Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2014 в 14:19, курсовая работа
Цель: изучение проблемы диагностики психологической готовности детей к школьному обучению. Задачи:
1. проанализировать теоретические источники к пониманию психологической готовности ребенка к школьному обучению.
2. проанализировать особенности диагностических критериев психологической готовности ребенка к школе.
3. изучить психологические особенности детей старшего дошкольного возраста.
Введение
Основная часть
1. Готовность ребенка к школьному обучению
2. Основные причины неподготовленности детей к обучению
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложения
Еще одной стороной психического развития, определяющей готовность ребенка к школьному обучению является развитие его речи - овладение умением связно, последовательно, понятно для окружающих описать предмет, картинку, событие, передать ход своих мыслей, объяснить то или другое явление, правило.
Наконец, психологическая готовность к школе включает качество личности ребенка, помогающее ему войти в коллектив класса, найти свое место в нем, включиться в общую деятельность. Это общественные мотивы поведения, те усвоенные ребенком правила поведения по отношению к другим людям и то умение устанавливать и поддерживать взаимоотношения со сверстниками, которые формируются в совместной деятельности дошкольников.
В психологической подготовке детей к школе немалую роль играет специальная воспитательная работа, которая ведется в старшей и подготовительной группах детского сада. В этом случае дети получают обобщенные и систематизированные знания. Их обучают ориентироваться в новых областях действительности, организуют овладение навыками на этой широкой основе. В процессе такого обучения у детей вырабатываются те элементы теоретического подхода к действительности, которые дадут им возможность сознательно усваивать любые знания.
В случае здорового, нормального отношения близких к школе и к учению ребенок с нетерпением готовится к школе.
Основной целью определения психологической готовности к школьному обучению является профилактика школьной дезадаптации. Для успешного достижения этой цели в последнее время создаются различные классы, в задачу которых входит осуществление индивидуального подхода в обучении по отношению к детям, как готовым, так и не готовым к школе, чтобы избежать школьной дезадаптации.
№ п/п |
Понятие |
Определение |
1 |
Адаптация к школе |
процесс приспособления организма школьников к новым условиям жизнедеятельности, новому виду деятельности, новым нагрузкам, связанным и с систематическим обучением. |
2 |
Волевые качества |
это особенности волевой регуляции, ставшие свойствами личности и проявляющиеся в конкретных специфических ситуациях, обусловленных характером преодолеваемой трудности. |
3 |
Дезодаптация |
какое-либо нарушение адаптации, приспособление организма к постоянно меняющимся условиям внешней или внутренней среды. |
4 |
Личность |
это то внутреннее, которое организует и объясняет внутреннюю жизнь и поведение человека. В зависимости от психологической школы личность рассматривается разнообразно: как целостная система внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия (Л.С. Рубинштейн) и т.д. |
5 |
Обучение |
средство передачи социального опыта, особый вид деятельности, в ходе которого на основе познания, упражнения и приобретения опыта возникают новые формы поведения деятельности, изменяются ранее приобретенные. |
6 |
Ролевые игры детей |
это деятельность, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в специальной, создаваемой самими детьми игровой ситуации воссоздают деятельность взрослых и их отношения между собой. |
7 |
Социум |
общество, когда его представляют безликой массой и противопоставляют конкретному человеку, индивиду и личности. Та часть общества, которая непосредственно влияет на личность. |
8 |
Тревожность |
постоянно или ситуативно проявляемое свойство приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в разных социальных ситуациях. |
9 |
Учёный |
Учёный — специалист в какой-либо научной области, внёсший реальный вклад в науку. Обычно учёными называют тех людей, которые применяют научный метод. Учёный может быть экспертом в одной или нескольких областях науки. Понятия «учёный» и «наука» прошли длительное развитие и эволюцию, и их понимание в разных культурах может различаться, однако при этом было сформировано мировое научное сообщество, которое сблизило представления о науке и учёных в разных странах. |
10 |
Цель диагностики психологической готовности к школе |
выявление актуального уровня психического развития ребенка, а также индивидульно-психологических особенностей, специфики поведенческих характеристик. |
1 |
Анастази А. Психологическое тестирование: Т.2, – М., 1992. – 210 с. ISBN 5-358-07431-676-54 |
2 |
Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М., 2001. – 349 с. ISBN 5-89502-210-3 |
3 |
Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. – М., 1994. – 192 с. ISBN 5-07-002701-8 |
4 |
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. – М., 2003. – 216 с. ISBN 5-222-02927-1 |
5 |
Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: Вопросы теории и практики. – М., 1991. – 144 с. ISBN 5-7155-0371-X |
6 |
Дьяченко О.М., Лавретьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. – М., 1984.- 127 с. |
7 |
Истомина З.М. Развитие памяти. – М., 1978. – 176 с. ISBN 5893080254:81.92 |
8 |
Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1983. – С. 56. ISBN 5-94723-625-7 |
9 |
Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М., 1983. – 96 с. |
10 |
Сазонова А. Диагностика психологической готовности ребенка к школе // Дошкольная педагогика, 2003. – № 1. – c. 10-15. |
А |
|
Б |
|
В |
|
Информация о работе Психологическая диагностика готовности детей к школьному обучению