Психологическая диагностика последствий социально-опасного поведения, трудной жизненной ситуации для ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 14:01, статья

Описание работы

Педагог-психолог учреждения образования в работе с детьми, находящимися в социально опасном положении выступает, прежде всего, как специалист по сохранению и восстановлению психологического здоровья.
В своей диагностической деятельности педагог-психолог ориентируется на выявление наиболее распространенных психологических проблем несовершеннолетнего, обусловленных семейным неблагополучием.

Файлы: 1 файл

Kolsh.doc

— 84.50 Кб (Скачать файл)

ГУ «Центр адаптации несовершеннолетних» педагог-психолог Саттыкова Раушан Майдановна

Тема:

«Психологическая диагностика

последствий социально-опасного поведения,

 трудной жизненной  ситуации для ребенка»

 

Саттыкова Р.М педагог-психолог

 ГУ «Центр адаптации несовершеннолетних»

 

Педагог-психолог учреждения образования в работе с детьми, находящимися в социально опасном положении выступает, прежде всего, как специалист по сохранению и восстановлению психологического здоровья.

В своей диагностической деятельности педагог-психолог ориентируется на выявление наиболее распространенных психологических проблем несовершеннолетнего, обусловленных семейным неблагополучием.

Это, прежде всего, высокая склонность подростка к рискованному поведении, эмоциональное напряжение, недостаточность нравственного развития и правового воспитания, неустойчивая или неадекватная самооценка, сложности во взаимодействии с окружающими, а также низкий уровень развития интеллекта  и познавательной сферы, низкая или неустойчивая учебная мотивация, отсутствие стремления  к  самостоятельному профессиональному определению.

Самым  распространенным фактором семейного неблагополучия является  злоупотребление одним и/или двумя родителями спиртными напитками и исходя из специфики нарушений психологического здоровья несовершеннолетних детей в данных семьях, диагностическая работа педагога-психолога с несовершеннолетним направлена на:

    1. Выявление склонности к отклоняющемуся поведению подростков
    2. Исследование самооценки и ценностных ориентаций  несовершеннолетних
    3. Определение уровня эмоциональной саморегуляции
    4. Выявление особенностей нравственного развития
    5. Изучение типа акцентуаций личности подростка
    6. Выявление уровня и характера личностной тревожности
    7. Определение уровня суицидального риска
    8. Исследование системы отношений в семье
    9. Изучение уровня развития познавательной сферы
    10. Определение    профессиональной готовности подростка.

     Перед проведением исследования личности несовершеннолетнего, педагогом-психологом составляется программа диагностики личности подростка, находящегося в социально опасном положении в соответствии с его возрастом и особенностями психофизического развития несовершеннолетнего.

В программе указываются методики и методы диагностики, которыми владеет педагог-психолог и которые  будут использоваться при изучении личности подростка.      

 

Примерная программа диагностики личности несовершеннолетнего, оказавшегося в сложной жизненной ситуации

(для младшего  школьного возраста)

 

Диагностические      методики

Дата

Диагностика  познавательной  сферы

 

1. «Узнавание  фигур»

 

2. «Расстановка  чисел»

 

3. «Память на числа»

 

4. Методика «Заучивание 10 слов» А.Р.Лурия

 

5. «Простые аналогии»

 

Диагностика  свойств  личности  и  психических  состояний

 

1. Тест Шмишека

 

2. «Несуществующее животное»

 

3. Тест Филиппса

 

4. Тест «Дом. Дерево. Человек»(ДДЧ)

 

5. Шкала самооценки уровня тревожности Ч.Д.Спилбергера, Ю.Л.Ханина

 

6. Опросник САН

 

7. КОС

 

8. Тест Томаса

 

9. Методика Айзенка

 

10. Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур

 

Диагностика  межличностных  отношений  в  коллективе

 

1. Социометрия

 

2. ЦОЕ

 

3. Тест  цветовых  отношений  Лутошкина

 

4. Референтометрия

 

Диагностика  отношений  в  семье

 

1. Опросник АСВ (Эйдемиллер, Юстицкий)

 

2. Опросник  РОД

 

3. Кинетический рисунок семьи

 

4. Методика диагностики родительского отношения (А.Я.Варга и В.В.Столин)

 

5. Диагностика  семейных  отношений  (анкета)

 

Диагностика  профессиональной  ориентации

 

1. Карта  интересов  "Любите  ли  вы?  Нравится  ли  вам?"

 

2. Тест  Голланда

 

3. Теппинг-тест

 

 

Педагог-психолог учреждения образования (Ф.И.О., подпись) ___________

 

В начале проведения индивидуальной психодиагностики, педагог-психолог беседует  с классным руководителем, педагогами-предметниками, педагогом социальным, наблюдает за несовершеннолетним во время учебной и внеклассной деятельности, изучает документацию, имеющуюся на ребенка с целью составления полной картины личности подростка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации.

По итогам наблюдений и бесед, педагог-психолог заполняет карту наблюдений за подростком.

Карта наблюдений обучающегося 
Ф.И. ______________________________________ 
Класс_________

Критерии наблюдения

Не наблюдается

Редко

Часто

1

Учебная деятельность: 
-равнодушие 
-нежелание учиться 
- низкая успеваемость 
- затруднения в освоении учебных программ 
- систематическая неуспеваемость по 
одному или нескольким предметам

     

2

Взаимоотношения со сверстниками. 
Положение в классе: 
- изоляция 
- противопоставление себя коллективу 
- положение дезорганизатора 
- положение лидера микрогруппы,  состоящей из «трудных» учащихся. 
Взаимоотношения со сверстниками: 
- жестокое обращение со слабыми и младшими 
- пренебрежительное отношение к сверстникам 
- принадлежность к той или иной молодежной группе

     

3

Взаимоотношения со взрослыми. 
С учителями: 
- конфликтный характер взаимоотношений с одним или несколькими учителями 
- грубость, хамство 
- бестактность 
- ложь 
С родителями 
- конфликтный характер 
- ложь 
- грубость, хамство

     

4

Проведение свободного времени: 
- бросил заниматься в кружке, секции 
- в основном проводит свободное время вне дома (с друзьями на улице) 
- употребляет спиртные напитки 
- курит 
- зарабатывает себе на жизнь

     

5

Отношение к труду, профессиональная ориентация. 
Выбор профессии ( для старшеклассников): 
- незнание своих возможностей и способностей; 
- профессиональная неопределенность 
- неразвитость тех черт личности, которые необходимы для избранной профессии 
Отношение к труду: 
- отрицательное отношение к работе 
- невыполнение трудовых обязанностей в школе 
- неисполнение трудовых обязанностей дома 
- недобросовестное отношение к труду

     

6

Поведение и поступки. 
В школе: 
- прогулы 
- нарушения школьной дисциплины 
- нецензурная брань 
- жаргонная речь 
- порча школьного имущества 
- срыв уроков 
- драки 
В семье: 
- побеги из дома 
- невыполнение домашних обязанностей 
- непослушание 
- ложь 
Противоправные поступки: 
- бродяжничество 
- попрошайничество 
- азартные игры 
- употребление наркотиков 
- проституция 
- кража 
- вымогательство 
- порча имущества 
-нанесение телесных повреждений  
( в результате драки)

     

 

 Дата заполнения _____

Педагог-психолог учреждения образования ____(Ф.И.О, подпись)

 

На основании психологической диагностики подростка, находящегося в трудной жизненной ситуации, оформляется протокол (см. Приложение 1) с выводами и рекомендациями, и составляется характеристика несовершеннолетнего.

На основании полученных данных, педагог-психолог составляется программу и план коррекционно-развивающей работы подростком, находящимся в социально опасном положении.

Выявленные нарушения психологического здоровья подростка, в наибольшей степени обусловлены недостаточной психолого-педагогической компетентностью родителей, низким уровнем осознанности ими детско-родительских взаимоотношений.

Рассматривая злоупотребление спиртными напитками родителями ребенка, как самый распространенный фактор неблагополучия в семье, педагог-психолог в данной ситуации может лишь мотивировать родителей к благоприятным изменениям в жизнедеятельности их семьи. Но, даже проведение диагностической беседы, не говоря о комплексе диагностических процедур, с наркологически зависимыми родителями достаточно сложное.

Для полноценной диагностической работы с родителями, злоупотребляющими спиртными напитками, является снятие с них наркологической зависимости, что в компетенцию педагога-психолога учреждения образования не входит.

 

 

Приложение 1

Примерный протокол психодиагностического исследования несовершеннолетнего, находящегося в социально-опасном положении

 

ПРОТОКОЛ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ

обучающегося _ «_» класса Ф.И. ______________

Методика диагностики :Анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой

Цель диагностики: исследование уровня школьной мотивации.

Кто проводил: педагог-психолог

Дата проведения:________________

В результате исследования выявлено:

На основании данных проведенной диагностики выявлен низкий уровень школьной мотивации у …., о чем свидетельствует  неохотное посещение школы, на уроках часто занимается посторонними делами, играми, испытывает серьезные трудности в обучении: не справляется с учебной деятельностью, испытывает проблемы во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается им как враждебная среда, поэтому …. может иногда проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам.

ВЫВОДЫ ПСИХОЛОГА:

В связи с этим РЕКОМЕНДУЕТСЯ:

  • Классному руководителю_____________________
  • Педагогу социальному________________________
  • Инспектору ИДН ____________________________
  • Библиотекарю________________________________

 

 


Информация о работе Психологическая диагностика последствий социально-опасного поведения, трудной жизненной ситуации для ребенка