Психокоррекция школьной тревожности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 06:33, творческая работа

Описание работы

Целью исследования – стало выявление негативных факторов, стимулирующих рост тревожности детей школьного возраста
В соответствии с выдвинутой целью исследования были поставлены следующие задачи:
- Проанализировать общепсихологические представления о тревоге и тревожности в отечественной психологии
- Выявить особенности проявления тревожности у детей школьного возраста и установить причины ее роста.
- Разработать программу коррекционно-развивающих занятий по коррекции тревожности у детей младшего школьного возраста.

Файлы: 1 файл

презентация Николаевой.pptx

— 410.76 Кб (Скачать файл)

  
Выпускная  квалификационная работа  
 
«Психокоррекция школьной тревожности»

 

Студент: Николаева   С.А.

Научный руководитель: Ковалева С.Ю., преподаватель ИФ СГА

 

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ  АККРЕДИТОВАННОЕ 
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 
   ВПО СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ

Актуальность  выбранной темы 

 

    • За последние десять лет количество тревожных детей школьного возраста неуклонно растет. Тревожность стала   личностной или внутренней, изменились  и формы

   ее проявления, что

   требует  более

   глубокого исследования.

Цель и задачи выпускной  работы:

 

    •  Целью исследования – стало  выявление  негативных факторов, стимулирующих рост   тревожности детей  школьного возраста
    • В соответствии   с     выдвинутой    целью и   гипотезой  исследования     были  поставлены следующие задачи:
    • - Проанализировать  общепсихологические представления о тревоге и тревожности в отечественной психологии
    • - Выявить   особенности проявления тревожности у детей школьного возраста  и установить  причины  ее роста.
    • - Разработать  программу  коррекционно-развивающих занятий  по коррекции тревожности    у детей    младшего школьного    возраста

Объект, предмет и база исследования  

 

    • объектом   исследования  является состояние тревожности   детей  младшего школьного возраст  предметом исследования - психолого-педагогические особенности тревожности детей школьного возраста
    • база исследования - МКУ СОШ № 11

    г. Нижнеудинска  

Тревожность:

 

    •    это психическое свойство,   склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующееся низким порогом возникновения реакции возбуждения, как проявление неблагополучия , вызванного  нервно-психическими и тяжелыми соматическими заболеваниями, либо представляющее собой последствие перенесенной психической травмы.

 

Теоретическое исследование показало:

 

    • Чаще всего возникновение школьной тревожности связано с социально-психологическими факторами или фактором образовательных программ. Распространенные  факторы, воздействие которых способствует  формированию и закреплению школьной тревожности: учебные перегрузки; неспособность учащегося справиться со школьной программой; неадекватные ожидания со стороны родителей; неблагоприятные отношения с педагогами; регулярно повторяющиеся оценочно-экзаменационные ситуации; смена школьного коллектива  или непринятие детским коллективом.

   
Возрастно-специфические причины школьной тревожности  

 

Этап  обучения

Возрастные  задачи развития

Социально-педагогическая ситуация

Типичные  причины школьной тревожности

1 класс

2-3 (4) класс  

 

  

5  класс

Освоение  приемов учебной деятельности и систе­мы школьных требований, формирование произвольности психических процессов

Начало  процесса смены ведущего вида деятель­ности  с учебной на интим­но-личностное общение со сверстникам

Изменяющаяся: предполагает осво­ение новых вариантов  ролевого взаимодействия (ученик - учитель, ученик - одноклассники, ученик -родители ученика)

Изменяющаяся: ребенок сталки­вается с принципиально  новой системой организации учебного процесса

Изменение уровня и содержания требований со стороны взрослых. Необходимость  придерживаться правил школьной жизни. Необходимость осваивать «новую школьную территорию». Увеличение количества учебных дисциплин. Увеличение числа учителей.    Неуспешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками.  

6-8 классы

Развитие  самосознания. Формирование абстрактного мышления. Формирование чувства взрослости

Стабильная(как  правило): подросток находится в  системе привычных школьных требований.

Не успешность во взаимодействии с учителями или одноклассниками. Хроническая или эпизодическая учебная не успешность. Трудности переживания кризиса подросткового возраста.


Экспериментальное исследование проблемы

 

    • психодиагностический этап,  в исследовании нами было решено использовать следующие методы и методики: опросник тревожности Филлипса,  проективные методики   «Несуществующее животное», «Кактус» и тест «Семейная социограмма».
    • психо-коррекционная работа. Для проведения эксперимента нами были сформированы две группы учащихся: первая с повышенным уровнем школьной тревожности, вторая – контрольная группа.

Результаты исследования школьной тревожности   по методике Филипса   

  
 

 

 Таблица показателей до формирующего эксперимента

 

N1

N2

1

+

1

+

2

+

2

+

3

+

3

+

4

+

4

+

5

+

5

+

6

+

6

+

7

+

7

+

8

+

8

+

итого

8

 

8


 

        Таблица показателей уровня тревожности после проведения формирующего эксперимента  

 

 

N1

N2

1

+

1

-

2

+

2

-

3

+

3

-

4

+

4

-

5

+

5

-

6

+

6

-

7

+

7

-

8

+

8

-

итого

8

 

0


 

N1- контрольная группа

N2- экспериментальная группа

Выводы:

 

 

 

    • При умелом подборе видов деятельности, времени, места и учета желания детей, можно достичь желаемых результатов и помочь снять психоэмоциональное напряжение у детей, их негативные эмоции, а значит обеспечить ребенку эмоциональное благополучие и здоровье.
    • Заявленная  нами гипотеза нашла свое подтверждение. Полагаясь на  результаты диагностики, а также на основе индивидуальных

     бесед с детьми  и  их родителями,  мы определили, что   высокий уровень тревожности   в исследуемой  

     бесед с детьми  и  их родителями,  мы определили, что   высокий уровень тревожности   в исследуемой нами группе  вызван: плохой подготовкой к  урокам; заниженной самооценкой;  домашними неприятностями; высокими  требованиями и недостаточным  вниманием и поддержкой родителей. 

 

Результаты  эксперимента:

 

    • И в заключение хочется сказать, что в результате проведенного нами небольшого эксперимента по снятию школьной тревожности дети научились делиться своими эмоциональными переживаниями, стали более терпимыми, внимательными к сверстникам и взрослым. У детей возрос познавательный интерес к различным средствам передачи эмоциональных состояний и возможным формам их отображения. Элементы релаксации, аутотренинга, арттерапии позволили осуществить положительное терапевтическое влияние на эмоциональную сферу каждого ребенка.

Практическое применение

 

    • Целесообразно использовать в  психолого-педагогической, воспитательной и профилактической  деятельности , в коррекции школьных страхов и в работе школьного психолога с тревожными детьми и детьми из «группы риска».
    • Возможно применение программы психокоррекции школьной тревожности в любом образовательном учреждении или центре

     психологической помощи.

    • Рекомендации, предложенные

    нами в работе могут  использовать 

    классные руководители, 

    учителя-предметники и  родители.

 

 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ  !

 

Студент: Николаева   С.А.

 

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ  АККРЕДИТОВАННОЕ 
ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 
   ВПО СОВРЕМЕННАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ


Информация о работе Психокоррекция школьной тревожности