Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июля 2014 в 12:46, реферат
Поступление в школу подводит итог дошкольному детству и становится стартовой площадкой младшего школьного возраста. Младший школьный возраст -- очень ответственный период школьного детства, от полноценного проживания которого зависит уровень интеллекта и личности, желание и умение учиться, уверенность в своих силах.
Школьная жизнь принципиально отличается от той, которой жил старший дошкольник до поступления в школу. В современной литературе неправомерно сужают проблему готовности к школе, сводя ее, в основном, к возможности освоения учебной деятельности.
Введение
Основная часть
1. Психологическая характеристика готовности к обучению в школе
2. Психологическая неготовность к школе и ее диагностика
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
3) распределение будущих
первоклассников по классам в
соответствии с «зоной
4) отсрочка на один год начала обучения детей, не готовых к школьному обучению.
Психологическая готовность к школьному обучению - одна из важнейших проблем детской и педагогической психологии. От ее решения зависит как построение оптимальной программы воспитания и обучения дошкольников, так и формирование полноценной учебной деятельности учащихся начальных классов.
Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Психологическая готовность ребенка к школьному обучению - это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства.
Психологическая готовность к школьному обучению - это целостное образование, предполагающее достаточно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности. Отставание в развитии одного из компонентов психологической готовности влечет за собой отставание развития других, что определяет своеобразные варианты перехода от дошкольного детства к младшему школьному возрасту.
Особо важное место в формировании новообразований, психических процессов и свойств личности, подготавливающих переход ребенка к следующему возрастному этапу- младшему школьному, занимает игровая деятельность. В ней происходит первичная эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает сознание своего органического места в системе отношений взрослых и потребность быть взрослым. Важную роль в подготовке детей к школе имеет и учебная деятельность. Продуктивные виды деятельности, такие как рисование, конструирование, лепка и другие, активно способствуют эстетическому, нравственному развитию будущего школьника, будят детскую фантазию, мысль. Особое место в психологическом развитии старшего ребенка занимает общение его со взрослыми.
Подготовка детей к школе должна быть всесторонней. Необходимо сформировать систему определенных качеств, которые составляют психологическую готовность к школе.
Основное и решающее значение приобретает квалифицированный индивидуальный отбор: диагностика психологической готовности детей к школьному обучению. Она призвана определить уровень интеллектуального развития, наличие (либо отсутствие) желания к учебе, эмоционально-волевые качества и некоторые другие психологические параметры развития детей.
Основные цели, которым нужно следовать психологу при диагностике готовности к школе:
1. Понимание особенностей
психологического развития
2. Выявление детей, не
готовых к школьному обучению,
с целью проведения с ними
развивающей работы, направленной
на профилактику школьной
3. Распределение будущих
первоклассников по классам в
соответствии с их «зоной
4. Отсрочка на один
год начала обучения детей, не
готовых к школьному обучению
(возможно лишь по отношению
к детям шестилетнего возраста)
По итогам диагностического обследования могут создаваться спецгруппы и классы развития, в которых ребенок сможет подготовиться к началу систематического обучения в школе.
Следует отметить, что не может быть создан единственный тест, измеряющий готовность к школе; разработаны комплексы методик для разных целей. Для ориентировки и выявления детей «группы риска» при массовом обследовании проводится экспресс-диагностика школьной готовности. Индивидуальная, более углубленная диагностика необходима для выработки рекомендаций родителям, составления развивающей программы развития в оставшееся до школы время.
это врожденное или приобретенное в первые годы жизни слабоумие, проявляющееся в недоразвитии всей психики, но главным образом, интеллекта.
Список использованных источников
1. Безруких, М.М., Ефимова, С.П. Знаете ли вы своего ученика? [Текст] / М.М. Безруких, С.П. Ефимова - М.: Академия, 1997, 240 с.
2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - СПб: Питер, 2008. - 400 с.
3. Выготский, Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии [Текст] / Л.С. Выготский // Собр. соч. В 6 т. Т. 4. СПб. - 1999
4. Гуткина, Н.И. Психологическая подготовка детей к школе в группе развития // Активные методы в работе школьного психолога [Текст] / Н.И. Гуткина. - М., 1990, 176 с.
5. Забрамная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. - М.: Просвещение, Владос, 1995. С. 5-18
6. Каменская, В.Г. Детская
психология с элементами
7. Коломинский, Я.Л. Психология детей шестилетнего возраста [Текст]: Уч. пособие / Я.Л. Коломинский. - Минск: Университетское, 1988, 190 с.
8. Коломинский, Я.Л., Панько, Е.А., Игумнов, С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии [Текст]/ Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов. - СПб.: Питер, 2004, 480с
9. Котырло, В.К. Развитие волевого поведения у детей [Текст] / В.К. Котырло. - Киев: «Вища школа», 1981, 390 с.
10. Кравцов, Г.Г., Кравцова, Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе / Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. - М.: Знание, 1987, 87 с.
11. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека [Текст]: учебн. пособ. для студентов / И.Ю.Кулагина, В.Н. Колюцкий. - М.: ТЦ Сфера, 2004, 464 с.
12. Нижегородцева, Н.В., Шадриков, В.Д. Психолого-педагогическая готовность
ребенка к школе [Текст] / Н.В.Нижегородцева, В.Д. Шадриков. - М.: Владос, 2001, 256 с.
13. Никишина В.Б. Практическая
психология в работе с детьми
с задержкой психического
14. Орлова Е.А. Задержка
психического развития и
15. Подъячева И.П. Коррекционно-развивающее обучение детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. - М.: Аспект Пресс, 2001, 341 с.
16. Психология детства [Текст] / Под ред. А.А. Реана - СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003, 350 с.
17. Рабочая книга школьного психолога [Текст] / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Просвещение, 1991, 302 с.
18. Раннее обучение и развитие ребенка [Текст] / Авт. - сост. В.В. Кантан. СПб.: Квинт, Лань, 1998, 201 с.
19. Шаповаленко, И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) [Текст] / И.В. Шаповаленко. - М.: Гардарики, 2004, 349 с.
20. Шванцара, Й. Диагностика психического развития [Текст] / Й. Шванцара. - Прага: Авиценум, 1978, 388 с.
21. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Учпедгиз, 1960, 426 с.
22. Гуцалюк Л.Б. Занятия по подготовке детей к школе // Начальная школа, 1994, №4.С.31-35.
23. Кузьмина Н. В. Педагогическое мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся //Вопросы психологии. 1984 №1. С. 20-26.
Информация о работе Психологическая готовность к школьному обучению