Психодрама как метод

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 03:09, реферат

Описание работы

1. Основные понятия и принципы психодрамы.
2. Процедура проведения психодраматического метода.
3. Техники и приемы психодрамы.
Литература:
1. Рудестам К. Групповая психотерапия
2. Классен И.А. Практическая психотерапия
3. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия
4. Сидоренко Е.В. Психодраматический и недирективный подходы в групповой работе
5. Лейтц Психодрама

Файлы: 1 файл

Psikhodrama.doc

— 46.50 Кб (Скачать файл)

 Психодрама.

План.

  1. Основные понятия и принципы психодрамы.
  2. Процедура проведения психодраматического метода.
  3. Техники и приемы психодрамы.

Литература:

  1. Рудестам К. Групповая психотерапия
  2. Классен И.А. Практическая психотерапия
  3. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия
  4. Сидоренко Е.В. Психодраматический и недирективный подходы в групповой работе
  5. Лейтц Психодрама

«Жизненное пространство реального мира часто бывает узким и ограничивающим; в нем можно легко потерять равновесие. На сцене можно вновь обрести его благодаря методологии свободы — свободы от невыносимого стресса и свободы переживаний и выражения».

«Весь мир – театр, все: – женщины, мужчины в нем актеры, у каждого свои есть выходы, уходы и каждый не одну играет роль»

1. Психодрама — это метод, который использует инсценирование личного опыта через проигрывание ролей на сцене в специально созданных условиях, направленных на активизацию психических процессов участников (Kipper D. А., 1988). По мнению Морено, для того чтобы добиться катарсиса, осознания, интеграции, более гармоничной адаптации личности к обществу, методов беседы, дискуссии и группового анализа недостаточно. В его группах в процессе обычного словесного обсуждения часто кто-либо из членов группы начинал переживать проблему с такой интенсивностью, что одни слова его уже не удовлетворяли. Тогда Морено предложил проиграть эту ситуацию, воспроизвести тот или иной эпизод, то есть фактически «прожить» его, причем более полно, чем это возможно в реальной жизни. Очень часто проблема такого участника являлась общей для всех членов группы.

Морено исходил из того, что человек обладает естественной способностью к игре и, исполняя различные  роли, получает возможность экспериментировать с реалистичными и нереалистичными  жизненными ролями, творчески работать над собственными проблемами и конфликтами. В холе разыгрывания ситуаций возникают спонтанность, креативность, подлинная эмоциональная связь между участниками ситуации, катарсис, способствующие развитию творческой активности и достижению инсайта. Все это создает благоприятную основу для творческого переосмысления собственных проблем и конфликтов, выработки более глубокого и адекватного самопонимания, преодоления неконструктивных поведенческих стереотипов и способов эмоционального реагирования, формирования нового, адекватного поведения и новых способов эмоционального реагирования.

2. Всякая психодрама включает в себя следующие элементы:

1. Режиссер-постановщик  психодрамы (director) – ведущий. Функции ведущего заключаются в организации психодраматического действия, пространства, создании атмосферы доверия, стимулировании участников к спонтанности, подготовке протагониста и всей группы к ролевой игре («разогрев»), выявлении проблем и переживаний клиента, комментировании, включении вспомогательных персонажей, организации обсуждения, эмоционального обмена, анализа интерпретации происходящего.

2. Протагонист — главное действующее  лицо драмы, тот человек, чья  проблема, ситуация в данный момент  проигрывается.

3.  Вспомогательные игроки, или вспомогательные эго (auxilliary ego) — партнеры протагониста в психодраме: либо сам режиссер, либо его помощники, специально натренированные для исполнения различных ролей, либо члены группы. Вспомогательные игроки могут быть выбраны протагонистом или назначены режиссером. Им может быть предложена любая роль — например, значимого другого (отца, матери, возлюбленного и др.); предмета (часов, игрушки, лестницы, коридора и др.); эмоции (страха, гнева, открытости) и др.

Выделяют несколько  основных функций «вспомогательных "Я"»:

- сыграть роль, которая необходима протагонисту для  реализации замысла;

- помочь понять, как протагонист воспринимает взаимоотношения с другими персонажами действия;

- сделать видимыми неосознаваемые протагонистом отношения; направлять протагониста  в решении проблем и конфликтов;

- помочь протагонисту перейти от драматического действия к реальной жизни.

4. Зрители — все остальные  члены группы, не принимающие непосредственного участия в психодраматическом действии, но обсуждающие ситуацию после ее завершения не только относительно протагониста и участников психодрамы, но и применительно к самим себе.

В японском варианте психодрамы фактически отсутствует категория зрителей, так как все участники группы вовлечены в действие и исполняют роли людей, деревьев, предметов мебели, гор, солнца и т. п. Это позволяет всем оказаться вовлеченным в мир протагониста (Mashino H., 1988).

5. Сцена — пространственная  организация психодраматического  действия (Yablonsky L., 1976

При отсутствии сцены начало психодрамы может ознаменовываться превращением «малого круга» в «большой круг», освобождающий место в центре для действия. Режиссер может ходить с протагонистом по кругу, выясняя все обстоятельства сцены. В эти моменты протагонист должен осознавать, чувствовать, что психодраматист с ним, иногда даже — что они одни.

Процесс П. включает три  основные фазы: инициальную, или подготовительную («разогрев»); собственно драматическое действие; обсуждение (предоставление обратной связи и эмоциональный обмен).

1. В инициальной фазе происходит выбор протагониста, получение диагностического материала, предварительное обсуждение проблемы и самой ситуации с протагонистом, подготовка протагониста и других участников, организация пространства для психодраматического действия. Обычно в инициальной фазе проводится разминка, задачи которой в стимулировании спонтанности участников, ослаблении страха, тревоги и беспокойства, снятии защиты, создании соответствующей эмоциональной атмосферы. Для этого используются различные вспомогательные приемы: дискуссия, «живые скульптуры», импровизации, разыгрывание сказок или фантастических ситуаций и пр.

Разогрев — фаза, на которой режиссер выбирает протагониста, чья драма будет инсценирована. На этой фазе режиссер должен проявить истинную эмпатию, чтобы почувствовать, кто может и должен быть сейчас протагонистом и какая проблема наиболее актуальна в данный момент для протагониста и для группы.

В психодраматических сессиях  Дональда Физи (Великобритания) в Психоневрологическом институте им В. М. Бехтерева (1991) участникам предлагалось самим вызваться на роль протагониста. Если желающих оказывалось несколько, Дональд Физи предлагал им оценить силу своего стремления быть протагонистом именно сейчас, а остальным участникам — сказать, над чьей ситуацией из двух-трех предложенных им хотелось бы сейчас работать. Как правило, избиралась та ситуация, над которой хотело бы работать большинство участников.

На стадии разогрева  режиссер использует техники, позволяющие  ввести протагониста в ту жизненную  ситуация, которая будет разыграна в психодраме.

Главная цель режиссера  — сделать так, чтобы проблема была представлена в конкретном виде, с точной соотнесенностью времени и места действия, и добиться того, чтобы протагонист вспомнил, кто присутствовал при этих событиях. В процессе интервью режиссер развивает представление о месте действия: какие значимые другие присутствовали при этой сцене, какого цвета были стены в комнате, какими звуками это событие сопровождалось, какая там была мебель, значимые предметы, какое это было время, какая одежда была в тот момент на протагонисте, в каком положения он находился (сидел, стоял и т. п.) и в каком он настроении (тогда и теперь).

2. Период действия  — фаза инсценирования психодрамы, в идеальном случае приводящая  протагониста к катарсису и инсайту. Вторая фаза — разыгрывание ролевой ситуации, или психодраматическое действие. В ходе ее пациент может достичь катарсиса и осознать свои истинные чувства, отношения, установки, проблемы и конфликты. Облегчить эти процессы помогает целый ряд техник: «зеркало», «двойники», «другие Я», монолог, диалог, построение будущего, проба реальности и др.

3. Третья фаза — фаза обсуждения, или интеграции, — является завершающей.  По сути дела, эта фаза состоит в предоставлении протагонисту обратной связи двух видов — ролевой и идентификационной. Первая — обратная связь «из роли». Здесь протагонист получает информацию о том, что чувствовали его непосредственные партнеры, о чем они думали, что им вделось сделать или сказать протагонисту и пр. во время разыгрывания психодраматической ситуации. Таким образом, протагонист имеет возможность посмотреть на себя глазами партнера. Например, женщина, которая была протагонистом, разыгрывала ситуацию разговора с сыном, которого она убеждала в том, что ему пора быть взрослым и самостоятельным. При этом ее высказывания и поведение, сама ситуация разговора, вся обстановка свидетельствовали, что ее истинным желанием было не отпускать от себя сына ни на шаг. Участник группы, исполнявший роль сына, в процессе ролевой обратной связи сказал ей, что все ее поведение, то, что и как она говорила, вызвало противоположный эффект, создавало для него такие комфортные условия, что ему ничего не хотелось менять в своей жизни и, напротив, возникало желание оставаться маленьким мальчиком. Ролевая обратная связь позволила протагонистке увидеть собственные противоречивые потребности, желания и чувства. Идентификационная обратная связь основана на возможной идентификации с протагонистом или его партнерами зрителей, т. е. тех членов группы, которые не принимали непосредственного участия в разыгрывании психодраматической ситуации. Здесь члены группы, наблюдавшие за ролевой игрой, говорят о том, что чувствовали они, какие переживания, мысли, воспоминания, ассоциации возникали у них. Так, в приведенном выше примере один из участников группы рассказал о том, как он воспринимал повышенную опеку матери, какие чувства это вызывало у него и каким образом он смог преодолеть собственную зависимость от родителей. Другая участница группы говорила о том, как ей трудно было пережить взросление дочери и что помогло ей справиться с этой собственной проблемой. Идентификационная обратная связь, во-первых, предполагает более активное вовлечение всех участников группы в работу над собственными проблемами, во-вторых, предоставляет протагонисту поддержку и позволяет ему почувствовать, что его проблемы и переживания не чужды другим людям, а также может помочь ему увидеть иные возможности преодоления и разрешения существующих проблем и конфликтов.

Фаза обмена чувствами  необходима для того, чтобы протагонист  успокоился, чтобы переживаемый им опыт завершился, поэтому обратная связь, получаемая им на этой фазе от других участников, не должна ставить новых проблем. Скорее протагонист должен почувствовать универсальность, общность человеческого опыта и переживаний. Здесь не место советам и критике в адрес протагониста, каждый говорит лишь о собственных чувствах и возникших у него ассоциациях. Эта фаза нужна и для того, чтобы у каждого участника всплыл собственный материал для психодрамы.

Наиболее успешно П. может использоваться в комплексе с другими методами групповой психокоррекции и психотерапии (в частности, с групповой дискуссией и психогимнастикой), так как препятствует излишней рационализации, интеллектуализации, помогает пациенту выразить трудновербализируемые эмоции и способствует достижению осознания.




Информация о работе Психодрама как метод