Психологическая готовность к школьному обучению детей с речевыми нарушениями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 06:07, реферат

Описание работы

Психологическая готовность к школьному обучению — это сложное образование, в основе которого лежит коммуникативная готовность. Уровень развития общения дошкольников со взрослыми определяет становление и умственных и волевых способностей детей. В общении у ребенка формируется правильное отношение к учителю как носителю и проводнику социально выработанных способов действия, норм поведения. Речь используется для установления контактов с окружающими, привлечения внимания к себе, своим делам и переживаниям, для взаимопонимания, влияния на поведение, мысли и чувства партнера и т.д.

Файлы: 1 файл

Психологическая готовность к школьному обучению детей с речевыми нарушениями.docx

— 22.93 Кб (Скачать файл)

Психологическая готовность к школьному обучению детей с  речевыми нарушениями 

Пантелеева Л. А.

Психологическая готовность к школьному обучению — это сложное образование, в  основе которого лежит коммуникативная  готовность. Уровень развития общения  дошкольников со взрослыми определяет становление и умственных и волевых  способностей детей. В общении у  ребенка формируется правильное отношение к учителю как носителю и проводнику социально выработанных способов действия, норм поведения. Речь используется для установления контактов  с окружающими, привлечения внимания к себе, своим делам и переживаниям, для взаимопонимания, влияния на поведение, мысли и чувства партнера и т.д.

Большинство исследователей понимают под психологической  готовностью к школе наличие  комплекса определенных качеств, которые  можно диагностировать с помощью  специальных методик:

- формирование  определенных умений и навыков,  необходимых для обучения в  школе;

- личностная  готовность;

- интеллектуальная  готовность;

- мотивационная  готовность;

- эмоционально-волевая  готовность;

- коммуникативная  готовность.

Таким образом, готовность к обучению можно  квалифицировать как особое состояние  при переходе человека от одной возрастной ступени к другой, связанное с  системными качественными преобразованиями в сфере деятельности, психических  процессах, сознании, социальных отношениях.

У детей, поступивших в школу, могут наблюдаться  различные нарушения речи: ее недоразвитие, дизартрия, ринолалия, заикание. Тяжелые  речевые расстройства носят системный  характер: страдает речь как целостная  функциональная система, нарушаются все  ее компоненты (фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй).

Нередко стойкое речевое недоразвитие у  детей осложняется различными неврологическими, психопатологическими синдромами, страдают вегетативные функции. Поэтому проблемы обучения для них в новых условиях значительно возрастают. У таких  детей отмечаются слабость мотивации, снижение потребности к речевому общению, своеобразие в формировании центральных психологических новообразований, в том числе и способность  к произвольному общению со взрослым, т.е. способность действовать в  рамках задания.

Дети, имеющие системные нарушения  речи, не способны к длительной игровой  деятельности, они упрямы, в отдельных  случаях проявляется негативизм. У них отмечаются склонность к колебаниям настроения, переходы от импульсивного состояния к заторможенному.

Итак, дети с общим недоразвитием речи нуждаются в коррекции недостатков  психического развития и логопедическом воздействии. Именно на логопедических занятиях можно осуществлять переход  от ведущей игровой к учебной  деятельности. Лучше всего здесь  применять сюжетно-ролевые игры и игры с правилами.

В число  основных компонентов коррекционного воздействия по формированию на логопедических занятиях психологического новообразования  — произвольности коммуникации —  входят:

• сюжетно-ролевые  игры;

• игры с правилами;

• игры и упражнения, моделирующие учебные  задания.

Сюжетно-ролевые  игры

Для того чтобы игровая деятельность способствовала развитию у детей  психических свойств и способностей, усвоению знаний, умений, навыков, надо предварительно сформировать в ней  отдельные структуры.

Формирование игры как  деятельности

Сюда  входят привитие потребности к игре, обучение созданию замысла игры, развитие умения действовать адекватно поставленной цели и т.д. В формировании целевого компонента игры особенно велика роль речи, в первую очередь ее планирующей  функции. Здесь можно рекомендовать  следующие задания:

• пересказ по готовому образцу. Замысел и программы  высказывания уже заданы. Требуется  только повторить высказывание за логопедом  и сличить его с образцом;

• составление  плана рассказа в картинках. Задание  должно обучить самостоятельно ставить  промежуточные и выделять главные  цели задания;

• составление  рассказа по серии картин. При выполнении надо вербализовать готовую программу, а затем, опираясь на нее, построить  высказывание;

• составление  рассказа по опорным словам. Здесь  особое внимание следует уделить  анализу сюжетных картин, выделению  в них самого существенного.

Формирование игры как  совместной деятельности

Совместная  деятельность детей с логопедом  может включать в себя:

- пересказ  прочитанного рассказа с опорой  на сюжетные картины, которые  помогают удержать общую линию  повествования (этот этап следует  рассматривать как дополнительный, его можно использовать при  низком уровне развития совместной  деятельности детей);

- пересказ  текста без наглядных опор;

- построение  рассказа на бытовые темы, хорошо  знакомые детям;

- сочетание  рассказа на темы, которые не  базируются на опыте детей,  с опорой на сюжетную цепь;

- создание  общей сюжетной линии по схеме  волшебных сказок.

Формирование содержания игры

Под содержанием игры понимается то, что  выделено ребенком в качестве основного  момента в деятельности взрослых, отражаемой в игре. Основываясь на этом положении, мы наметили определенную последовательность коррекционного обучения в данном направлении.

Формирование игровых  действий

Для реализации данной задачи можно, например, соотносить персонаж с его действиями. Здесь особенно эффективны дидактические  игры.

"Глагольное  лото". На больших карточках  нарисованы персонажи, совершающие  различные действия. Те же изображения  сделаны на маленьких карточках.  Логопед по очереди берет маленькие  карточки и называет показанные  на них действия. Дети должны  найти эту ситуацию на своей  карте, назвать ее и закрыть  изображение фишкой.

"Покажи  и назови". Дети должны воспроизводить  действия, соответствующие тому  или иному персонажу (сказочные  герои, различные животные, насекомые), называть их.

"Кто  знает — пусть дальше продолжает". Дети обучаются вербализации  каждой операции, выполнению цепочек  действий в определенной последовательности. Логопед предлагает ситуации ("кормление": "Сначала я постелю на стол  салфетку..."; "уход за растениями": "Я наливаю в лейку воду..."), а дети последовательно продолжают  дальнейшую цепочку действий  и по требованию логопеда проговаривают  каждое из них.

Формирование действий замещения

Детям предлагаются различные предметы (мозаика, пуговицы, деревянные кубики, конструктор) и ситуация. Логопед дает задание: "Будем готовить обед". Дети из предложенных предметов должны отобрать необходимые, переименовать их и  продемонстрировать ряд действий в  соответствии с новыми функциями.

Благодаря замещению одного предмета другим действия обобщаются и теряют свою конкретность, что способствует развитию творческого  воображения, обобщению жизненного опыта.

Моделирование отношений  между персонажами

Сюда  входит ряд действий:

- чтение  художественной литературы, рассматривание  иллюстраций к ней. Акцент делается  на характеристике персонажей, их  взаимоотношениях;

- анализ  взаимоотношений между героями  произведений;

- анализ  логопедом ролевого поведения  детей, наблюдаемого в их совместных  играх;

- привлечение  детей к анализу ролевого поведения  своих партнеров по игре;

- поочередное  выполнение детьми разных ролей  в одной и той же игре;

- обсуждение  правил реализации роли до  начала игры;

- участие  логопеда в играх детей для  демонстрации ролевого поведения.

Большое значение для психологической подготовки детей к учебной деятельности имеет скюжетно-ролевая игра "Школа". Каждый ребенок должен обязательно  побыть в роли ученика и в роли учителя. Последняя даст ему возможность  понять позицию настоящего учителя, что очень важно для успешного  обучения в школе. Логопед показывает детям примеры взаимодействия учеников между собой, учит их слушать друг друга, понимать, подчинять индивидуальную деятельность задачам и целям  коллективной.

Игры с правилами

В литературе отмечается, что игры с правилами  появляются к концу дошкольного  возраста. В них нет явной роли, принимаемой на себя играющими, но есть определенная внутренняя позиция и  образ действия, оговоренный правилами. Умение выработать такую позицию, устойчиво  ее удерживать и действовать адекватно  формируется в предшествующей играм  с правилами сюжетно-ролевой игре.

Е.Е. Кравцова предлагает использовать определенные методические приемы для формирования кооперативно-соревновательного уровня общения:

- совместная  деятельность-игра, при которой дети  должны согласовывать свои действия  при решении общей задачи;

- наблюдение  логопеда за совместной игрой  детей, обучение их взаимодействию, подсказки, советы, помощь;

- введение  в игру детей-болельщиков, которые  поддерживают одного участника  или команду, помогают играющим  установить соревновательные отношения;

- введение  ребенка-управляющего, который "дирижирует" игрой сверстников, но сам не  принимает в ней участия;

- введение  двух детей-управляющих с взаимно  противоположными позициями, которые  должны решать единую игровую  задачу, сохраняя соревновательные  отношения;

- обучение  ребенка выполнению роли одновременно  двух партнеров с взаимно противоположными  интересами, формирование у него  умения рассматривать сложившуюся  ситуацию с разных сторон. Игры  с правилами принято делить  на дидактические и подвижные (групповые, командные, игры-поединки, сюжетные, музыкальные и др.).

Подвижные игры

Подвижные игры условно (по физической нагрузке) можно разделить на три группы: игры большой, средней и малой  подвижности.

"Бирюльки" (игра малой подвижности).

Двадцать  палочек, длиной с карандаш, в беспорядке в кучку сложены на столе. Надо поочередно по одной взять из кучки  десять палочек так, чтобы не затронуть  другие. Кому это удастся, тот и  выигрывает.

"Мяч  среднему" (игра средней подвижности).

Дети, разделившись на группы, образуют три  или четыре круга. В каждом кругу  игроки становятся на некотором расстоянии (длина вытянутых в стороны  рук), перед их носками проводится черта. В середину каждого круга, отмеченную кружком, выходит водящий  с мячом. По сигналу руководителя водящие начинают поочередно бросать  мяч игрокам и ловить его. Получив  мяч от последнего по порядку игрока в круге, водящий поднимает мяч  вверх, показывая, что переброска закончена.

При перебрасывании мяча водящий не должен выходить из своего кружка, а стоящие  по кругу не имеют права заступать  за его черту. Игрок, уронивший мяч, должен поднять его и перебросить  в установленном порядке соседу по кругу.

"Кто  быстрее" (игра большой подвижности).

Играющие  становятся в две или три колонны  по одному. Перед носками первых чертится общая черта. В 10—15 шагах  от черты обозначаются два или  три (по числу колонн) кружочка. В  каждый кружочек кладется по палочке  или чурке. По команде руководителя ("Внимание! Марш!") головные игроки в колоннах бегут до своих кружочков, три раза ударяют палочками о  землю и возвращаются обратно, стараясь быстрее занять свои места в колоннах. Прибежавший первым выигрывает. Затем  так же бегут вторые, третьи и  остальные игроки.

Выбегая из колонны и спокойно вставая  на свое место, нельзя задевать других игроков. Постучав палочкой, надо ее оставить в кружочке.

Дидактические игры

Основное  назначение дидактических игр —  способствовать усвоению и закреплению  у детей знаний, умений, навыков, развитию умственных способностей.

Игры с предметами

"Похож  — не похож". Здесь детей  обучают сравнивать предметы, замечать  признаки сходства по цвету,  форме, величине, материалу; развивать  наблюдательность, мышление, речь.

Ребенок должен обнаружить два предмета и  доказать их сходство. Отвечает тот, на кого укажет стрелочка.

"Вершки  и корешки". Здесь должны быть  закреплены знания о том, что  у овощей есть съедобные корни  (корешки) и плоды (вершки), у  некоторых овощей съедобны и  вершки и корешки. Дети должны  научиться составлять целое растение  из его частей.

На  столе лежат вершки и корешки  овощей. Дети делятся на две группы: одна группа называется вершки, а другая — корешки. Члены первой группу берут  по вершку, второй — по корешку. По сигналу (хлопок в ладоши) все начинают бегать врассыпную. По сигналу ("Раз, два, три  — свою пару найди!") дети быстро находят себе пару: к своему вершку — корешок.

Искать  свой вершок и корешок можно только по сигналу. С одним и тем же игроком вставать в пару все время  нельзя, надо искать другую пару.

Настольно-печатные игры

"Собери  картинку". Детей учат составлять  целую картинку из отдельных  частей (10—12); на картинках изображены  различные виды сельскохозяйственного  труда.

Воспитатель рассматривает с детьми картинки (тракторист пашет землю, птичница кормит кур, колхозники убирают овощи и  т.п.) и объясняет правила игры. Сложить картинку надо быстро. Начать и закончить игру следует по сигналу  — звонку колокольчика.

Детям раздается по одной разрезной  картинке. По сигналу они выбирают из стоящей на столе коробки нужные части. Кто первым сложит картинку и  скажет, что на ней изображено, получит  фишку.

"Где  это можно купить?" У детей  закрепляются знания о том,  что разные товары продаются  в разных магазинах: продуктовых,  промтоварных, книжных ("Овощи-фрукты", "Булочная", "Молоко"; "Обувь", "Одежда", "Ткани", "Детский  мир", "Спорт"). Дети обучаются  различать магазины по их назначению, ориентироваться в окружающей  обстановке; активизировать словарь.

Информация о работе Психологическая готовность к школьному обучению детей с речевыми нарушениями