Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 13:39, реферат
В работе описаны основные методики индивидуально-психологических и психофизиологических методик. История формирования психологической диагностики личности, а так же ученые и психологи, работающие в этом направлении.
Диагностику можно определить как особый вид познания. Результатом такого познания является диагноз или заключение о принадлежности сущности, выраженной в едином, к определенному, установленному наукой классу. Любая методика служит для оценки личности путем интерпретации моделей поведения, наблюдаемых в разных условиях. Важнейшим показателем ее качества является возможность прогноза поведения обследуемого субъекта. Психодиагностика разрабатывает общую теорию психологического измерения, частные теории и методики оценивания.
Психодиагностика. Психодиагностика складывалась в конце XIX — начале XX столетий.
(от греч. psy - душа, diagnosis - распознавать) – это отрасль психологии, предназначенная для измерения, оценки и анализа индивидуально-психологических и психофизиологических особенностей личности или группы людей, объединенных по какому-либо признаку.
Термин ввел в употребление Г. Роршах в 1921 году.
Диагностику можно определить как особый вид познания. Результатом такого познания является диагноз или заключение о принадлежности сущности, выраженной в едином, к определенному, установленному наукой классу. Любая методика служит для оценки личности путем интерпретации моделей поведения, наблюдаемых в разных условиях. Важнейшим показателем ее качества является возможность прогноза поведения обследуемого субъекта. Психодиагностика разрабатывает общую теорию психологического измерения, частные теории и методики оценивания.
Психодиагностика является областью психологической практики, ее возникновение было обусловлено необходимостью познания людей в их реальной жизнедеятельности (для изучения степени их психического развития, готовности к выполнению учебных, трудовых и общественных функций).
Этапы развития психодиагностики
1.Экспериментальная психология— общее обозначение всех видов научно-психологических исследований, осуществляемых посредством различных экспериментальных методов.
Экспериментальная психология представляет собой не какой-то особый вид психологии, а общий методологический подход, охватывающий самые различные области психологической науки.
2.Дифференциальная психология— раздел психологической науки, который изучает психологические различия, типологические различия психологических проявлений у представителей различных социальных, классовых, этнических, возрастных и других групп.
Дифференциальная
психология систематизирует индивидуальные
различия и разные методы их диагностики,
а также количественно
3.Прикладная психология— общий термин, используемый для обозначения всех тех отраслей психологии, которые стремятся применить принципы, открытия и теории психологии на практике в смежных областях, таких как образование (педагогика), промышленность (эргономика), маркетинг, опрос общественного мнения, музыка (музыкальная психология), спорт (психология спорта), кадровая служба (психодиагностика), военное дело (военная психология) и т. п. и/или обнаружить базовые принципы, которые могут быть применены таким образом.
4.Тестология (от англ. test — проба, греч. logos — знание) — междисциплинарная наука о создании качественных и научно обоснованных измерительных диагностических методик. В психологии содержание тестологии во многом совпадает с содержанием дифференциальной психометрики. Но принципы и методы тестологии выходят за рамки психологии. Они широко применяются в других отраслях науки и практики — в педагогике, медицине, технике, менеджменте (профессиональный отбор). В каждой из этих отраслей методы тестологии имеют общие черты, связанные с обеспечением таких свойств тестовых методик, как валидность, надежность, эффективность и т. п.
Основы экспериментальной
психологии были заложены физиологами,
что отразилось на первоначальных методах
исследования. Возникновение
В. Вундт, хотя и считал, что высшие психические функции, составляющие сущность исследования личности, не подлежат экспериментальному изучению, в лабораторных условиях впервые экспериментально исследовал восприятие, память, внимание, скорость реагирования и т. п.
Развитие дифференциальной психологии в Европе связывают с именем психолога В. Штерна (1871-1938), который призывал психологов заниматься не только исследованием общих психических закономерностей, но также и индивидуальностью. В 1900 г. опубликовал работу «О психологии индивидуальных различий. Позднее Штерн ввел понятие коэффициента интеллекта (IQ).
Собственно понятие «психодиагностика» появилось в публикации Г. Роршаха в 1921 г., «Психодиагностика: диагностический тест, основанный на восприятии» ( Восприятие, перцепция (от лат. perceptio) — познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. ), где был описан знаменитый тест «пятна Роршаха».( Это один из тестов, применяемых для исследования личности и её нарушений. Испытуемому предлагается дать интерпретацию десяти симметричных относительно вертикальной оси чернильных клякс. Каждая такая фигура служит стимулом для свободных ассоциаций — испытуемый должен назвать любые возникающие у него слово, образ или идею. Тест основан на предположении, согласно которому то, что индивид «видит» в кляксе, определяется особенностями его собственной личности.)
Прикладная психология, в которой тот же В. Штерн в 1903 г. выделил психологическую оценку (диагностику) и психологическое воздействие (технику), развивалась в связи с запросами таких значимых областей человеческой деятельности, как педагогика, медицина (прежде всего психиатрия) и производство.
Тестология, то есть методы измерения психических свойств с помощью специальных испытаний, берет свое начало от работ Ф. Гальтона, который и предложил впервые этот термин.
В XX веке психодиагностика и ее приложения интенсивно разрабатывались, и в настоящее время образуют разветвлённую структуру методов и методик. Средства современной психодиагностики разделяются на две группы: строго формализированные методики, и методики малоформализованные.
К строго формализованным
методикам относятся тесты, опросники,
некоторые методики проективной
техники и психофизиологические
методики. Для строго формализованных
методик характерны детальная регламентация,
стандартизация (установление единообразия
проведения обработки и представления
результатов диагностических
Малоформализованные методики — это наблюдения, беседы и интервью, анализ продуктов деятельности. Они дают ценные сведения об испытуемом, особенно когда предметом изучения выступают такие психические процессы и явления, которые мало поддаются объективизации и формализации (например, плохо осознаваемые субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т. д.). Малоформализованные методики очень трудоемки (например, наблюдения за обследуемым осуществляются иногда в течение нескольких месяцев) и требуют большого профессионального мастерства и опыта психодиагноста.
Малоформализованные и строго формализованные диагностические методики дополняют друг друга и должны использоваться в комплексе. Развитие новых интеллектуальных методов анализа данных постепенно расширяет область применения компьютеров в психодиагностике[8]. Новые технологии позволяют использовать имитацию психологической интуиции компьютерными системами.
Про тесты.
По Р. Пэнто и М. Гравитц (1972) слово «тест» происходит из старофранцузского языка и является синонимом слова «чашка» (лат. testa — ваза из глины). Этим словом обозначали небольшие сосуды из обожженной глины, использовавшиеся алхимиками для проведения опытов.
Психологическое содержание термин «тест» получил в конце XIX в. В психодиагностике известны разнообразные классификации тестов:
по форме процедуры обследования — групповые и индивидуальные;
по направленности — тесты способностей, тесты личности и тесты отдельных психических функций;
в зависимости от наличия или отсутствия временных ограничений — тесты скорости и тесты результативности.
За последние десятилетия многие известные тесты были приспособлены к компьютерной среде (предъявление, обработка данных и др.), их можно обозначить как тесты компьютеризированные. Активно разрабатываются тесты, изначально конструируемые с учетом возможностей современной вычислительной техники.
Описанная классификация опирается на реализуемый в тестах диагностический подход. Термин «тест» используется наряду с другим термином — методика (иногда — техника).
Коэффициент интеллекта(Штерн)
Проблема определения коэффициента интеллекта в настоящее время является весьма актуальной.
Стоит отметить громадный интерес среди онлайн пользователей к тестам интеллекта.
Обладателей высоких баллов IQ принято ассоциировать с наиболее способной и успешной в социальном отношении частью общества. В действительности, прямопорциональная связь между коэффициентом интеллекта и психологичекой адаптацией наблюдается далеко не всегда.
Различные справочники
и пособия по психологии дают самые
разнообразные определения
В современной
науке принято придерживаться разработанной
западными специалистами
Психометрическая модель признана традиционной и базируется на следующих аксиомах:
1.Допускается существование единой всепроницающей способности, названной общим интеллектом, или G (от англ.general - общий, g-фактор Ч.Спирмена, 1904).( Чарльз Э́двард Спи́рмен (10 сентября 1863 — 17 сентября 1945) — английский психолог, профессор Лондонского и Честерфилдского университетов. Разработчик многочисленных методик математической статистики. Создатель двухфакторной теории интеллекта и техники факторного анализа. Кроме прочего, Спирмен открыл, что результаты даже несравнимых когнитивных тестов отражают единый фактор, который он назвал g-фактором (g factor).
2.Общий интеллект имеет биологическую основу, а поэтому высоко коррелирует с наследственностью (h) и различными психофизиологическими показателями.
3.Тесты интеллекта измеряют биологический интеллект.
4.Психометрическая модель интеллекта постоянно развивается, в рамках исследований установлена связь IQ со скоростью передачи нервного импульса и тд.
Мы постоянно сталкиваемся с вопросом «Что же такое интеллект?». Рассмотрим некоторые определения данного понятия:
Интеллект – это то, что измеряется тестами интеллекта (Boring, 1923).
Интеллект – это обобщенная способность к обучению, традиционно школьному.
Интеллект – это способность к отвлеченному абстрактному мышлению.
Интеллект – это то, что обеспечивает эффективность адаптации, поведения в сложной среде.
Большинство современных школ ориентировано на коэффициент интеллекта – IQ.
Коэффициент интеллекта (Intelligence Quotient – IQ) предложен В. Штерном в 20 гг. 19-го века.
Строгой классификации
тестов IQ не существует. В отечественной
и зарубежной литературе используются
следующие термины: тесты интеллекта,
тесты специальных
Анекдоты
-Hа вечеринке, девочка лет шести, подходит ко всем гостям с листком бумаги на котором нарисована какая-то каляка-маляка.
- Что это такое?
Первый гость:
- Hу, это наверное лошадка, да? Вот грива, вот хвостик
К следущему. Что это такое?
Второй гость:
- Это цветочек. Вот лепесточки, а вот и стебелек, да?
Тот же вопрос третьему
- Да это
же бабочка. Ах, какая красивая.
Только вот у нее одно
Девочка всех обошла, потом поворачивается и громко:
- Больные вы все. Это тест Роршаха.
Психиатр говорит коллеге:
- Знаешь, недавно
у меня появился пациент,
- И как ты думаешь его лечить?
- Лечить? Да я на нём домой езжу!
- Почему вы думаете, что у вас раздвоение личности?
- Кого из нас вы сейчас спрашиваете?
- Сейчас мы будем тестировать вас на IQ.
- А что это такое?
- Спасибо, для вас тест окончен!
Информация о работе Психодиагностика. Психодиагностика складывалась в конце XIX — начале XX столетий