Психолог Владимир Михайлович Бехтерев

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 14:58, реферат

Описание работы

Владимир Михайлович Бехтерев (родился 20 января по старому стилю, 1857 года в селе Сорали Вятской губернии, ныне село Бехтерево Елабужского района Татарстана; умер 24 декабря 1927 в Москве) - крупнейший учёный: врач, невропатолог, психиатр, психолог, физиолог и морфолог. Родился в семье станового пристава, рано потерял отца; мать с трудом нашла средства на обучение в гимназии. Окончил Медико-хирургическую академию в Петербурге; весной и летом 1877 года участвовал в военных действиях в Болгарии (в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 гг.)
24 июля 1885 года назначен экстраординарным профессором и заведующим кафедрой психиатрии Казанского университета.

Файлы: 1 файл

Этно Бехтерев.docx

— 21.30 Кб (Скачать файл)

Бехтерев В.М.

Владимир Михайлович Бехтерев (родился 20 января по старому стилю, 1857 года в селе Сорали Вятской губернии, ныне село Бехтерево Елабужского района Татарстана; умер 24 декабря 1927 в Москве) - крупнейший учёный: врач, невропатолог, психиатр, психолог, физиолог и морфолог.

Родился в семье станового  пристава, рано потерял отца; мать с  трудом нашла средства на обучение в гимназии. Окончил Медико-хирургическую  академию в Петербурге; весной и  летом 1877 года участвовал в военных  действиях в Болгарии (в ходе русско-турецкой войны 1877-1878 гг.)

24 июля 1885 года назначен экстраординарным профессором и заведующим кафедрой психиатрии Казанского университета. Участвовал  в устройстве первой в России окружной психиатрической больницы в Казани - ввел в курс лечения полезную и интересную работу, исключил любые формы насилия над больными.

Возглавить кафедру  при  условии организации научно-исследовательской  лаборатории. Под её создание Министерство просвещения выделило 1000 рублей и  годовой бюджет 300 руб. Это была первая в России психофизиологическая  лаборатория.

Предметом изучения стало  устройство мозга и нервной ткани. В 1885 году Бехтерев описал важнейшее  клеточное скопление, входящее в состав вестибулярной системы.

В работах 1887-1892 гг. открыл и  описал проводящие пути спинного и  головного мозга, показал связь  между отдельными участками коры больших полушарий и определенными  внутренними органами и тканями - эта работа принесла ему мировую известность. 

Одним из первых Бехтерев применил научный подход к воспитанию детей  раннего возраста: на основе изучения движений грудных детей показал, что формирование личности начинается уже в первые месяцы жизни.

Осенью 1893 года Бехтерев переехал в Петербург, где занял в Военно-медицинской  академии кафедру душевных и нервных  болезней.  Он начал преподавать  невропатологию и психиатрию в академии и вновь открывшемся Женском  медицинском институте.

В Военно-медицинской академии он организовал одно из первых в  мире нейрохирургических отделений.

На общественные средства создал в 1908 году Психоневрологический институт, ныне носящий его имя.

В годы войны в институте  оперировали раненых и оказывали  помощь людям, ставшим душевнобольными на фронте.

В мае 1918 года он разработал план создания Института мозга, руководство  которым советское правительство поручило Бехтереву.

Тогда же, в 1918 году, Бехтерев объявил о создании новой науки - рефлексологии. По его мнению, объективное  исследование  личности возможно на основании изучения рефлексов. 

На основании закона сохранения энергии психическая энергия  человека не может исчезнуть бесследно, - утверждал основатель  рефлексологии, - следовательно, так называемое «бессмертие  души» должно быть предметом научных исследований.

С подобными выводами Бехтерев пришелся не ко двору в советском  государстве. 24 декабря 1927 года во время  Первого Всесоюзного съезда невропатологов и психиатров Бехтерев неожиданно скоропостижно скончался.

Согласно официальной  версии, он «отравился консервами». Урна с его прахом похоронена на Волковом кладбище в Петербурге, мозг  хранится в Институте мозга.

Вклад Владимира Михайловича  Бехтерева в медицину огромен. Помимо самой известной работы - исследования проводящих путей головного и  спинного мозга - Бехтерев совершил немало открытий  в анатомии и морфологии.

Как невропатолог Бехтерев описал целый ряд болезней, одна из которых (анкилозирующий спондилит) сейчас называется "болезнь  Бехтерева".

Изучал и лечил многие психические расстройства и синдромы: боязнь покраснеть, боязнь опоздать, навязчивую ревность,  навязчивую улыбку, боязнь чужого взгляда, боязнь полового бессилия, одержимость гадами (рептилофрению) и другие.

Более 40 лет Бехтерев занимался  изучением и лечебным применением  гипноза, разрабатывая при этом теорию внушения.

Кроме диссертации  «Опыт клинического исследования температуры  тела при некоторых формах душевных заболеваний», Бехтереву принадлежат  многочисленные работы, которые посвящены  описанию малоисследованных патологических процессов нервной системы и  отдельным случаям нервных заболеваний.

 

 

 

 

 

Развитие психологических  взглядов В.М. Бехтерева, их характеристика

 В.М. Бехтерев (1857 –  1927) пришел к психологии от  невропатологии и психиатрии, которой  занимался в Казанском университете. В его научной деятельности  выделяется 3 этапа: 1885 г. – Бехтерев  создает первую в России психофизиологическую  лабораторию в Казани для исследований  в области анатомии, физиологии  и экспериментальной психологии (сознание, его границы). В Петербурге  он развернул широкую исследовательскую  и организаторскую работу по  неврологии. В 90х гг. он организовал  в Питере ряд лабораторий (в  том числе экспериментально-психологическую)  для исследований нервнобольных.  Объективную психологию (которую  он начал разрабатывать в 1904 г.) и психиатрию он включал  в круг наук о мозге –  «психоневрология». 1907 «Объективная  психология» - новая наука, которая  имеет в виду психику, но  изучает соотношение внешнего  воздействия и реакции на него. Объект – сознательные и бессознательные  процессы и биологические основы психической деятельности. Предмет – изучение внешнего воздействия в соотношении с внешними проявлениями невропсихики. За сознательными процессами предполагаются объективные. Постултруется единство нервных и психических процессов. Субъективные состояния – внутренние знаки произошедших в организме изменений под влиянием внешних воздействий. изменения в организме Проявления (R) могут быть явно выражены, а могут быть скрыты (интенсивная умственная деятельность, которая с задержкой может проявиться потом в поведении). Единицей поведения Бехтерев считал психорефлекс. Различие между рефлексом и психорефлексом: В случае рефлекса действие стимула опосредовано видовым опытом, а в случае психорефлекса – индивидуальным опытом. Кроме того, предполагается наличие в организме скрытой энергии нервно-психической природы (концепция энергетизма). 1917 – рефлексология. Предмет рефлексологии – соотносительная деятельность организма. Человек изучается как деятель в труде. Единица поведения человека – сочетательный рефлекс. В этот период В.М. Бехтерев выделяет условия возникновения поведения: сила раздражителя задержка в течении рефлекса (тормозится двигательная сторона ® усиливаются субъективные переживания) 1921 – «Коллективная рефлексология». Задача коллективной рефлексологии – изучение способов и проявлений коллективных рефлексов, образующих в совокупности коллективную деятельность, в сравнении с индивидуальными рефлексами. Условие возникновения коллектива по Бехтереву – общность интересов и целей. Бехтерев пытался установить общие законы: которым подчиняется мир неорганический, органический и социальный (физические законы тяготения, инерции, относительности и т.п. распространял на социум) действующие на уровне личности коллективной деятельности Методы коллективной рефлексологии: наблюдение анализ словесных отчетов статистические методы эксперимент (лабораторный и естественный) анкеты и опросники Рефлексология Бехтерева внесла свой вклад в развитие объективной психологии, однако была раскритикована в ходе рефлексологической дискуссии 1929 г. исключение психики из рассмотрения привело к биологизации и механистической трактовке человека и его поведения. Л.С. Выготский: Изучение поведения без психики так же глупо, как психику без поведения. Психика – тоже соотносительное поведение. 39. Направления русской философской психологии к.XIX – нач.XX в. развитие русской психологической мысли в XIX в. было связано с общественной мыслью и успехами в естествознании, в творческом усвоении достижений мировой философии и психологии. Таким образом, на развитие психологии в России в этот период влияли и кризис феодализма, и споры западников и славянофилов, революционно-демократическое и др. полиьические движения, почвенничество и творчество таких писателей, как Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой, идеи философов различных направлений (Вл. Соловьев, А.И. Введенский, Н. Лосский, Н. Бердяев и др.). Большие успехи сделаны и в области естествознания. Очень продвинулась физиология, микробиология, зародилась эмбриология. К.Ф. Рулье (1814 – 1858) развивал идеи Ч. Дарвина. Основная область исследований – психология животных (лекции «Об образе жизни животных»). Основная идея – животное все передает в телесной форме, а человек имеет духовный опыт, который передается в науке и культуре. А.И. Герцен понимал психику как особую функцию мозга, отличную от функций других органов. У физиологии и психологии вообще разные задачи: физиология изучает организм, а психология уходит совсем в другой мир (угу… в мир иной ;). Герцен считает, что различия психики человека и животных – качественные, причина заключается в историческом развитии человека. Александр Иваныч материалистически решает проблему психологии познания, развивает идеи о соотношении разума и чувства, критикует Локка и Кондильяка. Личность, по его мнению, активна, не является пассивным продуктом среды. Воля социально-исторически обусловлена. Психология Чернышевского основывалась на принципах философского материализма в его антропологической форме (человек как единое целое имеет только одну натуру Þ каждая сторона его деятельности – деятельность всего организма целиком, либо деятельность органа, рассматриваемого в натуральной связи со всем организмом). Чернышевский ратовал за причинный подход в психологии: научная психология должна выйти за пределы сознания в целях познания его причин. Он различал характер и темперамент. Характер определяется условиями жизни, воспитанием и поступками человека (имеет социальную природу). Темперамент обусловлен природными факторами, но все же подвержен влиянию социальных условий. Чернышевский выступал против функционализма. Мышление, память, воображение принадлежит личности и должно рассматриваться в связи с деятельностью человека в соответствии с определенной потребностью. П.Д. Юркевич (1827 – 1874) выступил с критикой Н.Г. Чернышевского: недостаток трактовки психических явлений состоит в том, что психология рассматривается по образцу естествознания. Это чревато сведением психологии к физиологии. Психология – наука о внутреннем чувстве! Важная область развития психологии – педагогика. Н.И. Пирогов в 1856 г. публикует «Вопросы жизни» - примат задачи воспитания личности перед обучением в процессе подготовки будущих специалистов. Органичное соединение педагогики с психологией происходит в труде К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания». В духовном развитии, в формировании характера и нравственных качеств исключительная роль отводится деятельности, особенно труду. «Человек как предмет воспитания» стал предтечей отечественной педагогической психологии. Переход к ней осуществил П.Ф. Каптерев, автор «Педагогической психологии» (1877). Другой областью приложения психологической мысли к практике стала промышленная практика. В 80х гг. появляются работы по учету психики в труде. Русское Географическое Общество затеяло исследование психологии народов России (психическая этнография) А.А. Потебня (1835 – 1891) развивал идеи Гумбольдта о языке. В языке мысль не выражается, а совершается; мысль не передается, а вызывается словом другого. Язык – материализованное сознание народа. Слово – орудие мысли и служит для ее объективации. Изучение развития языка – метод исследования исторического развития сознания и мышления. В слове Потебня выделяет внешнюю форму (звук), значение (идея) и внутреннюю форму представления (образ). Появление собственно психологических трудов (статьи Сеченова, труды Струве и Кавелина) означало переход к новом этапу в развитии русской психологической мысли – психология становится самостоятельной наукой!!!


Информация о работе Психолог Владимир Михайлович Бехтерев