Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Октября 2014 в 14:01, статья
Педагог-психолог учреждения образования в работе с детьми, находящимися в социально опасном положении выступает, прежде всего, как специалист по сохранению и восстановлению психологического здоровья.
В своей диагностической деятельности педагог-психолог ориентируется на выявление наиболее распространенных психологических проблем несовершеннолетнего, обусловленных семейным неблагополучием.
ГУ «Центр адаптации несовершеннолетних» педагог-психолог Саттыкова Раушан Майдановна
Тема:
«Психологическая диагностика
последствий социально-опасного поведения,
трудной жизненной ситуации для ребенка»
Саттыкова Р.М педагог-психолог
ГУ «Центр адаптации несовершеннолетних»
Педагог-психолог учреждения образования в работе с детьми, находящимися в социально опасном положении выступает, прежде всего, как специалист по сохранению и восстановлению психологического здоровья.
В своей диагностической деятельности педагог-психолог ориентируется на выявление наиболее распространенных психологических проблем несовершеннолетнего, обусловленных семейным неблагополучием.
Это, прежде всего, высокая склонность подростка к рискованному поведении, эмоциональное напряжение, недостаточность нравственного развития и правового воспитания, неустойчивая или неадекватная самооценка, сложности во взаимодействии с окружающими, а также низкий уровень развития интеллекта и познавательной сферы, низкая или неустойчивая учебная мотивация, отсутствие стремления к самостоятельному профессиональному определению.
Самым распространенным фактором семейного неблагополучия является злоупотребление одним и/или двумя родителями спиртными напитками и исходя из специфики нарушений психологического здоровья несовершеннолетних детей в данных семьях, диагностическая работа педагога-психолога с несовершеннолетним направлена на:
Перед проведением исследования личности несовершеннолетнего, педагогом-психологом составляется программа диагностики личности подростка, находящегося в социально опасном положении в соответствии с его возрастом и особенностями психофизического развития несовершеннолетнего.
В программе указываются методики и методы диагностики, которыми владеет педагог-психолог и которые будут использоваться при изучении личности подростка.
Примерная программа диагностики личности несовершеннолетнего, оказавшегося в сложной жизненной ситуации
(для младшего школьного возраста)
Диагностические методики |
Дата |
Диагностика познавательной сферы |
|
1. «Узнавание фигур» |
|
2. «Расстановка чисел» |
|
3. «Память на числа» |
|
4. Методика «Заучивание 10 слов» А.Р.Лурия |
|
5. «Простые аналогии» |
|
Диагностика свойств личности и психических состояний |
|
1. Тест Шмишека |
|
2. «Несуществующее животное» |
|
3. Тест Филиппса |
|
4. Тест «Дом. Дерево. Человек»(ДДЧ) |
|
5. Шкала самооценки уровня тревожности Ч.Д.Спилбергера, Ю.Л.Ханина |
|
6. Опросник САН |
|
7. КОС |
|
8. Тест Томаса |
|
9. Методика Айзенка |
|
10. Конструктивный рисунок человека из геометрических фигур |
|
Диагностика межличностных отношений в коллективе |
|
1. Социометрия |
|
2. ЦОЕ |
|
3. Тест цветовых отношений Лутошкина |
|
4. Референтометрия |
|
Диагностика отношений в семье |
|
1. Опросник АСВ (Эйдемиллер, Юстицкий) |
|
2. Опросник РОД |
|
3. Кинетический рисунок семьи |
|
4. Методика диагностики родительского отношения (А.Я.Варга и В.В.Столин) |
|
5. Диагностика семейных отношений (анкета) |
|
Диагностика профессиональной ориентации |
|
1. Карта интересов "Любите ли вы? Нравится ли вам?" |
|
2. Тест Голланда |
|
3. Теппинг-тест |
Педагог-психолог учреждения образования (Ф.И.О., подпись) ___________
В начале проведения индивидуальной психодиагностики, педагог-психолог беседует с классным руководителем, педагогами-предметниками, педагогом социальным, наблюдает за несовершеннолетним во время учебной и внеклассной деятельности, изучает документацию, имеющуюся на ребенка с целью составления полной картины личности подростка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации.
По итогам наблюдений и бесед, педагог-психолог заполняет карту наблюдений за подростком.
Карта наблюдений обучающегося
Ф.И. ______________________________
Класс_________
№ |
Критерии наблюдения |
Не наблюдается |
Редко |
Часто |
1 |
Учебная деятельность: |
|||
2 |
Взаимоотношения со сверстниками. |
|||
3 |
Взаимоотношения со взрослыми. |
|||
4 |
Проведение свободного времени: |
|||
5 |
Отношение к труду, профессиональная
ориентация. |
|||
6 |
Поведение и поступки. |
Дата заполнения _____
Педагог-психолог учреждения образования ____(Ф.И.О, подпись)
На основании психологической диагностики подростка, находящегося в трудной жизненной ситуации, оформляется протокол (см. Приложение 1) с выводами и рекомендациями, и составляется характеристика несовершеннолетнего.
На основании полученных данных, педагог-психолог составляется программу и план коррекционно-развивающей работы подростком, находящимся в социально опасном положении.
Выявленные нарушения психологического здоровья подростка, в наибольшей степени обусловлены недостаточной психолого-педагогической компетентностью родителей, низким уровнем осознанности ими детско-родительских взаимоотношений.
Рассматривая злоупотребление спиртными напитками родителями ребенка, как самый распространенный фактор неблагополучия в семье, педагог-психолог в данной ситуации может лишь мотивировать родителей к благоприятным изменениям в жизнедеятельности их семьи. Но, даже проведение диагностической беседы, не говоря о комплексе диагностических процедур, с наркологически зависимыми родителями достаточно сложное.
Для полноценной диагностической работы с родителями, злоупотребляющими спиртными напитками, является снятие с них наркологической зависимости, что в компетенцию педагога-психолога учреждения образования не входит.
Приложение 1
Примерный протокол психодиагностического исследования несовершеннолетнего, находящегося в социально-опасном положении
ПРОТОКОЛ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ
обучающегося _ «_» класса Ф.И. ______________
Методика диагностики :Анкета школьной мотивации Н.Г. Лускановой
Цель диагностики: исследование уровня школьной мотивации.
Кто проводил: педагог-психолог
Дата проведения:________________
В результате исследования выявлено:
На основании данных проведенной диагностики выявлен низкий уровень школьной мотивации у …., о чем свидетельствует неохотное посещение школы, на уроках часто занимается посторонними делами, играми, испытывает серьезные трудности в обучении: не справляется с учебной деятельностью, испытывает проблемы во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается им как враждебная среда, поэтому …. может иногда проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам.
ВЫВОДЫ ПСИХОЛОГА:
В связи с этим РЕКОМЕНДУЕТСЯ: