта в настоящее время является весьма актуальной.

Стоит отметить громадный интерес среди онлайн пользователей к тестам интеллекта.

Обладателей высоких баллов IQ принято ассоциировать  с наиболее способной и успешной в социальном отношении частью общества. В действительности, прямопорциональная связь между коэффициентом интеллекта и психологичекой адаптацией наблюдается далеко не всегда.

Различные справочники  и пособия по психологии дают самые  разнообразные определения понятия  «интеллект», единого мнения не существует, это связано, вероятно, с множеством школ, изучающих интеллектуальные способности.

В современной  науке принято придерживаться разработанной  западными специалистами психометрической модели интеллекта.

Психометрическая  модель признана традиционной и базируется на следующих аксиомах:

1.Допускается существование единой всепроницающей способности, названной общим интеллектом, или G (от англ.general - общий, g-фактор Ч.Спирмена, 1904).( Чарльз Э́двард Спи́рмен (10 сентября 1863 — 17 сентября 1945) — английский психолог, профессор Лондонского и Честерфилдского университетов. Разработчик многочисленных методик математической статистики. Создатель двухфакторной теории интеллекта и техники факторного анализа. Кроме прочего, Спирмен открыл, что результаты даже несравнимых когнитивных тестов отражают единый фактор, который он назвал g-фактором (g factor).

2.Общий интеллект имеет биологическую основу, а поэтому высоко коррелирует с наследственностью (h) и различными психофизиологическими показателями.

3.Тесты интеллекта измеряют биологический интеллект.

4.Психометрическая модель интеллекта постоянно развивается, в рамках исследований установлена связь IQ со скоростью передачи нервного импульса и тд.

Мы постоянно  сталкиваемся с вопросом «Что же такое  интеллект?». Рассмотрим некоторые  определения данного понятия:

Интеллект –  это то, что измеряется тестами  интеллекта (Boring, 1923).

Интеллект –  это обобщенная способность к  обучению, традиционно школьному.

Интеллект –  это способность к отвлеченному абстрактному мышлению.

Интеллект –  это то, что обеспечивает эффективность  адаптации, поведения в сложной среде.

Большинство современных школ ориентировано  на коэффициент интеллекта – IQ.

Коэффициент интеллекта (Intelligence Quotient – IQ) предложен В. Штерном в 20 гг. 19-го века.

Строгой классификации  тестов IQ не существует. В отечественной  и зарубежной литературе используются следующие термины: тесты интеллекта, тесты специальных способностей, тесты общего интеллекта, тесты общих  способностей. Принято разграничивать эту группу методик на измеряющие общий интеллект и измеряющие специальные способности.

Анекдоты

  -Hа вечеринке, девочка лет шести, подходит ко всем гостям с листком бумаги на котором нарисована какая-то каляка-маляка.

- Что это  такое?

Первый гость:

- Hу, это наверное лошадка, да? Вот грива, вот хвостик

К следущему. Что это такое?

Второй гость:

- Это цветочек. Вот лепесточки, а вот и стебелек, да?

Тот же вопрос третьему

- Да это  же бабочка. Ах, какая красивая. Только вот у нее одно крылышко  немножко кривое получилось...

Девочка всех обошла, потом поворачивается и громко:

- Больные  вы все. Это тест Роршаха.

 

Психиатр  говорит коллеге:

- Знаешь, недавно  у меня появился пациент, который  вообразил себе, что он автомобиль!

- И как  ты думаешь его лечить?

- Лечить? Да  я на нём домой езжу!

 

- Почему вы  думаете, что у вас раздвоение  личности?

- Кого из  нас вы сейчас спрашиваете?

 

- Сейчас  мы будем тестировать вас на IQ.

- А что  это такое?

- Спасибо,  для вас тест окончен!


Информация о работе Психодиагностика. Психодиагностика складывалась в конце XIX — начале XX столетий