Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 06:07, реферат
Психологическая готовность к школьному обучению — это сложное образование, в основе которого лежит коммуникативная готовность. Уровень развития общения дошкольников со взрослыми определяет становление и умственных и волевых способностей детей. В общении у ребенка формируется правильное отношение к учителю как носителю и проводнику социально выработанных способов действия, норм поведения. Речь используется для установления контактов с окружающими, привлечения внимания к себе, своим делам и переживаниям, для взаимопонимания, влияния на поведение, мысли и чувства партнера и т.д.
Психологическая готовность к школьному обучению детей с речевыми нарушениями
Пантелеева Л. А.
Психологическая
готовность к школьному обучению
— это сложное образование, в
основе которого лежит коммуникативная
готовность. Уровень развития общения
дошкольников со взрослыми определяет
становление и умственных и волевых
способностей детей. В общении у
ребенка формируется правильное
отношение к учителю как
Большинство
исследователей понимают под психологической
готовностью к школе наличие
комплекса определенных качеств, которые
можно диагностировать с
- формирование
определенных умений и навыков,
- личностная готовность;
- интеллектуальная готовность;
- мотивационная готовность;
- эмоционально-волевая готовность;
- коммуникативная готовность.
Таким образом, готовность к обучению можно квалифицировать как особое состояние при переходе человека от одной возрастной ступени к другой, связанное с системными качественными преобразованиями в сфере деятельности, психических процессах, сознании, социальных отношениях.
У детей, поступивших в школу, могут наблюдаться различные нарушения речи: ее недоразвитие, дизартрия, ринолалия, заикание. Тяжелые речевые расстройства носят системный характер: страдает речь как целостная функциональная система, нарушаются все ее компоненты (фонетико-фонематическая сторона, лексика, грамматический строй).
Нередко
стойкое речевое недоразвитие у
детей осложняется различными неврологическими,
психопатологическими синдромами, страдают
вегетативные функции. Поэтому проблемы
обучения для них в новых условиях
значительно возрастают. У таких
детей отмечаются слабость мотивации,
снижение потребности к речевому
общению, своеобразие в формировании
центральных психологических
Дети,
имеющие системные нарушения
речи, не способны к длительной игровой
деятельности, они упрямы, в отдельных
случаях проявляется
Итак,
дети с общим недоразвитием речи
нуждаются в коррекции
В число основных компонентов коррекционного воздействия по формированию на логопедических занятиях психологического новообразования — произвольности коммуникации — входят:
• сюжетно-ролевые игры;
• игры с правилами;
• игры и упражнения, моделирующие учебные задания.
Сюжетно-ролевые игры
Для
того чтобы игровая деятельность
способствовала развитию у детей
психических свойств и
Формирование игры как деятельности
Сюда
входят привитие потребности к игре,
обучение созданию замысла игры, развитие
умения действовать адекватно
• пересказ по готовому образцу. Замысел и программы высказывания уже заданы. Требуется только повторить высказывание за логопедом и сличить его с образцом;
• составление плана рассказа в картинках. Задание должно обучить самостоятельно ставить промежуточные и выделять главные цели задания;
• составление
рассказа по серии картин. При выполнении
надо вербализовать готовую
• составление рассказа по опорным словам. Здесь особое внимание следует уделить анализу сюжетных картин, выделению в них самого существенного.
Формирование игры как совместной деятельности
Совместная деятельность детей с логопедом может включать в себя:
- пересказ
прочитанного рассказа с
- пересказ текста без наглядных опор;
- построение рассказа на бытовые темы, хорошо знакомые детям;
- сочетание рассказа на темы, которые не базируются на опыте детей, с опорой на сюжетную цепь;
- создание общей сюжетной линии по схеме волшебных сказок.
Формирование содержания игры
Под содержанием игры понимается то, что выделено ребенком в качестве основного момента в деятельности взрослых, отражаемой в игре. Основываясь на этом положении, мы наметили определенную последовательность коррекционного обучения в данном направлении.
Формирование игровых действий
Для реализации данной задачи можно, например, соотносить персонаж с его действиями. Здесь особенно эффективны дидактические игры.
"Глагольное
лото". На больших карточках
нарисованы персонажи,
"Покажи
и назови". Дети должны воспроизводить
действия, соответствующие тому
или иному персонажу (
"Кто
знает — пусть дальше
Формирование действий замещения
Детям предлагаются различные предметы (мозаика, пуговицы, деревянные кубики, конструктор) и ситуация. Логопед дает задание: "Будем готовить обед". Дети из предложенных предметов должны отобрать необходимые, переименовать их и продемонстрировать ряд действий в соответствии с новыми функциями.
Благодаря замещению одного предмета другим действия обобщаются и теряют свою конкретность, что способствует развитию творческого воображения, обобщению жизненного опыта.
Моделирование отношений между персонажами
Сюда входит ряд действий:
- чтение
художественной литературы, рассматривание
иллюстраций к ней. Акцент
- анализ взаимоотношений между героями произведений;
- анализ
логопедом ролевого поведения
детей, наблюдаемого в их
- привлечение
детей к анализу ролевого
- поочередное
выполнение детьми разных
- обсуждение правил реализации роли до начала игры;
- участие
логопеда в играх детей для
демонстрации ролевого
Большое значение для психологической подготовки детей к учебной деятельности имеет скюжетно-ролевая игра "Школа". Каждый ребенок должен обязательно побыть в роли ученика и в роли учителя. Последняя даст ему возможность понять позицию настоящего учителя, что очень важно для успешного обучения в школе. Логопед показывает детям примеры взаимодействия учеников между собой, учит их слушать друг друга, понимать, подчинять индивидуальную деятельность задачам и целям коллективной.
Игры с правилами
В литературе
отмечается, что игры с правилами
появляются к концу дошкольного
возраста. В них нет явной роли,
принимаемой на себя играющими, но есть
определенная внутренняя позиция и
образ действия, оговоренный правилами.
Умение выработать такую позицию, устойчиво
ее удерживать и действовать адекватно
формируется в предшествующей играм
с правилами сюжетно-ролевой
Е.Е.
Кравцова предлагает использовать определенные
методические приемы для формирования
кооперативно-
- совместная
деятельность-игра, при которой дети
должны согласовывать свои
- наблюдение
логопеда за совместной игрой
детей, обучение их
- введение
в игру детей-болельщиков,
- введение ребенка-управляющего, который "дирижирует" игрой сверстников, но сам не принимает в ней участия;
- введение
двух детей-управляющих с
- обучение
ребенка выполнению роли
Подвижные игры
Подвижные игры условно (по физической нагрузке) можно разделить на три группы: игры большой, средней и малой подвижности.
"Бирюльки" (игра малой подвижности).
Двадцать палочек, длиной с карандаш, в беспорядке в кучку сложены на столе. Надо поочередно по одной взять из кучки десять палочек так, чтобы не затронуть другие. Кому это удастся, тот и выигрывает.
"Мяч среднему" (игра средней подвижности).
Дети, разделившись на группы, образуют три или четыре круга. В каждом кругу игроки становятся на некотором расстоянии (длина вытянутых в стороны рук), перед их носками проводится черта. В середину каждого круга, отмеченную кружком, выходит водящий с мячом. По сигналу руководителя водящие начинают поочередно бросать мяч игрокам и ловить его. Получив мяч от последнего по порядку игрока в круге, водящий поднимает мяч вверх, показывая, что переброска закончена.
При перебрасывании мяча водящий не должен выходить из своего кружка, а стоящие по кругу не имеют права заступать за его черту. Игрок, уронивший мяч, должен поднять его и перебросить в установленном порядке соседу по кругу.
"Кто быстрее" (игра большой подвижности).
Играющие становятся в две или три колонны по одному. Перед носками первых чертится общая черта. В 10—15 шагах от черты обозначаются два или три (по числу колонн) кружочка. В каждый кружочек кладется по палочке или чурке. По команде руководителя ("Внимание! Марш!") головные игроки в колоннах бегут до своих кружочков, три раза ударяют палочками о землю и возвращаются обратно, стараясь быстрее занять свои места в колоннах. Прибежавший первым выигрывает. Затем так же бегут вторые, третьи и остальные игроки.
Выбегая из колонны и спокойно вставая на свое место, нельзя задевать других игроков. Постучав палочкой, надо ее оставить в кружочке.
Дидактические игры
Основное назначение дидактических игр — способствовать усвоению и закреплению у детей знаний, умений, навыков, развитию умственных способностей.
Игры с предметами
"Похож — не похож". Здесь детей обучают сравнивать предметы, замечать признаки сходства по цвету, форме, величине, материалу; развивать наблюдательность, мышление, речь.
Ребенок должен обнаружить два предмета и доказать их сходство. Отвечает тот, на кого укажет стрелочка.
"Вершки
и корешки". Здесь должны быть
закреплены знания о том, что
у овощей есть съедобные корни
(корешки) и плоды (вершки), у
некоторых овощей съедобны и
вершки и корешки. Дети должны
научиться составлять целое
На столе лежат вершки и корешки овощей. Дети делятся на две группы: одна группа называется вершки, а другая — корешки. Члены первой группу берут по вершку, второй — по корешку. По сигналу (хлопок в ладоши) все начинают бегать врассыпную. По сигналу ("Раз, два, три — свою пару найди!") дети быстро находят себе пару: к своему вершку — корешок.
Искать свой вершок и корешок можно только по сигналу. С одним и тем же игроком вставать в пару все время нельзя, надо искать другую пару.
Настольно-печатные игры
"Собери
картинку". Детей учат составлять
целую картинку из отдельных
частей (10—12); на картинках изображены
различные виды
Воспитатель рассматривает с детьми картинки (тракторист пашет землю, птичница кормит кур, колхозники убирают овощи и т.п.) и объясняет правила игры. Сложить картинку надо быстро. Начать и закончить игру следует по сигналу — звонку колокольчика.
Детям раздается по одной разрезной картинке. По сигналу они выбирают из стоящей на столе коробки нужные части. Кто первым сложит картинку и скажет, что на ней изображено, получит фишку.
"Где
это можно купить?" У детей
закрепляются знания о том,
что разные товары продаются
в разных магазинах:
Информация о работе Психологическая готовность к школьному обучению детей с речевыми нарушениями