Психологическая характеристика личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2015 в 14:13, доклад

Описание работы

Характеристика личности в психологии охватывает все варианты существенных особенностей, которые проявляются регулярно. Так, например, каждый человек может случайно забыть нужную информацию, но не всем свойственна забывчивость вообще. Единичные ситуации не говорят о наличии черты характера. Характеристика конфликтных личностей будет содержать такие черты, как вспыльчивость и раздражительность, но это не значит, что каждый человек, который способен разозлиться на другого, будет конфликтной личностью.

Файлы: 1 файл

семинар по психологии.doc

— 82.00 Кб (Скачать файл)

Зачастую в дошкольном периоде формирование и проявление врожденных качеств характера заканчивается. С началом школьного периода повышается активность общения детей в определенной социальной группе, которая влияет и на его характер. В начальных и средних классах закрепляются волевые качества, проявляется понятие самовоспитания – ребенок ощущает слабые, по его мнению свойства характера и начинает постепенно их прорабатывать.

В возрасте 7 -10 лет ребенок начинает скрывать некоторые качества своего характера, чтобы либо соответствовать обществу, либо таким образом манипулировать им. В раннем подростковом возрасте человек сталкивается с формированием нравственных и мировоззренческих основ.

В период полового созревание характер человека укрепляется. Гормональные изменения значительно обостряют все черты характера, включая отрицательные. К окончанию школы характер человека не только окончательно складывается, но и полностью приспособлен к жизни.

По мнению психологов, воспитательный процесс фактически не влияет на формирование характера человека, это абсолютно индивидуальный процесс, который в большей степени зависит от воздействия общества.

 

  1. Классификация черт характера.

Первая классификация — по психическим процессам. В этом случае черты характера делят на эмоциональные, волевые и интеллектуальные.

  1. К эмоциональным относятся: эмоциональность, жизнерадостность, впечатлительность, отзывчивость, доброта, жестокость и пр.
  2. К волевым: настойчивость, самостоятельность, неуверенность, решительность, смелость.
  3. К интеллектуальным: любознательность, сообразительность, находчивость, легкомысленность, вдумчивость.

Однако следует отметить, что нередко проявления характера являются комплексными по своей природе и не могут быть однозначно отнесены к разряду волевых, эмоциональных или интеллектуальных процессов (подозрительность, великодушие, щедрость). Кроме того, за пределами данной классификации останется ряд черт характера, определяющие нравственные качества человека. Поэтому, возможно, имеет смысл ввести в данную типологию четвертый тип черт характера — моральные, к которым относятся такие свойства человека, как доброта, отзывчивость, эгоистичность и т. д. (рис. 22.2).

Вторая классификация — по направленности личности. В этом случае выделяют три группы черт характера, которые связаны с:

□ отношением к окружающему миру (принципиальность, беспринципность);

□ отношением к деятельности (добросовестность, лень, трудолюбие, амбициозность);

□ отношением к людям (общительность, чуткость, вежливость, эго изм, альтруизм)

Типология характеров строится на предположении о наличии у людей определенных типических черт — общих" у некоторой группы людей. В этом смысле под типом характера понимается выражение в индивидуальности человека черт, типичных для группы людей с данным характером. Имеющиеся типологии характера исходят из определенных постулатов:

□ характер человека формируется рано в онтогенезе;

□ на протяжении жизни характер мало изменяется;

□ сочетания и комбинации черт характера, относящегося к определенному типу, являются закономерными, а не случайными;

□ людей в соответствии с их характером можно разделить на не сколько групп,

Структура характера во многом соответствует структуре личности. Здесь можно выделить несколько уровней, низшие из которых будут иметь больше биологического, а высшие — больше социального.

Если рассматривать характер с высшего уровня к низшему, то мы обнаружим:

□ убеждения (принципиальность или беспринципность, оптимизм или пессимизм);

□ потребности и интересы (если доминируют духовные потребности, то любознательность и бескорыстие, если материальные — то скупость, зависть);

□ интеллект (гибкость или косность мышления);

□ волю (самостоятельный или зависимый, решительный или нерешительный характер);

□ чувства (раздражительный или спокойный характер);

□ темперамент (общительный — необщительный, уравновешенный — неуравновешенный).

 

  1. Способности и их психологическая характеристика.

Качественная характеристика способностей.

Рассматриваемые со стороны их качественных особенностей, способности выступают как сложный комплекс психологических свойств человека, обеспечивающий успех деятельности, как набор «переменных величин», позволяющий идти к цели разными путями. Покажем это на примере развития и воспитания некоторых видов способностей.

В основе одинаковых или в чем-то сходных достижений при выполнении какой-либо деятельности могут лежать сочетания весьма различных способностей. Это открывает перед нами важную сторону способностей личности: широкие возможности компенсации одних свойств другими, которые человек развивает у себя, трудясь упорно и настойчиво.

Количественная характеристика способностей.

Проблема количественных измерений способностей имеет большую историю в психологии. Еще в конце XIX – начале XX в. ряд психологов (Кеттел, Термен, Спирмен и др.) под влиянием требований, вызванных необходимостью осуществлять профессиональный отбор для массовых специальностей, выступили с предложением выявлять уровень способностей обучающихся. Тем самым предполагалось, что будет установлено ранговое место личности и ее пригодность к той или иной трудовой деятельности, к обучению в высших учебных заведениях, к получению командных постов в производстве, армии и общественной жизни[49].

В качестве способа измерения способностей тогда же стали использоваться тесты умственной одаренности. С их помощью в ряде стран (США, Великобритания и др.) осуществляется определение способностей и производится сортировка учащихся в школах, замещение офицерских постов в армии, руководящих должностей в промышленности и т.д. В Великобритании, например, по результатам тестирования производят зачисление в так называемые грамматические школы, дающие право на поступление в университет.

 

  1. Современные теории личности.

К ним относят:

  1. социодинамическую (теория поведения личности, в которой доминирующее поведение характерно именно внешней ситуации);
  2. интернационисткую (взаимодействие внутренних и внешних факторов);
  3. теория черт (теория типов личности, в основе которой лежит разность отдельных черт различных людей или же личностная целостность).

На сегодняшний день сложно утверждать однозначно, какая теория является наиболее правдивой. Каждая имеет свои преимущества и недостатки. Актуальной в настоящее время является концепция современного итальянского психолога Антонио Менегетти, который сделал выводы о теории личности на основе ранее изложенных знаний на эту тему.

 


Информация о работе Психологическая характеристика личности