Психодиагностика жестов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 16:00, контрольная работа

Описание работы

Жесты являются языком общения – мы их вполне понимаем. Только интуитивно. Так что самый простой способ понять значение жеста – это вывести его на осознание.
Действительно, а зачем все эти сложности с жестами, голосом и мимикой, если можно просто рассказать. Словами. Без этих ваших штук. Можно. Рассказать. Только вряд ли это будет услышано. Ну то есть кто-то что-то услышит. Если не заснёт. Людям как-то нравится невербалика, особенно во время выступления. Без неё им становится скучно, непонятно и вообще не завлекает. Ну а так как жесты одно из основных «выразительных средств», то про них разговор в первую очередь.
Итак, что дают жесты во время выступления.

Содержание работы

1. Жесты. Виды жестов…………………………………………………….3
2. Диагностика некоторых жестов………

Файлы: 1 файл

психодиагностика.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Ивановская  Государственная  Текстильная Академия

(ИГТА) 
 
 
 
 

Кафедра Философии и Отечественной истории 
 
 

Контрольная работа 
 
 
 

 

по дисциплине «Психодиагностика» 
 
 

тема: Психодиагностика жестов 
 

Выполнила:

Базунова  А. А.

Студентка 2 курса.

Долг  за 2010-2011 уч. год

№ договора Н.39/2009 по от 13.10.2009

Проверил: 
 
 
 
 
 
 

                                                                                   Иваново

2012 
 
 

     Содержание

     1. Жесты. Виды жестов…………………………………………………….3

     2. Диагностика некоторых жестов……………………………………..….8 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Жесты. Виды жестов.

     Жесты являются языком общения – мы их вполне понимаем. Только интуитивно. Так что самый простой способ понять значение жеста – это вывести его на осознание.

     Действительно, а зачем все эти сложности  с жестами, голосом и мимикой, если можно просто рассказать. Словами. Без этих ваших штук. Можно. Рассказать. Только вряд ли это будет услышано. Ну то есть кто-то что-то услышит. Если не заснёт. Людям как-то нравится невербалика, особенно во время выступления. Без неё им становится скучно, непонятно и вообще не завлекает. Ну а так как жесты одно из основных «выразительных средств», то про них разговор в первую очередь.

Итак, что  дают жесты во время выступления.

     Первое  – они позволяют сделать выступление  более эмоционально окрашенным, задать оценки словам. А то ведь слушателю не понятно, что более важно, что менее, а вот это вообще юмор.

     Второе  – жесты позволяют лучше понять содержимое. Знаете, как картинки в книжке. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Это пословица, кто не помнит.

     Третье  – при помощи жестов можно «адресовать» информацию, сообщить к кому конкретно она относится. Вот это для поваров, а это для сталеваров.

     Четвёртое – жесты помогают структурировать информацию. Разложить по полочкам.

Есть  жесты «договорные» - договорились как-то, что большой палец вверх обозначает «хорошо», «умоляю» - молитвенно сложенные руки, а растопыренные указательный и средний «победа». А поднятый средний …, ну сами знаете.А так же всякие «застрелиться», «задушиться», «повеситься», просто символизирующие соответствующее действие.

     Условно жесты можно разделить на визуальные и кинестетические. Визуальные жесты указующие – говорящий показывает, где должен находиться описываемый им образ. Или показывает на реального человека или предмет.

     Кинестетические жесты передают состояние, напряжение, показывают конкретное действие.

     Так как визуальные жесты задают направление, при их помощи, в основном, обозначается положение образа. А вот передаваемое состояние – интересно, приятно, грустно, восхитительно, – передаётся другими невербальными средствами – напряжением мышц, голосом, мимикой.

     Есть  всего несколько оценочных вещей, которые можно передать при помощи «чисто» визуальных жестов, например важность. Обычно чем выше образ – тем он важнее. А указать на этот образ можно пальцем, ладонью и даже головой. Для кинестетических жестов важность скорее передаётся уровнем тонуса мышц – ладони, руки.

     При этом понятно, что абсолютно чётко разделить визуальные и кинестетические жесты не получится – если мы двигаем рукой, то есть хоть какое-то напряжение мышц. И кинестетический жест хоть на что-то показывает. Даже больше – для конгруэтности жеста нужно учитывать как «визуальную», так и «кинестетическую» составляющие. Например, если речь о чём-то действительно важном, должно быть соответствующее напряжение мышц. Иначе будут совершенно разные сообщения.

     Так что наверно более правильно  стоит говорить о «визуальной» и  «кинестетической» составляющей жестов. Просто если «визуальной» составляющей жеста больше, я буду писать про визуальные жесты, если «кинестетической» - о кинестетических. Это просто удобство описания.

Жестами можно показать не только оценку –  важно, интересно, плохо, - но и к кому эта оценка относится. Удобно эти сообщения поделить на три группы – о себе, слушателях и информации. Вот это тот самый пример, когда при помощи жестов мы указываем, к кому относится информация.

     Кинестетические жесты, в этом смысле, более безличные – оценку показал, а к чему кому или чему она относится понять можно либо со слов, либо при помощи визуальных жестов.

     Иллюстраторы  и манипуляторы

     Пол Экман, специалист по калибровке лжи (он был консультантом сериала «Теория  Лжи» и главный герой как бы его изображает) выделяет два типа невербальных сообщений – иллюстраторы и манипуляторы. Иллюстраторы, как следует из названия, помогают лучше понять слова, как картинки в книжке. А вот манипуляторы сообщают о волнении, которое человек хочет снять. То есть человек волнуется и начинает тереть разные чувствительные места, чтобы это чувство перебить – шею, нос, ухо, веко. Или предметы на/в теле – кольца, серёжки, часы. К манипуляторам так же можно отнести прикусывание и касание губ.

     Манипуляторы  совсем не обязательно сообщают о лжи – они сообщают о волнении. А вот по какому поводу волнение – неуверенность, сомнение, желание скрыть сексуальное возбуждение – это уже зависит от ситуации. Так что однозначное значение приписать манипулятору нельзя.

     Другое  дело, что когда во время выступления оратор начинает тереть шею или крутить кольцо на пальце, залом это как раз может восприниматься как неуверенность в себе или попытка соврать. Так что настоятельная рекомендация следить за своими руками.

Но при  этом при помощи демонстративных манипуляторов как раз можно показывать «сложные» чувства – например, замешательство от «дурацкого» вопроса или задумчивость.

     Жесты для понимания

     Жестами можно не давать новой информации, но «проиллюстрировать» то, что вы говорите. Это усиливает впечатление и помогает лучше понять говорящего. А то может у слушателя со слухом плохо, или привык к телевиденью – без картинок текст воспринимается плохо.

- Я думаю, - и показать на место, которым  думаете.

- Он  был вот такого роста, - и показать  рукой, какого он был роста.

- Когда  вы слышите, - и жест на ухо. …

     Оценка

     Тут достаточно однозначно описать не получится  – значение жеста будет зависеть от выражения лица, голоса, наклона  туловища, направления взгляда и  т.д. Так что все варианты ниже нужно читать как: возможно, скорее всего.

   В этой группе находятся оценочные  жесты. А у оценки будет несколько  основных параметров, которые и передаются разными элементами жестов (а так  же мимики, голоса и поз). Основные характеристики оценки:

  • Уровень важности. Невербально передаётся уровнем эмоциональноговозбуждения (уровнем адреналина).
  • Знак. Его довольно сложно передать жестами, так что обычно передаётся мимикой и голосом.
  • Уверенность - сомнение. Степень уверенности в том, о чём говоришь.

   Уровень важности

   Визуально – чем важнее, тем выше и шире. Кинестетически передаётся степенью напряжением мышц, скоростью и резкостью движений. 

      Интенсивность переживания так же можно показать через метафору его «размера» - как  если бы оценка была предметом. 

      Кинестетически  важность показывается через «весомость» – чем тяжелее предмет, тем более сильное чувство. Часто рукой даже покачивают, как будто взвешивают чувство.  

     Уверенность – сомнение

Еще одна важная характеристики оценки – уровень  уверенности, или сомнения, как кому больше нравится.

     Визуально сильное сомнение передаётся пожиманием плеч, покачивающими движениями кистей рук. Уверенность – четкими направленными  движениями.

     Искренность

     К уверенности близка демонстрация искренности: - Я верю в то, что говорю. Само-собой, при этом должна быть соответствующая мимика и «искренний» голос, а то может получиться что-то совершенно другое. Либо наоборот, движения расслабленных ладоней от себя: - От души говорю. 

      Ещё один вариант – расслабленные  раскрытые ладони в сторону слушателя  или расслабленные кисти в свою сторону. Только плечи поднимать не надо, а то получится: «Я не виноват. Честно – честно». 

      Согласие – не согласие

     Согласие  передаётся обычно согласным киванием головы, а так же мимикой и голосом. Для отрицания есть специальные  жесты. Например, отодвигающий жест ладонь. Ещё головой можно отрицательно помотать.1 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Диагностика некоторых жестов

     Анализировать жесты удобнее от более крупных (поворот и наклон головы и корпуса, руки как барьеры; направление носков и скрещенность ног) к мелким (мимика, ладони, рука к голове, пальцы). Считают, что части тела, расположенные ближе к голове, скорее могут давать ложную информацию и выражать симулируемые эмоции из-за того, что их легче сознательно контролировать. Более удаленные от головы части тела скорее выражают действительные эмоции и отношения.

При анализе  жестов рекомендуется следующее:

  • учитывать сочетание жестов, так как значения одних жестов другими могут быть усилены или ослаблены (отсюда и их разное толкование). По последовательности жестов можно проследить, какая тенденция наблюдается у человека — открывается он или закрывается, противоречат ли жесты друг к другу.
  • учитывать контекст ситуации, внешние условия — как они могут влиять на невербалику, на что она направлена.
  • сравнивать жесты с тем, что человек говорит: есть ли противоречия.
  • отмечая, в какой момент у человека появляются жесты (слушает, обдумывает, высказывается, а также после каких элементов сообщения — главных или второстепенных), можно приблизительно судить о важности для него аргументов и то, как происходит в нем процесс расчета;
  • следует стремиться к тому, чтобы партнер по общению был хорошо виден и сидел на невращающемся стуле без подлокотников;
  • техника жестов позволяет не только диагностировать, но и изменять состояние и отношение партнера, строить свое поведение в соответствии с поведением других.

   Изменить  состояние и отношение  партнера можно, изменив  его позу и жесты. Для этого можно посягнуть на его территорию, изменив дистанцию общения; подняться выше (встав) и опуститься ниже (сев), дать ему предмет, попросить наклониться, показать что-нибудь в стороне или подальше от него, зайти сбоку, сзади и т. д.

   Другим  способом является демонстрация своей открытости: легкий наклон головы в сторону, улыбка, контакт глаз на две трети времени общения, открытые ладони и т. п.

   Дозированное  использование доминирующих, агрессивных  и сексуальных жестов способствует раскачке партнера и может оживить  затухающий контакт и усилить  влияние.

   Зная  смысл жестов и поз, можно частично управлять и своим состоянием, просто исполняя те из них, которые нужны. Например, изображая уверенность, ее можно внутренне приобрести.

   Дистанция между общающимися может показать, насколько люди желают контактировать друг с другом. Приближение к вам свидетельствует, что этот человек хочет контактировать с вами. Однако при таком сближении следует учитывать наличие у людей «интимной зоны», вторжение в которую посторонних вызывает у них дискомфорт, выделение адреналина, увеличение частоты сердечных сокращений, прилив крови к голове и мышцам, т. е. сдвиги в организме, направленные на подготовку к бегству или отпору.

Информация о работе Психодиагностика жестов