Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2015 в 12:21, контрольная работа
Цели данной работы:
а) изучить литературу по данной теме;
б) рассмотреть механизмы и виды памяти;
в) рассмотреть исследования памяти.
Объект исследования – память, предмет – механизмы и теории памяти.
Введение……………………………………………………………………………...3
1 Общее представление о памяти, виды и их особенности.…………………..…..4
2 Психофизиологические теории памяти…………………………………………13
Заключение………………………………………………………………………….21
Список использованных источников……………………………………………...22
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Общее представление о памяти, виды и их особенности.…………………..…..4
2 Психофизиологические теории памяти…………………………………………13
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
Способность человека запоминать вызывала интерес уже в глубокой древности.
Память является одним из важнейших психических процессов, основой нашего опыта. Именно она хранит и частично перерабатывает всю информацию, которая поступает к нам и из внешнего мира, и от нашего сознания[2, с. 295].
Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря своей памяти, ее совершенствованию человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он сейчас находится. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.
Индивидуальные особенности памяти выражаются в различной быстроте, точности и прочности запоминания. Они в определенной мере связаны с различиями силы возбуждения и торможения нервных процессов, степени их уравновешенности и подвижности. Однако сами эти особенности высшей нервной деятельности изменяются под влиянием условий жизни и деятельности людей. Таким образом, проблема изучения памяти не потеряла актуальности и в настоящее время.
Цели данной работы:
а) изучить литературу по данной теме;
б) рассмотреть механизмы и виды памяти;
в) рассмотреть исследования памяти.
Объект исследования – память, предмет – механизмы и теории памяти.
1 Общее представление о памяти, виды и их особенности
Память — это процесс запечатления, сохранения, воспроизведения и утраты прошлого опыта, который делает возможным использование опыта в деятельности и восстановление его в сфере сознания. Термин «память» удивительно многозначен. Говоря «я помню», человек может иметь в виду совершенно разные вещи. Например, то, что он владеет какими-либо сведениями (я помню, что Париж — столица Франции), что он способен выполнять определенные действия (я помню, как пользоваться китайскими палочками для еды) или возвращаться к событиям, пережитым в прошлом (я помню, как встретил свою первую любовь). К явлениям памяти относят и узнавание[1, с. 279].
Мнемозина — богиня памяти в греческой мифологии — не только покровительствовала памяти, но и почиталась как мать девяти муз от брака с верховным божеством пантеона Зевсом. Таким образом, признавалось ведущее значение памяти для всех сфер деятельности человека. В современной психологии принято говорить о памяти как о «сквозном»- процессе, нарушения которого ведут к расстройству целостной работы психики.
В античной философии память понималась как Дар, роднящий человека с миром Божественного. Платон считал память основной способностью души. Платон утверждал, что существует знание, не выводимое из чувственных впечатлений, что в нашей памяти хранятся формы или шаблоны идей, сущностей, которые душа знала до того, как была извергнута на землю. Знание истины заключено в памяти души, в припоминании некогда виденных всеми душами идей, смутными копиями которых являются все земные вещи.
Всякое знание и всякое научение в этом случае есть попытка припомнить сущности, приведя в единство множество чувственных восприятий через соотнесение их с идеальными формами («идеями» вещей). В дальнейшем эта концепция памяти получила развитие в работах одного из виднейших отцов христианской церкви Бл. Августина, который считал память истинной «сокровищницей души» и утверждал, что в конгломерате трех основных способностей души (воля, рассудок, память) именно последняя заключает в себе идею Бога.
Однако уже в древности наряду с метафизической трактовкой памяти присутствовала и другая, более близкая к современной: понимание памяти, как «восковой дощечки» (tabula rasa), фиксирующей и сохраняющей прижизненные впечатления. В рамках этой трактовки закономерно возник вопрос о тренировке и развитии памяти. Методики улучшения памяти легли в основу целого направления античной и средневековой мысли, названного искусством памяти.
На пиру, устроенном фессалийским аристократом по имени Скопас, поэт Симонид Кеосский, прозванный «медоречивым», исполнил заказанную ему хозяином лирическую поэму. Как только Симонид вышел из зала, крыша здания обрушилась и все участники пира погибли под обломками Симониду удалось помочь родственникам погибших опознать изуродованные тела, так как он запомнил расположение гостей за столом Принцип упорядочивания информации с помощью метода мест (loci) и лег в основу искусства памяти. Первенство Симонида в изобретении мнемотехники было признано уже при жизни: он получил приз хора в Афинах как «изобретатель системы вспоможения памяти» (ок. 477 до н.э ).
В Древней Греции профессиональные ораторы овладевали мнемотехническими приемами в курсе риторики. Детальную процедуру запоминания и воспроизведения длинных речей разработал известный политический деятель Рима Марк Туллий Цицерон (106 - 43 до н.э.). Он предложил различать память на слова (точное словесное оформление высказывания) и память на вещи (значение). В современных классификациях говорят о памяти механической и смысловой. Цицерон учил, что искусная память состоит из «мест и образов». Содержания, которые предстояло запомнить, следовало воплотить в максимально яркие и неожиданные образы и вообразить размещенными в виде цепочки в знакомом оратору месте. После этого в нужный момент необходимо просто двигаться мыслью от одного места к другому и «собирать» накрепко запечатленные в памяти идеи.
В средние века разнообразные системы приемов памяти создавались для того, чтобы облегчить запоминание религиозных истин.
Литературной вершиной среди систем памяти, сконструированных по модели мест и образов, безусловно, является творение Данте Алигьери «Божественная комедия» (1307—1321). Продвигаясь под водительством Вергилия от периферии к центру девяти кругов ада, автор дает читателю крайне удобный для запоминания перечень грехов и устрашающие образы страдающих грешников[1, с. 281].
Морфологические основания памяти достаточно хорошо изучены — это формирование связей между различными нейронами коры и структура ДНК. Любая новая информация, проходя через кору больших полушарий, связывает отдельные нейроны, образуя все новые их соединения. Чем более интенсивен поток информации и чем чаще она приводится, тем крепче эта связь. Поэтому повторение информации и помогает ее сохранению.
Основными процессами памяти являются сохранение, узнавание, забывание и воспроизведение информации. Узнавание более простой процесс по сравнению с воспроизведением. Оно происходит при наличии объекта, в то время как воспроизведение — в его отсутствие.
Естественно, что легче выбрать из нескольких объектов тот, который мы уже видели, чем вспомнить его во всей совокупности характерных черт. Более сложный характер воспроизведения отражается и в онтогенетическом развитии памяти — узнавание появляется у детей уже к 4, а воспроизведение только к 9 месяцам.
Большинство экспериментальных исследований памяти были направлены на изучение закономерностей процессов забывания и сохранения, ведь именно от них зависит наша повседневная жизнь, возможность обучения, ориентировки в известных ситуациях, наши воспоминания о прошлой жизни, которые во многом являются основой нашего самосознания, осознания цельности себя и своего пути.
Физиологической основой процессов памяти являются образовавшиеся и закрепившиеся в коре головного мозга временные связи (ассоциации), которые способны восстанавливаться (актуализироваться).
Основными процессами памяти являются: запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение и забывание.
Запоминание представляет собой процесс запечатления полученной информации. Если запоминание происходит само собой, то говорят о непроизвольном или непреднамеренном запоминании - так нам запоминается понравившийся фрагмент фильма или интересные факты из газетной статьи, необычный жест или манера одеваться. В подобном случае запоминается что-то эмоционально окрашенное - неожиданное, яркое. Непроизвольное запоминание обычно протекает естественно и не требует волевых усилий.
При произвольном - преднамеренном - запоминании человек руководствуется сознательной целью: выучить урок; запомнить, чтобы передать и т.д. При этом, естественно, человек прилагает волевые усилия, сознательно прибегает к использованию специальных мнемотехнических приемов. Произвольное запоминание может реализовываться механическим путем (многократное повторение материала или его отдельных частей - всем известное под названием «зубрежка»).
Механическое запоминание часто позволяет достаточно полно воспроизвести заученный материал, однако при первых же вопросах, требующих раскрыть понимание его внутренней структуры, человек обычно теряется или механически повторяет целые отрывки текста. Связано это, конечно, с тем, что материал не был осмыслен и лично переструктурирован, не были выделены основные понятия, взаимоотношения между ними. Чаще всего к механическому заучиванию прибегают в случае непонимания или нежелания понять запоминаемый материал. Механическое заучивание требует и волевых усилий и больших затрат времени. Кроме того, без надлежащего мотива даже многократное повторение не обеспечивает эффекта запоминания.
Осмысленное запоминание основано на понимании логики материала, на раскрытии его внутренних логических связей и обусловливается особенностями личности - широтой его интересов, настойчивостью, целеустремленностью. Для облегчения осмысленного запоминания применяют ряд специальных мнемических или мнемотехнических приемов.
Наиболее известные методы: локальной привязки, словесных посредников, ассоциаций.
Метод локальной привязки состоит в построении для запоминания ряда объектов другого ряда - опорного, состоящего из хорошо знакомых или легко заучиваемых объектов. Человек запоминает опорный ряд, а затем использует его элементы, чтобы сопоставить с ними элементы запоминаемого ряда.
Метод словесных посредников также основан на соотнесении двух рядов объектов - предназначенного для запоминания и опорного ряда слов, организованных в осмысленную фразу. Этот метод тоже давно используется. Так, для запоминания очередности следования различных цветов в солнечном спектре заучивается предложение «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан», в котором первые буквы слов совпадают с первыми буквами названия цветов солнечного спектра, расположенных в порядке убывания длины волны.
Метод искусственных ассоциаций - своего рода уловка, облегчающая запоминания сложных слов.
Как свидетельствуют данные психологических исследований, успех запоминания зависит и от научной организации условий работы.
Известно, что легче всего запоминается информация между 8 и 12 часами утра, после обеда интенсивность запоминания заметно снижается, а затем - к 15 - 16 часам вновь несколько возрастает.
Кроме этого оптимальным считается заучивание материала в течение 3 дней, так как психологам хорошо известно явление реминисценции (наиболее полное и яркое воспроизведение заучиваемого материала возможно через 2-3 дня). Поэтому заучивание наизусть стихотворного произведения лучше производить в течение трех дней, а подготовку к экзаменам нельзя оставлять на последние дни - информация просто не успеет «улечься» в нужные ячейки памяти.
Сохранение – это удержание в памяти полученной информации в течение времени.
Узнавание подразумевает установление сходства между воспринимаемым объектом и образом объекта, хранящимся в нашей памяти.
Воспроизведение - активизация информации, закрепленной в памяти. При непроизвольном воспроизведении активизация происходит без волевых усилий, как бы само собой. Произвольное воспроизведение является сознательным процессом; мы намеренно вызываем в своей памяти необходимую информацию - нужный номер телефона или сложную химическую формулу. Воспроизведение - это своеобразный результат запоминания и сохранения; оно отражает индивидуальные качества памяти.
Информация, воспринятая человеком, но в процессе сохранения частично потерянная, характеризует забывание. Исследование кривых забывания показало, что забывание происходит наиболее интенсивно в первые шесть часов после запоминания. Поэтому если информацию требуется запечатлеть надолго, то ее целесообразно повторять с такими интервалами: через 15-20 минут, затем через 8-9 часов и через 24 часа.
Эффективная работа памяти невозможна без забывания. Создатель кибернетики Норберт Винер подчеркивал роль сна в процессах очищения мозга от избыточной информации и переработки нужной. В книге «Кибернетика» он указывал, что «из всех нормальных процессов всего ближе к непатологическому очищению сон.
Забывание ненужного - это не признак плохой памяти, не ее болезнь, а условие здоровья. Особенно полезно это напоминание нам, потому что бушующий ныне информационный океан легко может переполнить нашу память [3, с. 235].
Существует несколько оснований для классификации видов человеческой памяти. Одно из них – деление памяти по времени сохранения материала.
В зависимости от длительности хранения материала выделяют мгновенную, кратковременную, оперативную, долговременную и генетическую память.
Мгновенная (иконическая) память представляет собой непосредственное отражение образа информации, воспринятого органами чувств. Ее длительность от 0,1 до 0,5 секунд.