Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 17:13, реферат
Особое значение взаимоотношения психотерапевта и пациента приобретают в области психотерапии, где они выступают в качестве одного из наиболее значимых факторов лечения, от которого зависит успех его в целом.
Из-за специфики психотерапии врач-психотерапевт в той или иной мере привносит во взаимоотношение с пациентом своеобразие своей личности, собственной системы ценностей, предпочитаемых теоретических ориентаций и психотерапевтических технологий.
Введение 3
1 Основные обязанности психотерапевта 5
2 Обязанности психотерапевта по отношению к клиенту 6
3 Информация психотерапевта своим коллегам, другим профессионалам в
области здоровья и учебным заведениям. Применение деонтологического
кодекса 8
Заключение 9
Список использованных источников 10
Тема: Обязанности психотерапевта
План
Введение 3
1 Основные обязанности психотерапевта 5
2 Обязанности психотерапевта по отношению к клиенту 6
3 Информация психотерапевта своим коллегам, другим профессионалам в
области здоровья и учебным заведениям. Применение деонтологического
кодекса 8
Заключение 9
Список использованных источников 10
Введение
Профессиональная этика неразрывно связана
с принятой в обществе системой морали.
Общественные моральные нормы конкретизируются
и корректируются профессиональной деятельностью.
Нарушение трудовой этики сопровождается
разрушением общих моральных установок
и правил.
Научные основы профессиональной этики
специалистов системе «человек – человек»
заложены деонтологией (от греч. deonthos -
должный) - учением о должном поведении,
поступках, образе действия. Возникновение
деонтологии связано с именем английского
священника И.Бентама (ХУIII в.), вкладывавшего
в это понятие религиозно-нравственное
содержание. В сферу деонтологии входит
изучение нравственных качеств специалистов,
которые определяют выполнение профессионального
долга и отношение к объекту деятельности,
а также изучение взаимоотношений внутри
коллектива, особенностей профессионального
воспитания, а также анализ тех специфических
нравственных норм, свойственных данной
профессии.
Психотерапия является особой дисциплиной
из области гуманитарных наук, занятие
которой представляет собой свободную
независимую профессию. Психотерапевтическое
образование требует высокого уровня
теоретической и клинической подготовленности.
Гарантированным является разнообразие
терапевтических методов.
В практической деятельности конкретные
моральные решения всегда предоставлены
личному выбору профессионала и нравственный
смысл этого решения зависит от особенностей
морального сознания и моральной надежности
личности специалиста. Последствия вмешательства
практического психолога или социального
работника в жизнь и внутренний мир клиента
трудно переоценить. Часто доступными
для последующего анализа результатов
этого вмешательства становятся только
случаи сугубо негативных последствий,
которые подвергаются разбору на супервизорских
группах. Однако эти ошибки редко обсуждаются
в открытой печати и их реальная статистика,
по понятным причинам, не оглашается.
Проблемы, связанные с нравственными аспектами
профессионального долга специалистов
помогающих профессий, нельзя отделить
от самых острых методологических, теоретических
и прикладных проблем практической психологии.
Большое число отечественных и зарубежных
специалистов занимаются этими проблемами
в рамках различных психологических дисциплин.
Теоретический анализ литературы, посвященной
различным аспектам этико-деонтологической
регламентации психологической помощи,
показал необходимость создания новой
дисциплины - психологической деонтологии,
в рамках которой изучались бы все этические
аспекты взаимодействия «помогающий -
принимающий помощь» и психологические
личностные механизмы, обеспечивающие
надежное морально-нравственное функционирование
личности специалиста в процессе оказания
помощи.
Образование
в области одного из психотерапевтических
методов должно осуществляться интегрально.
Оно включает теорию, личный терапевтический
опыт и практику под руководством супервизора.
Одновременно приобретаются широкие представления
о других методах. Доступ к такому образованию
возможен при условии широкой предварительной
подготовки, в частности, в области гуманитарных
и общественных наук.
Деонтологический кодекс был принят
21 октября 1990 года в Страсбурге Европейской
Психотерапевтической Ассоциацией (EAP).
Европейская
1 Основные обязанности психотерапевта
1.1 Профессиональное образование
Психотерапевт имеет
одно профессиональное образование, углубляет
теоретические и практические навыки,
способствующие повышению его компетенции.
1.2 Личный терапевтический процесс
Терапевт сам проходит
углубленный
1.3 Дальнейшее
образование
Образование и развитие
психотерапевта должно быть объектом постоянного возобновления
на протяжении всей его карьеры.
1.4 Контроль
и супервизорство
Психотерапевт постоянно
находится в системе
1.5 Профессиональная самостоятельность
Психотерапевт не должен соглашаться на условия работы, если они противоречат закрепленным здесь принципам или содержат в себе посягательство на профессиональную независимость.
1.6 Охранительное положение
Психотерапевт, осознающий свои возможности, соблюдает следующее правило. Он остерегается прямых и косвенных последствий своего вмешательства и (среди других) использования фактов, полученных в результате его работы, третьими лицами.
1.7 Информация о своей деятельности
Вся
публичная информация (статьи, публикации,
радио- и телепередачи, рекламы,
оплаченные объявления, конференции,
педагогические документы и др.
1.8 Принадлежность к профессиональным союзам
Занимающие постоянную
должность могут гордиться
2 Обязанности психотерапевта по отношению к клиенту
2.1 Качество обслуживания
Поскольку психотерапевт берет
на себя обязательства в
2.2 Обращение
к третьим лицам
Следовательно, если он
2.3 Обязательная сдержанность
Сознавая особые отношения, которые
связывают его с пациентом, психотерапевт
следует сдержанной манере поведения
во всех обстоятельствах.
2.4 Сексуальная
сдержанность
Психотерапевт воздерживается
от любых сексуальных отношений со своими пациентами, а также со
своими студентами. Супервизор воздерживается
от сексуальных отношений со специалистом,
которого контролирует.
2.5 Уважение
индивидуальности
Психотерапевт уважает неприкосновенность и достоинство пациента в рамках развития изменений.
2.6 Ответственность клиента
Психотерапевт чувствует
себя обязанным обратить внимание клиента
на его ответственность и на необходимость
и постоянство активного
2.7 Физическая
безопасность
В рамках своей практики психотерапевт устанавливает правила обеспечения ненасилия над личностью и собственностью.
2.8 Гонорары
Каждый психотерапевт
по совести устанавливает свои гонорары.
2.9 Профессиональная
тайна
Психотерапевт подчиняется правилам профессиональной тайны,
которые касаются всего, что он видел,
слышал и понял в рамках своей практики.
2.10 Гарантии
анонимности
Психотерапевт соблюдает
все необходимые
2.11 Профессиональная
тайна и ко-терапия
Психотерапевт может делиться информацией
с человеком, которого привлекает к
терапии, с разрешения пациента, которое
Дается в процессе ко-терапии.
2.12
Группа: анонимность и корректность
В процессе групповой
терапии психотерапевт
2.13 Поддержка участников
В групповых сеансах психотерапевт запрещает сексуальные отношения между участниками и любые физические акты, наносящие вред личности и имуществу участников.
2.14 Свобода обязательства
Психотерапевт никогда
не берет обязательств в ходе сеанса.
2.15 Преемственность
Психотерапевт чувствует
себя обязанным сохранять
2.16 Выбор психотерапевта
Психотерапевт уважает и облегчает выбор своего пациента.
2.17 Смена терапевта
Психотерапевт осознает связи и расставляет их по местам для терапии, прежде чем обсудить с коллегами. В случае консультации ввиду смены терапевта он облегчает анализ ситуации и возникшие трудности.
3 Информация
психотерапевта своим коллегам,
другим профессионалам в
3.1 Деонтологическая информация
Деонтологический кодекс
практикующего психотерапевта общедоступен.
3.2 Личный помощник
Сотрудники психотерапевта, как и он, должны уважать деонтологический кодекс.
3.3 Принадлежность к учреждению
Офис для психотерапевта
есть центр обслуживания, образования,
место жизни, к которому относится
и социальная структура, где реализуется принцип: не наносить
ущерб практическому применению настоящего
кодекса.
3.4 Контролеры,
супервизоры, преподаватели
Психотерапевты, практикующие
контроль, супервизорство и обучение,
должны определенным образом соответствовать группам, с которыми работают.
3.5 Правила
содружества
Ни практик, ни учреждение
не могут претендовать на первенство
или исключительность в своей
компетенции, они обязаны быть сдержанными
в высказываниях о своих
3.6 Информация медикам
Сознавая специфичность психотерапии для медицины, психотерапевт предлагает пациенту окружить себя любыми гарантиями последствий этого.
Применение деонтологического кодекса
4.1 Роль деонтологической комиссии
Внутренняя комиссия синдиката (национальный синдикат пациентов психотерапии) рассматривает жалобы, а также выполняет информационную, предупреждающую и совещательную функции.
4.2 Невыполнение
Деонтологическая комиссия рассматривает жалобы и отвечает на интересующие вопросы о деонтологическом кодексе.
4.3 Санкции
В случае нарушения кодекса
терапевт может быть призван к
порядку, а также может получить
упрек иди неодобрение или
рекомендацию временного или постоянного
лишения его практики. Такое решение может быть рекомендовано
комиссией и принято администрацией 3/4
голосов.
4.4 Процедура
Существует конкретная процедура применения ст. 4.2 и 4.3, определяющая нарушения и санкции.
Заключение
Итак, в многочисленных, в том числе монографических, исследованиях отечественных и зарубежных авторов подчеркивается зависимость основных принципов и содержания проблемы взаимоотношений психотерапевта и клиента от общественного сознания и морально-этических норм общества.
Особое значение взаимоотношения психотерапевта и пациента приобретают в области психотерапии, где они выступают в качестве одного из наиболее значимых факторов лечения, от которого зависит успех его в целом.
Из-за специфики психотерапии врач-психотерапевт в той или иной мере привносит во взаимоотношение с пациентом своеобразие своей личности, собственной системы ценностей, предпочитаемых теоретических ориентаций и психотерапевтических технологий.
Психологическая деонтология
имеет свой предмет в сфере
нравственно-этической регламентации различных аспектов
психологической помощи, который включает:
морально-нравственное поведение специалистов,
в профессиональные функции которых входит
оказание психологической помощи; этические
аспекты взаимодействия «помогающий -
принимающий помощь»; психологические
личностные механизмы, обеспечивающие
моральную надежность специалистов помогающих
профессий.
Проблематика
психологической деонтологии охватывает:
возможные вредные последствия оказания
психологической помощи; проблему вмешательства
практических психологов в структуру
самосознания личности клиента на экзистенциальном
уровне; возможности исполнения требований
этического профессионального кодекса
в сложных, иногда экстремальных ситуациях;
«терапевтические» факторы в структуре
отношений «помогающий - принимающий помощь»;
проблема личной нравственности, моральной
надежности специалиста; причины возникновения
эмоционального выгорания и профессиональных
деформаций в морально-нравственной сфере
личности специалиста.