Психолингвистика восприятия речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 18:31, реферат

Описание работы

Вопросами развития детской речи исследователи интересовались с давних времен. Начиная с античности, появление речи у ребенка связывалось с возникновением ее в филогенезе и считалось вытекающим из внутреннего развития его способностей без влияния языковой среды (Геродот, 1972).
Первые систематические наблюдения за процессом становления речи у детей относятся к концу 18 века. Немецкий ученый Д. Тидерманн (1787) опубликовал обзор развития речи своего сына. Ч. Дарвин, В. Прейер, К. и В. Штерны, А. Грегуар, И. А. Бодуэн де Куртене, Н. А. Рыбников, А. Н. Гвоздев записывали речь своих детей, проводили исследования в области детской речи. А. Н. Гвоздев подробно осветил этапы последовательного овладения ребенком различными сторонами русского языка.

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 26.46 Кб (Скачать файл)

Восприятие под воздействием речи становится более точным и приобретает  избирательный и системный характер, становится осмысленным, категориальным (Л. С. Выготский, 2000). Благодаря речи возникает логическая память, абстрактное  мышление; в двигательной сфере на базе элементарных движений и действий формируются предметные действия.

Речь играет существенную роль в формировании личности, произвольных форм регуляции и контроля поведения. И. П. Павлов назвал речь высшим регулятором  человеческого поведения, а Л. С. Выготский рассматривал ее как основное средство развития личности, управления поведением человека (сначала внешнее, затем внутреннее).

«Онтогенез языковой способности  – сложнейшее взаимодействие, с  одной стороны, процесса общения  взрослых и ребенка, процесса поэтапно развивающегося; с другой – процесса развития предметной и познавательной деятельности ребенка. И то, что развивается  в процессе развития детской речи – это не язык, а характер взаимодействия имеющихся в распоряжении ребенка  языковых средств и характера  функционирования этих средств, т. е. способ использования языка для целей  познания и общения» (А. А. Леонтьев, 1997). Такое понимание развития детской  речи восходит к Л. С. Выготскому.

«Основным и решающим в  развитии речи ребенка является не само по себе овладение обозначающей функцией слова, а то, что ребенок  приобретает возможность посредством  слова вступить в общение с  окружающими» (С. Л. Рубинштейн, 2000).

В. Фон Гумбольдт говорил, что «усвоение детьми языка не есть приспособление слов, их складывание  в памяти и оживление с помощью  речи, но развитие языковой способности  с возрастом и упражнением».

Ребенок овладевает языком путем  добывания его из речи, постоянно  анализируя и систематизируя языковые факты. Овладеть языком – значит усвоить  совокупность языковых единиц (звуки, морфемы, слова, предложения) и правила  их создания и использования в  речевой деятельности. Этот процесс  в основном совершается бессознательно и зависит от способности ребенка  анализировать речь взрослых. «Существует  общая стратегия усвоения языковых правил: сначала постигаются основные, глубинные модели языка и основанные на них языковые правила» (С. Н. Цейтлин, 2000).

Список литературы:

1. Ахутина, Т. В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989. - 215 с.

2. Выготский, Л. С. Психология. – М.: Издательство «ЭКСМО-Пресс», 2000. – 1008 с.

3. Выготский, Л. С. Развитие высших психических функций.– М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. – 500 с.

4. Гальперин, П. Я., Запорожец, А. В., Карпова, С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. – М.: Изд-во МГУ, 1978. – 117 с.

5. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Изд-во AПН РСФСР, 1961. – 471 с.

6. Жuнкuн, Н. И. Механизмы речи. – М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1958. – 370 с.

7. Зимняя, И. А. Лингвопсихология речевой деятельности: Избр. психол. труды/ – М.: Изд-во Моск. психол.-социального ин-та; Воронеж: МОДЕК, 2001. (Психологи Отечества). – 432 с.

8. Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики. - М.: Смысл, 1999. - 287 с.

9. Леонтьев, А. А. Язык, речь, речевая деятельность. – М.: Просвещение, 1969. – 214 с.

10. Лурия, А. Р. Основные проблемы нейролингвистики. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. – 253 с.

11. Лурия, А. Р. Язык и сознание / Под ред. Е. Д. Хомской. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 416 с.

12. Лурия, А. Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов ребенка. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. – 93 с.

13. Розенгарт-Пупко, Т. Л. Развитие и воспитание ребенка от рождения до трех лет. – М.: Просвещение, 1965. – 200 с.

14. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2000. – 720 с.

15. Цветкова, Л. С. Введение в нейропсихологию и восстановительное обучение. - Учебное пособие. – М.: Моск. психол.-социал. ин-т, 2000. – 148 с.

16. Цейтлuн, С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2000. – 240 с.

17. Шахнаровuч, А. М., Юрьева, Н. М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики (на материале онтогенеза речи). – М.: Наука, 1990. – 168 с.

18. Швачкuн Н. Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте // Известия AПН РСФСР. – 1948. – Вып. 13. – с. 101-132.


Информация о работе Психолингвистика восприятия речи