Психологическая диагностика готовности детей к школьному обучению

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июня 2013 в 12:46, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: исследование психологической готовности детей дошкольников к обучению в школе.
Объект исследования: психологическая готовность детей к обучению в школе
Предмет исследования: внутренняя позиция школьника как один из критериев психологической готовности ребенка к школе

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..3
1.Психологическая характеристика ребенка дошкольника к обучению
в школе…………………………………………………………………6
2.Современные подходы к проблеме психологической готовности
детей к школе………………………………………………………….10
3.Анализ методов диагностики психологической готовности к школе..16
Заключение………………………………………………………………….22
Глоссарий……………………………………………………………………25
Список использованных источников………………………………………28

Файлы: 1 файл

Психологическая диагностика готовности детей к школьному обучению.doc

— 154.00 Кб (Скачать файл)

Среди наиболее известных  зарубежных тестов определения школьной зрелости, применяющихся в нашей  стране, можно назвать «Ориентационный  тест школьной зрелости» Керна-Йирасека и тест Г. Витцлака «Способность к обучению в школе».(Приложение)

Я. Йирасек провел исследование по установлению связи между успешностью выполнения теста школьной зрелости и успешностью в дальнейшем обучении. Оказалось, что дети, хорошо справляющиеся с тестом, как правило, хорошо учатся в школе, но дети, плохо справляющиеся с тестом, в школе могут хорошо успевать. Поэтому Я. Иирасек подчеркивает, что результат тестового испытания можно рассматривать как основание для заключения о школьной зрелости и нельзя интерпретировать как школьную незрелость (например, бывают случаи, когда способные дети схематично рисуют человека, что существенно отражается на полученном ими суммарном балле).

Тест Керна–Йирасека может применяться как в группе, так и индивидуально.

К наиболее известным  отечественным методам определения психологической готовности к школьному обучению относятся методы, выявляющие сформированность психологических предпосылок к обучению, базирующиеся в основном на положениях Д.Б. Эльконина о задачах диагностики психического развития в переходные периоды.

Д.Б. Эльконин считал, что для понимания психического развития в переходные периоды диагностическая схема должна включать в себя выявление как новообразований закончившегося возрастного периода, так и появление и уровень развития симптомов, характеризующих наступление следующего периода. При переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту должны диагностироваться, с одной стороны, сформированность игровой деятельности – ее основных структурных компонентов (перенос значения одного предмета на другой, соотношение роли и правила, уровень подчинения правилу игры), уровень развития наглядно-образного мышления, познавательных мотивов, общих представлений, использование символических средств; с другой стороны – потеря непосредственности в социальных отношениях, обобщение переживаний, связанных с оценкой, развитие самоконтроля. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что предметом такой диагностики становятся не отдельные психические процессы или функции (восприятие, внимание, память), а операциональные единицы деятельности. С его точки зрения, это создает значительно большую конкретность диагностики и дает возможность на ее основе намечать необходимую коррекцию при обнаружении отставания тех или иных сторон психического развития [22, с. 254].

Существующие отечественные методики определения сформированности предпосылок овладения учебной деятельностью фактически отвечают этому методологическому принципу. Среди них методика «Узор» Л.И. Цеханской, методика «Графический диктант» Д.Б. Эльконина, методика «Рисование по точкам» А.Л. Венгера и др.

Помимо методов, определяющих сформированность психологических  предпосылок к обучению, используются тесты на школьную зрелость, состоящие  из различных шкал, выявляющих развитие ребенка в разных сферах. Примером могут служить интеллектуальные шкалы эстонского психолога П.Я. Кеэса, определяющие развитие восприятия, логического и пространственного мышления и др. А.Г. Лидере и В.Г. Колесников адаптировали нормы по шкалам П.Я. Кеэса для России [20].

Весьма эффективной  для обследования детей на готовность к школьному обучению является методика М.Н. Костиковой [15, с. 77]. Автор предлагает ориентироваться не на результат тестового испытания, а на процесс решения, анализируя при этом затруднения, испытываемые детьми, и те виды помощи, которые необходимы им для успешного выполнения задания. Под затруднениями подразумеваются любые остановки в выполнении заданий, любое неправильное их выполнение (например, малопродуктивный способ работы), превышение среднего временного показателя. Затруднения свидетельствуют о том, что ребенок не может выполнить экспериментальное задание в соответствии с нормативами.

В тех случаях, когда  ребенок не может самостоятельно преодолеть затруднения, экспериментатор  начинает создавать условия преодоления  затруднений. Под условиями преодоления затруднений подразумеваются различные виды помощи, оказываемые ребенку в процессе работы. В каждом конкретном случае помощь осуществляется в таком объеме и того качества, которые требуются для преодоления ребенком испытываемых им затруднений.

М.Н. Костикова выделяет пять видов помощи: стимулирующая, эмоционально-регулирующая, направляющая, организующая и обучающая. За каждым из них стоят различные степень и качество вмешательства экспериментатора в работу ребенка. Результат обследования не просто показывает уровень психического развития ребенка, а дает ключ к индивидуальному подходу при его обучении. Использование данной методики определения готовности к школьному обучению требует высокого профессионализма психолога при работе с ребенком.

Несмотря на многообразие существующих методов определения  готовности детей к школьному  обучению, психологи продолжают поиски более совершенных диагностических  программ, отвечающих следующим требованиям: 1) обследование не должно быть слишком  длительным, так как оно должно вписываться во временные рамки записи детей в школу (апрель–май); 2) методики должны давать сведения о мотивационной готовности детей к школе; 3) программа обследования должна содержать необходимые и достаточные компоненты для заключения о готовности ребенка к школе.

 

 

 

 

Заключение

Проведенное исследование позволило сделать следующие  основные выводы.

В период дошкольного  детства ребенок проходит путь от осознания себя как «Я сам», как  физически самостоятельного индивида к осознанию своей внутренней жизни, своих чувств и переживаний, связанных, однако, с конкретной действительностью, отрыв от которой происходит уже за пределами дошкольного возраста.

Под психологической  готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный  уровень психического развития ребенка  для освоения школьной учебной программы  в условиях обучения в коллективе сверстников.

В процессе написания  курсовой работы был проведен анализ современных концепций проблемы психологической готовности ребенка к школе. Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются.

Были выявлены следующие  центральные компоненты, которые  составляют психологическую готовность к обучению в школе:

– новая внутренняя позиция школьника, проявляющаяся в стремлении к общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности;

– в познавательной сфере знаково-символическая функция сознания и способность к замещению, произвольность психических процессов, дифференцированное восприятие, умение обобщать, анализировать, сравнивать познавательные интересы;

– в личностной сфере произвольность поведения, соподчинение мотивов и волевые качества;

– в сфере деятельности и общения: умение принимать условную ситуацию, учиться у взрослого, регулировать свою деятельность.

Кроме того, мной были рассмотрены методы диагностики психологической готовности к школе.

В процессе практической работы было проведено полное обследование группы детей (10 дошкольников) на предмет их психологической готовности к обучению в школе.

В результате было выявлено, что 90% детей имеют интеллектуальную, эмоциональную и социальную зрелость, которая проявляется в психологической  готовности к школе.

Для детей, которые имеют  низкий уровень сформированности психологической готовности к школе, была составлена коррекционная программа, включающая в себя развивающие игры, позволяющие продвинуть вперёд психическое и личностное развитие детей и ориентироваться в межличностном взаимодействии со сверстниками для создания совместной деятельности.

Таким образом, гипотеза данного исследования подтвердилась, что потребность к общению и к познавательной деятельности дошкольников создаёт условия для формирования становления внутренней позиции школьника как основного критерия психологической готовности ребёнка к школе.

 

 

 

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1

Внеситуативно-личностная форма общения

обычно складывающаяся лишь к концу дошкольного возраста

2

 Внеситуативно-познавательная  форма общения

знаменуется первыми  познавательными вопросами ребенка, адресованными взрослому

3

Готовность к школьному  обучению

совокупность морфофизиологических психологических особенностей ребёнка  дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематически организованной школьной учёбе

4

Дошкольное детство

это возраст, в котором  появляются начальные формы учебной  деятельности

5

Игра

форма деятельности в  условных ситуациях, направленная на воссоздание  и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления действий, в предметах науки и культуры.

6

Наглядно-образное мышление

одно из основных новообразований  дошкольного возраста

7

«необучаемость»

когда они не могут  выполнить инструкцию взрослого, проконтролировать  и оценить свою деятельность

8

мировоззрение

представления о себе, о природе, об окружающем мире

9

Психологическая готовность к школьному обучению

необходимый и достаточный уровень  психического развития ребёнка для  освоения школьной учебной программы  в коллективе сверстников

10

Учебная деятельность

Работа по овладению обобщёнными  способами действия, саморазвитию обучающихся  благодаря решению специально поставленных преподавателем учебных задач


 

Список использованных источников

1

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., МГУ, 1999. – 148 с.

2

Бородина Г.В. Еще раз о готовности к школе // Начальная школа: плюс до и после. – 2002. №10. – С. 19–25

3

Борозинец Н.М. К вопросу  психологической готовности к школе  детей с трудностями в обучении // Вопросы психологии. 1998, №2. – С. 56–61.

4

Венгер А.Л. Диагностика ориентировки на систему требований в младшем школьном возрасте // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. – М., МГУ, 2001. – 96 с.

5

Гуткина Н.И. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6–7 лет к школьному обучению. – М., МГУ, 1996. – 154 с.

6

Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., МГУ, 1996. – 64 с.

7

Диагностика учебной  деятельности и интеллектуального  развития детей // под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., изд-во «Наука», 1991. -87 с.

8

Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – М., изд-во «Наука», 2002. – 96 с.

9

Костикова М.Н. Анализ условий преодоления детьми затруднений при выполнении заданий как один из методов определения готовности к школьному обучению // Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. – М., МГУ, 2001. – 86 с.

10

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., МГУ, 2001. – 94 с.

11

Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М., изд-во «Наука», 2006. – 82 с.


 

Приложения

1

 


 




Информация о работе Психологическая диагностика готовности детей к школьному обучению