Психологическая готовность к школе.Методы её диагностики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 17:50, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: разработать программу психологической помощи ребенку в период подготовки к школе.
Задача работы: 1. Проанализировать психолого-педагогичечскую литературу по теме исследования. Определить содержание понятия «школьная зрелость». 2. Проанализировать диагностические приемы и программы психологической помощи ребенку на этапе подготовки к школе. 3. Разработать программу занятий, направленную на оказание психологической помощи детям, не подготовленным к школьному обучению.

Содержание работы

Введение.........................................................................................................................................................2

1. Психологическая готовность к школьному обучению.............................................................................3
1.1 Понятие готовности к школьному обучению.Основные аспекты школьной зрелости...................3
1.2 Основные причины неподготовленности детей к школьному обучению.................................11
2. Методики исследования..........................................................................................................................16
3. Психологическая помощь детям с недостаточной готовностью к школьному обучению.................19
3.1 Программа занятий.........................................................................................................................21

Заключение...................................................................................................................................................29
Литература....................................................................................................................................................30

Файлы: 1 файл

Курсовая« Психологическая готовность к школе.Методы её диагностики »4курс.docx

— 83.26 Кб (Скачать файл)

 
ВЫВОД 1. Под психологической готовностью  к школьному обучению понимается необходимость и достаточный  уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы  в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность к школьному обучению определяется прежде всего для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей  работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации. 2. Под писхофизической готовностью  понимается физическое созревание ребенка, а также созревание структур мозга, обеспечивающее соответствующих возрастной норме уровня развития психических  процессов. Под интеллектуальной готовностью  понимается развитие мыслительных процессов - способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы. У ребенка должна быть определенная широта представлений, в том числе  образных и нравственных, соответствующее  речевое развитие, познавательная активность. Под личностной готовностью понимается наличие развитой учебной мотивации, навыков общения и совместной деятельности. У ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная  и волевая устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности. Несформированность одного из компонентов школьной готовности является не благоприятным вариантом  развития и ведет к затруднениям в адаптации к школе: в учебной  и социально-психологической сфере. Для подготовки ребенка к успешному  школьному обучению существуют различные  подходы: специальные занятия в  д/саду на этапе адаптации к школе, диагностика школьной готовности и  подготовка до школы.

 

 

 

3.1 Программа занятий

 

 

 

   Психологическая готовность к школьному обучению - одна из важнейших проблем детской и педагогической психологии. От ее решения зависит, как построение оптимальной программы воспитания и обучения дошкольников, так и формирование полноценной учебной деятельности у учащихся начальных классов. 
 
   Существуют программы занятий, направленные на подготовку детей к успешному школьному обучению. Цель: формирование готовности к школьному обучению. 
 
Задачи: 
 
1. Формирование положительного отношения к школе, мотивы учения; 
 
2. Развитие познавательных процессов; 
 
3. Формирование навыков общения и совместной деятельности. 
 
Цель и задачи позволяют определить содержание программы: 
 
   Для формирования положительного отношения к школе выбераются следующие упражнения: «Бег ассоциаций», «Изображение предметов». Для развития памяти, внимания, мышления, воображения: «Пары слов», «Шалтай-болтай», «Собери картинку», «Ищи безостановочно», «Волшебное яйцо», «Маленькие обезьянки», «Бывает - не бывает». 
 
   Навыки общения и совместной деятельности предполагается формировать через следующие упражнения: «Бип», «Маленькие обезьянки», «Путаница», «Зеркало». 
 
По форме организации все игры и упражнения можно разделить на: 
 
- групповые («Бег ассоциаций») 
 
- в парах («Зеркало») 
 
- индивидуальные («Собери картинку», «Волшебное яйцо») 
 
Остальные игры и упражнения по форме организации являются фронтальные. 
 
   Основной прием - игра. Игровая форма была выбрана в связи с учетом особенностей возраста. На этом этапе дошкольного детства игра является ведущей деятельностью ребенка, кроме того, в игре, в привычной обстановке дети легче усваивают навыки и знания. Работа в группе позволяет помимо развития необходимых познавательных процессов, мотивации уделять внимание формированию социально-психологической зрелости; развивать навыки общения, совместной деятельности и т.д. Занятие в группе проводится после диагностики. Состав группы 6-8 человек. Продолжительность занятия 25-30 минут. Если занятия организуются в детском саду, они проводятся 2-3 раза в неделю. Если занятия проводятся на базе школы - то по субботам, 1 раз в неделю. 
 
ЗАНЯТИЕ 1. 
 
Цель: Знакомство психолога с детьми, детей с психологом, детей друг с другом. Развитие навыка работы в парах. Развитие памяти, внимания. 
 
Ход занятия: 
 
1. Ритуал приветствия: 
 
Цель: знакомство, развитие умения слушать друг друга. 
 
Ход: Психолог выбирает предмет (игрушка), показывает его детям и говорит, что этот предмет будет символом нашей группы, он будет нам во всем помогать. Сегодня он поможет нам познакомиться друг с другом. Желательно чтобы дети сидели в кругу. Психолог держит предмет и рассказывает детям о себе, затем передает символ рядом сидящему ребенку, он тоже рассказывает все, что считает нужным, о себе и так далее по кругу. Когда знакомство закончится, дети вместе с психологом выбирают место, где будет находиться их символ. 
 
Затем все договариваются, что прежде, чем начать занятие, они будут брать друг друга за руки в кругу, а в центре стоит символ. И каждый по очереди желает всем что-нибудь хорошее. Это и будет являться ритуалом приветствия во всех занятиях. 
 
2. «Четыре стихии» 
 
Цель: развить внимание, связанное с координацией слухового аппарата и двигательного анамуатора. 
 
Ход: Играющие сидят в кругу, ведущий договаривается с ними, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» - руки вперед, «воздух» - руки вверх, «огонь» - вращение руками в локтевых суставах. Кто ошибается, выходит из круга. Победителю все дети аплодируют.

  1. «Запоминай порядок» 
     
    Цель: развитие памяти. 
     
    Ход: Психолог показывает в руке 6-7 цветных карандашей. Через 20 секунд, убрав их, спрашивает последовательность их расположения. 
     
    4. «Попугай» 
     
    Цель: развитие навыка работы в парах, умения работать по образцу, развитие внимания, памяти, учить понимать другого человека. 
     
    Ход: Психолог демонстрирует упражнение с кем-то из ребят. Он просит ребенка, например, назвать любое время суток, рассказать о событиях лета, о себе. Психолог играет роль попугая, стараясь подхватить интоннацию ребенка, повторить его голос. Дети разбиваются по парам, играют, отражая мимику, жесты, внимательно наблюдая за партнером. 
     
    5. Итог занятия: 
     
    - Чем мы сегодня занимались? 
     
    - Что понравилось больше всего? 
     
    6. «Ритуал прощания» 
     
    Дети, вместе с психологом садятся в кругу и, передавая символ друг другу, прощаются со всеми. 
     
    ЗАНЯТИЕ 2. 
     
    Цель: формирование положительного отношения к школе. Развитие навыка работы в парах, группах. Воспитание наблюдательности. 
     
    Ход занятия: 
     
    1. «Ритуал приветствия» 
     
    2. «Настроение в цвете» 
     
    Цель: развитие воображения, эмоциональный настрой ребенка на работу. 
     
    Ход: Детям предлагается красками нарисовать свое настроение на листе бумаги. Затем психолог предлагает поддержать тех, у кого настроение плохое. Дети делают это с символом в руках. 
     
    3. «Бег ассоциаций» 
     
    Цель: формирование положительного отношения к школе» 
     
    Ход: Дети делятся на 2 группы. Психолог задает вопрос: «Какие слова приходят на ум, когда я говорю слово «школа»? 
     
    Каждая группа отвечает. Затем дети беседуют. В обсуждении идет поиск интересных, приятных не только игровых, но и учебных моментов в понятии «школа». 
     
    4. «Изображение предметов» 
     
    Цель: воспитание наблюдательности, развитие воображения, умение видеть другого. 
     
    Ход: Ребенок мимикой, жестами изображает предмет, остальные дети его отгадывают. Кто отгадал - становится ведущим. 
     
    5. Физминутка «Ванька-встанька» 
     
    Цель: Дать возможность детям отдохнуть. Обучение умению действовать по инструкциям. 
     
    Ход: Отдых наш физкультминутка 
     
    Занимай свои места: 
     
    Раз - присели, два - привстали. 
     
    Руки к верху все подняли. 
     
    Сели, встали, сели, встали 
     
    Ванькой-встанькой словно стали, 
     
    А потом пустились вскачь, 
     
    Будто мой упругий мяч. 
     
    6. «Зеркало» 
     
    Цель: развитие навыка работы в парах 
     
    Ход: Дети разбиваются по парам. Встают лицом к лицу, смотрят друг на друга и повторяют движения. 
     
    7. «Настроение в цвете» 
     
    Цель: отслеживание эмоционального состояния детей. Психологическая поддержка. 
     
    8. Итог занятия. 
     
    9. Ритуал прощания. 
     
    Занятие 3. 
     
    Цель: развитие памяти, мышления, навыка совместной деятельности. 
     
    Ход занятия: 
     
    1. «Ритуал приветствия» 
     
    2. Настроение в цвете» 
     
    3. «Пары слов» 
     
    Цель развитие памяти. Обучение запоминанию по ассоциации. 
     
    Ход: Детям нужно запомнить вторые слова из пары слов: кошка - молоко, булка - масло, мальчик - машина, зима - гора, стол - пирог, зубы - щетка, река - мост. 
     
    Затем психолог говорит первое слово из пары, а дети второе слово. Психолог объясняет, как можно легче запомнить, если установить взаимосвязь между словами. 
     
    4. Физкультминутка «Шалтай-болтай» 
     
    Цель: развитие памяти, навыка работы по образцу. 
     
    Ход: Дети поворачивают туловище вправо, влево, руки свободно болтаются как у тряпочной куклы на слова «свалился во сне» резко наклоняют корпус тела вниз. 
     
    Психолог показывает пример, дети повторяют. 
     
    «Шалтай-болтай 
     
    сидел на стене 
     
    Шалтай-болтай 
     
    Свалился во сне» 
     
    5. «Собери картинку» 
     
    Цель: развитие мышления. 
     
    Ход: Каждому ребенку выдаются детали от разрезанной картинки. Дети собирают, психолог при необходимости помогает. 
     
    Второе задание усложняется. Можно внести элемент соревнования. Возможно совместное собирание картинки. 
     
    6. «Путаница» 
     
    Цель: развитие навыка совместной деятельности. 
     
    Ход: Выбирается водящий. Он выходит из комнаты. Остальные дети берутся за руки в кругу, не разжимая рук начинают запутываться - кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий «распутывает», не разжимая детей. 
     
    7. «Настроение в цвете». 
     
    8. Итог занятия. 
     
    9. Ритуал прощания. 
     
    Занятие 4. 
     
    Цель: Развитие навыков общения, воображения, внимания. 
     
    Ход занятия: 
     
    1. «Ритуал приветствия». 
     
    2. «Настроение в цвете». 
     
    3. «Ищи безостановочно». 
     
    Цель: развитие внимания. 
     
    Ход: В течение 10-15 сек. Увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (размера, формы). 
     
    4. «Волшебное яйцо». 
     
    Цель: развитие воображения. 
     
    Ход: каждому ребенку дается шаблон в виде яйца, который обводится на листе бумаги. Затем детям предлагается дорисовать овал, так, чтобы получился новый предмет. В конце занятия можно организовать выставку рисунков. 
     
    Если предложить ребенку дорисовать несколько овалов, так чтобы получились разные предметы, то это будет способствовать развитию гибкости и беглости мышления. 
     
    5. «Маленькие обезьянки» 
     
    Цель: развитие внимания, навыков общения. 
     
    Ход: каждый из стоящих в ряду детей (3-6 чел.) принимает какую-то позу. Один из играющих, поглядев на них 40-50 сек., копирует позу каждого, а остальные стоят спокойно. 
     
    6. Физминутка «Шалтай-болтай» 
     
    7. «Бывает - не бывает» 
     
    Цель: развитие воображения, внимания. 
     
    Ход: Психолог говорит предложения. Если это бывает - дети хлопают в ладоши, не бывает - топают ногами. 
     
    «Волк бродит по лесу. Волк сидит на дереве. В кастрюле чашка варится. Кошка по крыше гуляет. Собака по небу плывет. Девочка ласкает собаку. Домик девочку рисует». 
     
    8. «Бип». 
     
    Цель: раскрытие групповых отношений, навыков общения. 
     
    Ход: Дети сидят на стульях. Входящий с закрытыми глазами ходит по кругу, садится на колени к детям и угадывает на ком сидит. Если угадал правильно, то кого назвали, говорит «Бип». 
     
    9. «Настроение в цвете». 
     
    10. Итог занятия. 
     
    11. «Ритуал приветствия».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

 

   Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. 
   Психологическая готовность к школьному обучению определяется прежде всего для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации. 
   В последнее время в литературе уделялось много внимания вопросу о выделении детей, не готовых к школьному обучению и имеющих трудности школьной адаптации в 1 классе. И проблема эта по-прежнему актуальна. Ребенок, поступая в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, успешность обучения ребенка в школе также зависит от его психологической зрелости. Психологическая готовность к обучению - понятие многоаспектное. Она предусматривает не отдельные знания и умения, а определенный набор, в котором должны присутствовать все основные элементы. Какие же составляющие водят в этот набор «школьной готовности»? Основными компонентами школьной зрелости являются: интеллектуальная, личностная, волевая, нравственная готовности. 
   Все перечисленные составляющие школьной готовности важны в развитии ребенка. В случае, если есть недостаточная развитость какого-либо одного компонента возникает потребность в психологической помощи ребенку.  
   Развивающую работу с нуждающими в ней детьми целесообразно проводить в группах развития. В этих группах реализуется развивающая психику ребят программа. Не ставится специальной задачи научить детей считать, писать, читать. Главная задача - довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Основной акцент в группе развития делятся на мотивационное развитие ребенка, а именно развитие познавательного интереса и учебной мотивации. Задача взрослого сначала пробудить у ребенка желание научится чему то новому а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций. 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

 

 

 

1. Авраменко Н.К.  Подготовка ребенка к школе.  М., 1972 - 48 с. 
 
2. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации «Начальная школа» 1999 № 1 61-63 с. 
 
3. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте дети, М. 1983 - 180с. 
 
4. Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. «Школьные трудности благополучных детей М. 1994 - 189 с. 
 
5. Буря Р.С. «Готовим детей к школе М., 1987 - 93с. 
 
6. Венгер Л.А., «Домашняя школа» М. 1994 - 189 с. 
 
7. Венгер Л.А. Венгер Л.А. «Готов ли ваш ребенок к школе?» М. 1994 - 189 с. 
 
8. Венгер Л.А. «Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе, «Дошкольное воспитание» 1970 - 289 с. 
 
9. Готовность к школе / Под редакцией Дубровиной М. 1995 - 289 с. 
 
10. Гуткина Н.Н. Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению «Психологическое образование» 1997 - 235 с. 
 
11. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога /Под редакцией Дубровиной М. 1987 - 235 с. 
 
12. Дьяченко О.М. Веракса Н.Е. Чего на свете не бывает М. 1994 - 189 с. 
 
13. Ефимова С.П. Как готовить ребенка к школе. Советы врача М. 1992 - 16с. 
 
14. Запорожец А.В. Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики /Под редакцией А.В. Запорожца, Г.А. Марковой М. 980 - с. 250-257 
 
15. Козлов Н. А. «Лучшие психологические игры и упражнения», Екатеринбург, 1998 - 136 с. 
 
16. Кравцов Е. Е. «Психологические проблемы, готовности детей к обучению в школе», М., 1991 - 145 с. 
 
17. Кулагина И. Ю. «Возрастная психология», М., 1991 - 335 с. 
 
18. Люблинская А. А. «Учителю о психологии младшего школьника», М., 1977 - 278 с. 
 
19. Марлова Г. А. «Подготовка детей к школе в семье», М., 1976 - 190 с. 
 
20. Мухина В. С. «Психология детства и отрочества», М., 1998 - 488 с. 
 
21. Мухина В. С. «Детская психология», М. 1985 - 315 с. 
 
22. Никитин Б. П. «Развивающие игры», М. 1994 - 189 с. 
 
23. Овчарова Р. В. «Практическая психология в начальной школе», М. 1999 - 261 с. 
 
24. «Особенности психологического развития детей 6 - 7 летнего возраста» под ред. Д. П. Элькошина, А. Л. Вангера, М. 1988 - 189 с. 
 
25. Петровский А. В., Шпалинский В. В. «Социальная психология коллектива», М. 1978 - 291 с. 
 
26. Петроченко Г. Г. «Развитие детей 6 - 7 летнего возраста и подготовка их к школе», М. 1978 - 291 с. 
 
27. «Практикум по возрастной и педагогической психологии», под редакцией И. В. Дубровиной, М. 1998 - 225 с. 
 
28. «Психологические тесты», под ред. А. А. Карелина, М. 1999 - кн. 1, 205 с. 
 
29. Рогов Н. И. «Настольная книга практического психолога», М. 1999 - кн. 1, 214 с. 
 
30. «Руководство практического психолога», под ред. И. В. Дубровиной, М. 1999 (с 31 - 65). 
 
31. Самоухина Н. В. «Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы», М. 1993 - 215 с. 
 
32. Санько А. К., Кафеева Ю. Ж. «Введение в школьную жизнь», «Школьный психолог», 1999, № 23 - с 51 - 63. 
 
33. «Учимся общаться с ребенком», под ред. Петровского В. А., Виноградова А. М., М. 1999 - 178 с. 
 
34. «Хрестоматия. Возрастная и педагогическая психология», Дубровина И. В., Зацепин В. В., М., 1999 - 253 с. 
 
35. Цукерман Г. А., Поливанова Н. К. «Введение в школьную жизнь», Томск, 1992 - 94 с. 
 
36. Эльконин Д. Б. «Психологические игры», М., 1978 - 301 с.

 


Информация о работе Психологическая готовность к школе.Методы её диагностики