Психодраматический подход к психологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 18:49, доклад

Описание работы

Психодрама - терапевтический метод, созданный Якобом Морено и направлен на исследование жизненных ситуаций и конфликтов с помощью воспроизведения или отыгрывания их в действии, а не только с помощью разговоров о них.

Файлы: 1 файл

Психодраматический подход к психологии доклад.rtf

— 116.41 Кб (Скачать файл)

Психодрама - терапевтический метод, созданный Якобом Морено и направлен на исследование жизненных ситуаций и конфликтов с помощью воспроизведения или отыгрывания их в действии, а не только с помощью разговоров о них.

Психодрама стремится открыть "правду" жизни каждого человека в его взаимоотношениях с другими людьми и с окружающим миром. Психодраматическая сессия состоит из трех частей: разогрева, драматического действия и шеринга, -- по ходу сессии применяются многочисленные психодраматические техники. Морено придумал несколько разновидностей психодрамы, в том числе, спонтанную психодраму, запланированную психодраму и ролевой тренинг. Как правило, психодрама предполагает участие группы, но возможна и индивидуальная психодрама, в частности, в случае тяжелых психических заболеваний. В этом случае роли "дополнительных Я" исполняют обученные профессионалы.

Психодрама включает в себя элементы игры, позволяя взрослым и детям решать разнообразные индивидуальные и групповые проблемы. Новаторская деятельность Я. Морено в области разработки групповой психотерапии, теории ролевой игры и прикладных методов социальной психологии (социометрия) всякий раз осуществлялась с опорой на психодраму, которая использовалась в качестве диагностического и лечебного метода.

При этом Я. Морено придавал особое значение не только проявлениям внутриличностной динамики, но и качеству межличностного взаимодействия. Переехав в 1930-е гг. в США и обосновавшись в Нью-Йорке, он начал использовать метод психодрамы в работе с семьями.

В России психодрама существует с 1989 года .

Драматическое искусство создает особые творческие предпосылки для психотерапевтического процесса. Идея же о том, что творчество выступает в качестве важнейшего фактора лечения, является одной из центральных в системе представлений Я. Морено. Это как нельзя более актуально для семейной психотерапии. Многие члены семьи склонны отводить психотерапевту роль судьи и безусловного авторитета.

Драматическое искусство является одной из форм игры. Его исцеляющий потенциал наиболее ярко проявляется в случае, если "актерам" предоставляется наибольшая свобода действий, способствующая проявлению их интуитивных способностей. Сами психотерапевты могут демонстрировать участникам психотерапевтического процесса тот свободный жизнеутверждающий стиль поведения, который вдохновляет их на более активное участие в нем.

Для успеха лечения не обязательно следовать определенному, заранее разработанному сценарию и исполнять определенные роли. Элементы психодрамы могут быть незаметно включены в ход сессий. Поэтому таких известных специалистов в области семейной психотерапии, как С. Минухин или В. Сатир, можно назвать скорее мастерами психодрамы, чем психоаналитиками. Ниже описаны некоторые техники, способствующие достижению наибольшего эффекта в ходе психотерапевтической работы с семьями.

Техники разогрева.

Спонтанность выступает в качестве важнейшей предпосылки творчества. Это одно из основополагающих представлений психодрамы. Творчество - свободная игра, предполагающая тесное взаимодействие сознания и бессознательного. При этом характер действий человека, предполагая направляющую роль сознательного "Я", во многом определяется неосознаваемыми процессами. Для активизации воображения необходим определенный этап "разогрева", который также присутствует в музыкальной импровизации, искусстве клоунады и иных видах творческой деятельности. Важная роль принадлежит лидеру - его способность к спонтанным действиям "заражает" членов семьи и является катализатором поисков ими новых ролевых возможностей.

Было замечено, что спонтанные действия ведут к снижению тревоги. В психотерапевтическом процессе переживаемая клиентом тревога связана со страхом осуждения со стороны окружающих. Он задается вопросом: "Как другие отнесутся к 'моим действиям?" Когда же психотерапевт создает атмосферу игры, это способствует изменению восприятия психотерапевтической ситуации. Члены семьи начинают воспринимать' ее как "не вполне серьезную" и допускающую большую свободу действий. "Давайте попробуем, что из этого получится!" - может предложить психотерапевт. Если же попытка клиента будет не очень успешна, он может сказать: "Не беда, давайте посмотрим, как можно достичь лучшего результата!" Таким образом, психотерапевт внушает клиенту, что психотерапевтический процесс является "полигоном" или "лабораторией", предоставляющими богатые возможности для эксперимента.

Техники "разогрева" позволяют участникам психотерапевтического процесса дистанцироваться от своих переживаний. Опытный специалист может таким образом отвлечь их внимание от актуальных для них проблем и в то же время направить беседу в сторону обсуждения наиболее значимых аспектов их взаимоотношений. Однако вначале необходимо создать условия для психотерапевтического процесса, сформировать ту "творческую арену", на которой его участники смогут играть достаточно свободно, не опасаясь, что их действия будут истолкованы как "неправильные". Тогда любые оплошности могут быть представлены как вполне конструктивные проявления альтернативных форм поведения .

Использование ролевых моделей в консультировании семьи.

"Вся наша жизнь - игра, и все люди в ней - актеры" - это известное изречение Шекспира отражает суть драматического искусства. Его смысл приобретает новый оттенок, если говорить о психотерапевтическом использовании драматического искусства. Оно опирается на представление об ожиданиях людей, преломляемых в их ролевой игре, помогающей осознать многие аспекты жизни. Теория ролевого поведения, таким образом, может составлять основу психодрамы.

Психотерапевт может усилить положительные эффекты лечения, используя особый язык, способствующий установлению с клиентом более тесных, партнерских отношений.

Понятие ролевой динамики является очень важным для обозначения сути психодрамы. Оно помогает осознанию целого ряда значимых аспектов психотерапевтического процесса.

Практически любой человек видел художественные фильмы и принимал участие в каких-либо театрализованных постановках. Поэтому каждый имеет представление о том, что такое роль, какими могут быть роли людей в разных жизненных ситуациях. Это предполагает определенный механизм рефлексии действий каждого участника, реализуемый посредством субличности "внутреннего режиссера" или "комментатора". В психотерапевтическом процессе эта субличность занимает важное место. Играя, дети интуитивно дистанцируются от исполняемых ими ролей, переходя от игры к комментариям; Так, например, ребенок может сказать: "Эй, ты играешь не так; так не бывает" или "Дай я покажу тебе, как надо играть!", "Сейчас я буду ребенком" и т. д. Такие реплики свидетельствуют о том, что он переходит от позиции актера к позиции "внутреннего режиссера".

В сущности, именно этот переход от метакоммуникации и спонтанной игры к саморефлексии составляет суть психотерапии. Сегодня во многих популярных статьях понятие психодрамы используется для обозначения психологически сложных ситуаций, вызывающих у людей глубокие сильные чувства. Это пример неверного использования понятия психодрамы, поскольку в большинстве подобных ситуаций люди не способны к рефлексии своих чувств и поступков и не могут дистанцироваться от своих ролей. Подлинная психодрама предполагает способность людей "отделить" себя от своей роли и осмыслить мотивы своих поступков.

Психодраматический метод с успехом используется в семейной психотерапии. Это может выражаться, например, в том, что психотерапевт предлагает членам семьи разыграть какую-нибудь ситуацию. Иногда предлагают участникам психотерапевтического процесса представить себе, будто они смотрят видеозапись одного из эпизодов своей совместной жизни, и попытаться прокомментировать его, аналогично тому, как делают спортивные комментаторы, освещая ход состязаний. Это позволяет членам семьи занять более творческую позицию и реализовать новые формы поведения.

Представление о роли предполагает, что она включает в себя определенные качества. Они привносят в психотерапевтический процесс различные ожидания и представления его участников и помогают выработать осознанную позицию относительно демонстрируемых форм поведения. Переход от обвинительной позиции к более конструктивной является одной из самых ответственных задач семейной психотерапии, и анализ ролевого поведения позволяет это сделать.

У каждого человека существует внутренний мир, в котором постоянно происходят какие-то воображаемые события. В нас происходит внутренняя драма. Если вывести эту драму наружу и сыграть в ролях с помощью группы людей, то и получится психодрама.

Она имеет много общего с театральной постановкой, но есть и существенные отличия. Одно из главных - это импровизация. В психодраме сюжет, сценарий действия рождается в момент самого действия. Разыгрывается реальный личный опыт человека, и он сам выступает главным действующим лицом в этом спектакле. В этом смысле психодрама реальнее, чем любая придуманная пьеса. Сила психодрамы в том, что есть возможность отойти от этой реальности и использовать фантастическую сверхреальность, где вещи и животные могут говорить, где чувства воплощаются в персонажей, где части личности действуют как самостоятельные герои, где мертвые оживают и где возможны волшебства и чудеса.

Психодраматическая сессия начинается с разогрева, это может быть двигательное или медитативное упражнение, призванное поднять уровень энергии в группе и настроить участников на определенные групповые темы. Затем происходит социометрический выбор протагониста, то есть того участника, на которого в течение данной сессии будет работать вся группа (слово «протагонист» означает «актер, играющий главную роль». Выбор происходит так: ведущий и участники, желающие разобраться со своей темой, выдвигают свои стулья вперед, образуя «внутренний круг». Затем каждый из участников рассказывает, с чем он хотел бы поработать, а люди, сидящие во внешнем круге, внимательно слушают. Когда темы понятны всем, представители внешнего круга делают свой выбор по критерию «какая тема для меня сейчас наиболее актуальна». Очень важно, чтобы выбиралась именно тема, а не человек, который ее представляет, поскольку только в этом случае выбранная для работы тема будет групповой.

После того, как выбор сделан, начинается этап действия. Сцену за сценой протагонист, с помощью участников группы, драматически проигрывает волнующую его ситуацию. Сначала протагонист выбирает из участников группы того, кто будет играть его самого в тех случаях, когда он сам будет в другой роли. Затем - выбираются участники на роли важных для его жизненной ситуации персонажей (это могут быть как реальные люди, так и его фантазии, мысли и чувства). Формы разыгрывания варьируются от буквального воспроизведения реальных событий до постановки символических сцен, никогда не имевших места в реальности. Этап действия заканчивается, когда контракт, заключенный с протагонистом, выполнен, то есть найдено решение проблемной ситуации или протагонист чувствует, что получил достаточно информации о ситуации. Формы завершения этого этапа зависят от контракта, заключенного между ведущим и протагонистом.

После этапа действия проходит шеринг - обмен чувствами между участниками действия и зрителями. Сначала участники, игравшие роли, делятся своими переживаниями «из роли», то есть рассказывают о том, как им было быть, например, мамой протагониста. Затем уже вся группа делится чувствами «из жизни», то есть участники рассказывают о похожих ситуациях, происходивших в их жизни, о чувствах, которые у них были во время действия или наблюдения за ним. Шеринг - очень важная часть групповой работы, выполняющая множество функций, важнейшей из которых является возможность для группы вернуть протагонисту ту душевную энергию, которую он вложил, а для протагониста - возможность почувствовать, что он не одинок в своих переживаниях. На шеринге категорически запрещено все, что может ранить протагониста или участников группы - мысли, оценки, советы по поводу ситуаций. Говорить можно только о своих чувствах и о событиях своей жизни.

Использование социального атома:

Социальный атом - конфигурация всех значимых взаимоотношений человека. Социальный атом, например, может состоять из супруга, друзей, сотрудников, сюда может входить любимое домашнее животное или умерший родственник, который важен для человека. Социальный атом можно представить графически, выделив в нем значимые взаимоотношения прошлого, настоящего или будущего и оценив их с точки зрения интенсивности и степени близости или дистанции .

"Социальный атом" - это краеугольный камень семейной терапии. На ранних стадиях терапии можно попросить клиента построить "социальный атом" его родительской семьи и использовать его в качестве референта на протяжении всего процесса работы с родительской семьей. Например, можно спросить: "С кем вам хотелось бы поговорить? Что вам нужно сказать людям, входящим в ваш атом?". Или когда человек в повседневной жизни беспокоит клиента, можно спросить "Кого этот человек представляет для вас в вашем социальном атоме?".

В ходе терапии клиент можете заняться изучением других "атомов", релевантных с точки зрения дальнейшей, взрослой жизни. Кроме того, клиент может построить любой из "социальных атомов" родителей в решающие моменты своей жизни, например, на момент своего рождения, или в другие поворотные моменты свой жизни. Можно также попросить клиента построить "социальный атом" кого-либо из родителей в начале их заболевания алкоголизмом или в значимые для них детские или юношеские годы. Клиент может создать "социальный атом" братьев или сестер в релевантные моменты своей жизни. Метод "социального атома" в той степени гибок и применим, в которой терапевт способен его использовать. Он может быть полезным орудием для изучения с разных точек зрения родительской семьи, которая была интериоризирована клиентом.

Информация о работе Психодраматический подход к психологии