Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 01:25, реферат
Исследования темперамента и личности занимают заметное место в современной психогенетике. Актуальность данной темы обусловлена тем, что психогенетические исследования (в том числе исследования темперамента) оказались необходимым средством для понимания человеческого поведения, позволили понять ряд закономерностей развития психики, которые долгое время оставались за рамками психологических и психофизиологических исследований, поскольку методами, используемыми в психологии и психофизиологии, они не выявлялись.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..…3
I. ИЗ ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА ………..……4
II. КРИТЕРИИ СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕН..……………........…6
III. ПСИХОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ,
ВЫЯВЛЯЮЩИЕ СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА…….…....8
3.1. Нью-Йоркское лонгитюдное исследование темперамента......8
3.2. Трехкомпонентная структура темперамента…………………10
3.3. Психобиологическая модель темперамента………………..….11
3.4. Исследование заторможенности (Гарвардское направление
исследования темперамента)……………………………………12
3.5. Луизвильское близнецовое исследование…………………...…12
3.6. Исследования темперамента в отечественной психологии..…13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………….…………………..…..15
ЛИТЕРАТУРА………………………….…………………..…..…16
Министерство образования и науки, Молодёжи и спорта Украины
Донбасский государственный педагогический университет
Психологический факультет
Реферат
Психогенетические исследования темперамента
Выполнила: студентка псих-го
Факультета 5-Б группы
Проверила:
Славянск 2013
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………..…
ВЫЯВЛЯЮЩИЕ СВОЙСТВА
3.1. Нью-Йоркское лонгитюдное исследование темперамента......8
3.2. Трехкомпонентная
структура темперамента…………………
3.3. Психобиологическая
модель темперамента………………..….
3.4. Исследование
заторможенности (Гарвардское
исследования темперамента)…………
3.5. Луизвильское
близнецовое исследование………………
3.6. Исследования темперамента в отечественной психологии..…13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………….…………………..
ЛИТЕРАТУРА………………………….………………….
ВВЕДЕНИЕ
Исследования темперамента и личности занимают заметное место в современной психогенетике [4]. Актуальность данной темы обусловлена тем, что психогенетические исследования (в том числе исследования темперамента) оказались необходимым средством для понимания человеческого поведения [3], позволили понять ряд закономерностей развития психики, которые долгое время оставались за рамками психологических и психофизиологических исследований, поскольку методами, используемыми в психологии и психофизиологии, они не выявлялись [6].
Люди отличаются друг
от друга уже с момента рождения.
И одно из различий - различие по темпераменту.
Известно, что такой сложный
Прежде чем приступить к изложению психогенетических исследований в этой области, остановимся на том, что такое темперамент с точки зрения психогенетики.
Темперамент – это формально-динамическая характеристика поведения (стиль поведения), связанная с биологическими структурами, проявляющаяся с раннего детства в широком спектре ситуаций, стабильная в онтогенезе [8].
История изучении индивидуальных различий поражает удивительным постоянством интереса исследователей к темпераменту человека [3].
I. ИЗ ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА
Концепции темперамента весьма разнообразны. Представление о темпераменте появилось еще в античной философии в IV в. до н.э. [3]. Гиппократ и его последователи первыми выделили широко известные четыре типа темперамента (сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик), которые включают биологические составляющие в число параметров, определяющих свойства темперамента [4]. Такое гиппократовско-галеновское описание темпераментов представляло собой первую типологическую теорию [3].
По мере развития естественнонаучных представлений о строении человеческого организма менялись и представления о механизмах, лежащих в основе темперамента. В результате открытия системы кровообращения появилась типология темперамента П.Ф. Лесгафта, основанная на особенностях строения кровеносных сосудов [5]. В разные времена различия между типами темперамента видели в величине мозга и в морфологии нервов, в деятельности эндокринной системы и, начиная с XVII в., в разной чувствительности нервной системы человека [3].
В конце XIX – начале XX вв. в психологии начинаются систематические исследования темперамента. Благодаря исследованиям В. Вундта возникают типологии темперамента, основанные на обобщении клинического опыта [5].
В 80-ые и 90-ые годы еще больше возрастает интерес изучения темперамента. К темпераменту обращаются психологи, занимающиеся психологией личности и возрастной психологией, исследованием индивидуальных различий и поиском их психофизиологических оснований, анализом особенностей поведения детей в первые годы жизни и изучением их адаптации к социальным условиям [3].
В 90-х гг. началось изучение молекулярно-генетических основ отдельных свойств темперамента и личности. Поиск генов, участвующих в формировании психологических характеристик, осуществляется двумя методами: методом сцепления, который позволяет установить, с каким участком в определенной хромосоме может быть связан качественный признак, и методом ассоциаций, с помощью которого можно исследовать влияние отдельных форм гена на количественный признак [1].
Многовековая история развития представлений о темпераменте создала прочную базу для развития современных теорий темперамента [4]. Возможно, с этим связано относительное единодушие в определении критериев темперамента, существующее на сегодняшний день.
II. КРИТЕРИИ СВОЙСТВ ТЕМПЕРАМЕНТА
Анализируя темперамент,
современные исследователи
Итак, основные критерии (признаки) темперамента:
В чем же заключаются эти критерии?
В отечественной психологии считается, что свойства темперамента «формальны» [3], т.е. не связаны с содержанием деятельности, с целями и мотивами человека, осуществляющего эту деятельность [8]. Также считается, что свойства темперамента являются «динамическими» [3], т.е. определяют динамику деятельности – интенсивность, темп, ритмичность [4].
Свойства темперамента
в значительной степени зависят
от биологической организации
Обсуждая биологические основания темперамента, было выявлено, что свойства темперамента связаны с генотипом [4].
Свойства темперамента проявляются в самом раннем детстве [8]. Исключительно важно то, что свойства темперамента являются онтогенетически стабильными, т.е. описывают особенности поведения, характерные для человека в течение длительных отрезков времени [3].
Говоря об онтогенетической стабильности свойств темперамента, необходимо помнить, что: 1). свойства темперамента изменяются с возрастом; 2). одни и те же свойства по-разному обнаруживают себя в разных возрастах и 3). чем старше становится человек, тем больший отпечаток на его поведение накладывают нормы общества [8] и тем труднее становится определить особенности его темперамента.
Тем не менее диагностика темперамента у взрослого возможна. Дело в том, что свойства темперамента определяют динамику психической деятельности в самых разных ситуациях (кросс-ситуативные). Предполагается, что те динамические особенности психической жизни человека, которые наиболее для него характерны, обнаруживаются наиболее часто и свойственны ему в разных ситуациях, и являются проявлениями его темперамента [3].
Кроме того, свойства темперамента отчетливо проявляются в тех случаях, когда человек попадает в новую, непривычную для него или трудную ситуацию [8].
III. ПСИХОГЕНЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, ВЫЯВЛЯЮЩИЕ СВОЙСТВА ТЕМПЕРАМЕНТА
Для выявления особенностей поведения, которые могут рассматриваться как свойства темперамента и удовлетворяющие перечисленные критерии, необходимо рассмотреть шесть исследовательских направлений.
Для психогенетического исследования существенны несколько моментов:
В начале 60-х годов в Нью-Йоркском университете под руководством А. Томаса и С. Чесс было начато лонгитюдное исследование темперамента, которые продолжается и в настоящее время [3]. Целью его было проследить динамику особенностей темперамента, начиная с младенческого возраста: оценить онтогенетическую стабильность, выявить особенности изменений темперамента с возрастом, влияние свойств темперамента на особенности адаптации [4].
На основании опросников и интервью авторами было выделено 9 свойств темперамента:
1). активность - уровень двигательной активности;
2). ритмичность - регулярность времени
появления поведенческих
3). приближение или удаление - реакция на новые стимулы;
4). адаптивность - легкость привыкания к новой обстановке;
5). интенсивность реакций - уровень
интенсивности различных
6). порог реактивности - интенсивность воздействия, необходимая для возникновения реакции;
7). преобладающее настроение;
8). отвлекаемость - возможность
изменения поведения под
9). устойчивость внимания/
Помимо отдельных
Таким образом, особенности темперамента, рассматриваемые в Нью-Йоркском лонгитюдном исследовании, оказались онтогенетическим устойчивыми на протяжении многих лет, но в то же время их роль в адаптации оказалась тесно связана с условиями развития и воспитания ребенка [3].
Используя описанный выше подход к исследованию темперамента, А. Торгерсен провела лонгитюдное прослеживание МЗ и ДЗ близнецов в течение 15 лет. Близнецы обследовались в возрастах 2 мес., 9 мес., 6 лет и 15 лет. Во всех возрастах МЗ близнецы демонстрировали гораздо большее сходство, чем ДЗ близнецы.
Таким образом, для свойств темперамента, рассматриваемых в Нью-Йоркском лонгитюдном исследовании, выявляется значительный вклад наследственной составляющей, причем уже в младенческом возрасте. Это следует учитывать воспитателям и родителям, чтобы создавать для детей условия развития, соответствующие особенностям их темперамента [4].
Американские исследователи А. Басс и Р. Пломин рассматривают темперамент как динамические особенности поведения, образующие подструктуру личностных черт [8].
Авторами было выделено три основных свойства темперамента:
Информация о работе Психогенетические исследования темперамента