Психологи XX века. Божович Лидия Ильинична

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 08:51, реферат

Описание работы

Божович Лидия Ильинична (1908-1981) — ученица Л.С. Выготского, известный советский психолог. Основная область исследований — педагогическая и детская психология. Большую часть своей научной жизни посвятила изучению формирования личности в онтогенезе. В качестве центральной проблемы ее исследований можно назвать изучение формирования мотивационной сферы человека.

Файлы: 1 файл

Божавич Лидия Ильинична.doc

— 63.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Реферат

по курсу «История психологии»

на тему «Психологи XX века. Божович  Лидия Ильинична»

 

 

 

Божович Лидия Ильинична (1908-1981) — ученица Л.С. Выготского, известный советский психолог. Основная область исследований — педагогическая и детская психология. Большую часть своей научной жизни посвятила изучению формирования личности в онтогенезе. В качестве центральной проблемы ее исследований можно назвать изучение формирования мотивационной сферы человека.

Аффективно-потребностная сфера, мотивы, самосознание (самооценка и уровень притязаний, внутренняя позиция, идеалы, личностная рефлексия), эмоциональная сфера (аффективность, тревожность), аффективные переживания (аффект неадекватности, смысловой барьер), высшие чувства (эмпатия), направленность личности (альтруизм, коллективизм, эгоизм), воля (целеполагание, формирование намерения, борьба мотивов), устойчивость личности и конформизм, готовность ребенка к школьному обучению, формирование отдельных личностных качеств — это основные направления исследований, проводившихся в лаборатории Л. И. Божович, находившейся в составе старейшего психологического института России.

Лидия Ильинична Божович родилась в 1908г. в Курске. В конце 1920-х гг. она приехала поступать во 2-й Московский государственный университет (в настоящее время Государственный педагогический университет), где на вступительных экзаменах встретилась со своей будущей коллегой Л.С. Славиной. Во 2-м МГУ она познакомилась с Л.С. Выготским, который и предопределил направление ее научной деятельности. Под его руководством она написала и защитила дипломную работу, посвященную подражанию. Вместе с А.В. Запорожцем, Р.И. Левиной, Н.Г. Морозовой и Л.С. Славиной Лидия Ильинична работала в семинаре Л.С. Выготского, сохранив тесную связь с ним не только до самой его смерти, но и на протяжении всей своей жизни, отстаивая его позиции и принципы, развивая его идеи.

Окончив Университет, Л.И. Божович работала завучем в психоневрологической школе-санатории, а затем, с 1931г., в Академии коммунистического воспитания на кафедре психологии, которой руководил Л. С. Выготский. Уже в начале 30-х годов Л.И. Божович совместно с А.Н. Леонтьевым, А.Р. Лурия, А.В. Запорожцем и П.И Зинченко начала исследовательский поиск в отделе психологии Харьковской психоневрологической академии.

После смерти Выготского в 1934 г. исследования в области педологии стали считаться предосудительными, и Божович как верную ученицу Выготского уволили из Института психологии, куда она смогла вернуться только после Великой Отечественной войны.

В 1939г. Лидия Ильинична успешно защитила кандидатскую диссертацию, посвященную вопросам психологии усвоения учащимися орфографии. Одним из значимых выводов этого исследования явилось обоснование положения о том, что усвоение школьником знаний существенно определяется особенностями его личностного отношения к изучаемому материалу. Отсюда логически вытекала необходимость глубоко изучить мотивы деятельности учащихся, чем затем на протяжении нескольких десятков лет и занималась Л.И. Божович.

В годы Великой Отечественной войны заведовала отделом трудотерапии эвакогоспиталя в г.Кыштыме Челябинской области. После ее окончания 40 лет проработала в НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (теперь Психологический институт РАО) из них более 30 лет заведуя созданной ею лабораторией психологии формирования личности.

Известные ныне психологи A.M. Прихожан и Н.Н. Толстых, многие годы проработавшие под руководством Л.И. Божович, вспоминают, что самое первое, что отличало ее деятельность, ее личность — это постоянная включенность в творческий процесс. Вторая отличительная черта той атмосферы, что царила в научном коллективе, возглавляемом Л.И. Божович, — живое ощущение истории — страны, науки, научной школы Л.С. Выготского.

Лидия Ильинична стремилась выявить закономерности психического развития ребенка, понять психологическую природу поведения детей. Причем ее интересовали не только дети «в норме», но и дети с аффективным поведением, изучению психологических характеристик которых, определению средств выявления их особенностей и путей коррекционной работы с ними были посвящены пролонгированные исследования проведенные совместно с Л.С. Славиной (1966). Много внимания уделяла Лидия Ильинична решению проблем развития самооценки как основной составляющей самосознания личности, определению уровня притязаний, становлению идеалов, развитию волевого поведения, личностной направленности, нравственной устойчивости личности, этапам ее формирования. Особое место при этом Л.И. Божович отводила выявлению особенностей кризисов возрастного развития, которые, по ее мнению, являются результатами депривации тех потребностей ребенка, которые возникают у него к концу каждого возрастного периода вместе с основным, личностным новообразованием.

В 1963—1964гг. ее лаборатория проводила  совместное кросс-культурное исследование с американским психологом У. Бронфенбреннером, результаты которого были отражены в его книге «Два мира детства», изданной на английском и русском языках. В основе исследования лежала гипотеза, что советские дети, в противоположность американским и английским, будут в меньшей степени поддаваться антисоциальному влиянию сверстников и легче принимать нормы, требуемые взрослыми. Исследование проводилось на учащихся 11—12 лет в Англии, США и СССР. Проверялось, чье влияние на учащихся-испытуемых сильнее: взрослых или сверстников. Вывод оказался следующим: советские дети меньше, чем американские и английские, подвержены антисоциальному влиянию сверстников, поскольку в СССР через детские коллективы взрослые проводят свою мораль (принцип воспитания А. С. Макаренко).

Божович являлась не только крупным  теоретиком, но и замечательным практиком: в течение 30 лет она руководила лабораторией психологии формирования личности в НИИ общей и педагогической психологии. Лидию Ильиничну всегда интересовала возможность применения получаемых в лаборатории знаний в педагогической практике Экспериментальные исследования, проводившиеся под ее руководством в этой лаборатории, применялись суворовских училищах, школах-интернатах, школах для трудных подростков. Она постоянно сотрудничала с крупным специалистом в области педагогики, Татьяной Ефимовной Конниковой, из педагогического института им. Герцена (Ленинград). Многие сотрудники лаборатории Л.И. Божович не просто вели исследовательскую работу на экспериментальных базах, но активно претворяли имеющиеся у них знания по закономерностям формирования личности ребенка в практику воспитания детей на этих базах (школах, интернатах, суворовских училищах, школах для трудных подростков и др.). Без работ лаборатории Л. И. Божович вряд ли было возможно появление в 1980х гг. направления детской практической психологии, основанного И. В. Дубровиной вместе с сотрудниками лаборатории Л.И. Божович. В 1976г. Лидия Ильинична перестала заведовать лабораторией, оставшись на должности профессора консультанта, а возглавила лабораторию Ирина Владимировна Дубровина. Сама Ирина Владимировна в сборнике научных трудов лаборатории, посвященном памяти Л.И. Божович, так пишет о появлении новой отрасли психологического знания: «Лаборатория на протяжении своего существования меняла названия — от первоначального — психологии воспитания, до нынешнего — научных основ детской практической психологии, но не содержание своих основных исследований, в центре которых было и остается изучение закономерностей развития личности в онтогенезе. Переход нашего коллектива к проблеме, новой для науки и актуальной для практики, — разработка научных основ детской практической психологии — не случаен, он подготовлен всей предшествующей историей работы лаборатории»1

Умерла Л.И. Божович в 1981 г.

 

Научное направление Л. И. Божович  в культурно-исторической психологии по праву может называться научной  школой, поскольку работы этого направления  основываются на оригинальной концепции  формирования личности в онтогенезе Л. И. Божович, объединены единым понятийным аппаратом и характерными методами исследования: формирующий эксперимент, называвшийся в лаборатории Л. И. Божович «преобразующим», и констатирующий эксперимент. При этом важно подчеркнуть, что отличительной особенностью экспериментальных исследований школы Л.И. Божович было то, что они максимально приближены к реальной жизни ребенка: формирующий (преобразующий) эксперимент проходил, как правило, внутри школьной жизни, а констатирующий — в условиях, максимально приближающих экспериментальную ситуацию к реальной жизненной.

Ключевым положением этой концепции  является представление о личности как о целостной структуре, формирующейся  под влиянием воздействий внешней  среды, а затем становящейся независимой от внешних условий, устойчивой к воздействиям среды, при этом личность способна преобразовывать не только среду, но и саму себя. Важнейшим фактором личностной устойчивости является сформировавшаяся мотивационная сфера человека, представляющая собой мотивационную иерархию, на вершине которой находятся устойчиво-доминирующие мотивы, определяющие личностную направленность человека. Отсюда понятно то значение, которое в школе Л.И. Божович придавалось изучению формирования мотивационной сферы в онтогенезе. Важно отметить, что под мотивами поведения Лидия Ильинична понимала внутренние, а не внешние побудители.В качестве движущей силы психического развития ребенка рассматривался мотив, представляющий собой базальную, духовную, ненасыщаемую потребность в новых впечатлениях. По мере развития мотивационной сферы и формирования личности большая часть человеческого поведения начинает побуждаться опосредованными мотивами, т. е. мотивами, которые сами по себе не имеют для данного человека побудительной силы, но приобретают таковую за счет опосредования их теми или иными духовными потребностями. Роль высших ненасыщаемых духовных потребностей в формировании личности — это еще одна важная составляющая концепции Л. И. Божович. Исследования по этому вопросу показывают, как из натуральных потребностей путем опосредования, происходящего в результате присвоения ребенком человеческой культуры, появляются высшие духовные потребности, понимаемые Л. И. Божович как психологические новообразования, качественные изменения в психике человека, свидетельствующие о его развитии. В этом же ключе рассматривалось ею развитие воли в онтогенезе. Это направление исследовательских работ школы Л. И. Божович является прямым продолжением пути исследования развития психики человека, намеченного ее учителем, Л. С. Выготским. Еще одним ключевым понятием в работах Л. И. Божович было понятие «внутренняя позиция» ребенка, подчеркивающее важность изучения внутренней психической жизни детей. «Внутренняя позиция складывается из того, как ребенок на основе своего предшествующего опыта, своих возможностей, своих ранее возникших потребностей и стремлений относится к тому объективному положению, какое он занимает в жизни в настоящее время и какое положение он хочет занимать»2. Заслугой Божович является создание ею собственной оригинальной концепции личности, основанной на культурно-исторической концепции Выготского.

Представления об активности, противопоставляемой  реактивности, устойчивости и свободе  личности составляли основу ее концепции  личности.

В монографии «Личность и ее формирование в детском возрасте» Божович под личностью понимает человека, достигшего определенного уровня психического развития.

Этот уровень распознается ею как  состояние, когда в процессе самопознания человек начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и выражающееся в понятии Я.

Для того чтобы с полным правом называться личностью, по мнению Божович, человек должен иметь собственные взгляды и отношения, собственные моральные требования и оценки, делающие его относительно устойчивым и независимым от чуждых его собственным убеждениям воздействий среды.

Необходимой характеристикой личности, по мнению Божович, является активность, заключающаяся в сознательном воздействии  на окружающую действительность, изменении ее в своих целях; способности управлять своим поведением, деятельностью и своим психическим развитием.

Научные работы, выполненные сотрудниками лаборатории под руководством Божович, за 30 лет внесли огромный вклад в развитие как экспериментальной педологии, так и в развитие психологии в целом.

Так, эти работы были посвящены  проблемам мотивации; проблемам  обучения советских школьников; проблемам доминирования мотивов и направленности личности. Божович уделяла особенное внимание исследованию идеалов, высших чувств, произвольности, воли. Сотрудниками лаборатории изучалась проблематика самосознания, самооценки, аффекта неадекватности и эмпатии, конформизма и устойчивости личности, что соответствовало проблемам, занимающим умы прогрессивных европейских психологов того времени.

Тем не менее, несмотря на всяческие репрессии, угрожавшие ей на протяжении всей жизни, Божович не пыталась встать на путь диссидентства. Она стремилась переделать советское общество в традициях европейского гуманизма.

Позиция Божович в те тяжелые  для советской психологии времена  разделялась далеко не всеми. Сама идея экспериментального изучения личности расценивалась и воспринималась исключительно как подверженность буржуазным веяниям в науке.

На протяжении всей жизни Лидия Ильинична Божович трудилась в идеологизированной обстановке, тем не менее ей удавалось изучать и включать в свои научные тексты запрещенные в то время идеи Фрейда, Роджерса, Хорни и других известных зарубежных психологов.

Детская практическая психология во многом стала возможна как новая отрасль прикладной психологии потому, что имелись уникальные знания, касающиеся возрастных закономерностей формирования личности в онтогенезе, накопленные как в школе Л.И. Божович, так и в других научных школах, основанных учениками Л. С. Выготского а также в лаборатории Л.И. Божович сформировались научные сотрудники, сочетавшие в себе академическую образованность и эрудированность, умение ставить и решать исследовательские задачи, знавшие толк в экспериментальной научной работе и, кроме всего прочего, понимавшие, что накопленные психологические знания необходимы педагогической практике воспитания и обучения детей

Информация о работе Психологи XX века. Божович Лидия Ильинична