Психологическая характеристика познавательной сферы отстающих в учебе детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 05:16, статья

Описание работы

Цель исследования: выявить показатели психологической характеристики познавательной сферой отстающих в учебе детей.

Файлы: 1 файл

статья псих-я.docx

— 23.67 Кб (Скачать файл)

 

УДК: 37.042.2                                                                         

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ОТСТАЮЩИХ В УЧЕБЕ ДЕТЕЙ

 Бардашевская Лилия Петровна ,        

                                        магистрант специальности «Начальное образование»

                          РВУЗ «Крымский инженерно – педагогический университет».

        Анотація. У статті розглядасться психологiчна характеристика пiзнавальноi сфери вiдстающих у навчаннi дiтей.

Ключові слова: пiзнавальна сфера.

Аннотация. В статье рассматриваеся психологическая характеристика познавательной сферы отстающих в учебе детей.

Ключевые слова: познавательная сфера.

Annotation. The paper addresses the psychology characteristic sphere lag behind children in school.

Key word: sphere.

Постановка проблемы. Одним из важных направлений в работе с детьми младшего школьного возраста является развитие их познавательной сферы. Познавательная сфера – сложное образование, обеспечивающее человеку нормальное и полноценное интеллектуальное и эмоциональное существование в мире. Актуальность исследования связана с необходимостью учета и организации в педагогическом процессе системных связей между содержанием познавательной сферы, формируемой у ребенка в ходе его воспитания и обучения, и его самостоятельной инициативной деятельностью. Вопросам познавательного развития младшего школьника уделялось и уделяется достаточно много внимания, как со стороны науки, так и со стороны практических работников. Однако в практической работе сегодня по-прежнему у учителей начальных классов возникает много проблем и вопросов о познавательной сфере отстающих в учебе детей.

Анализ последних  исследований и публикаций. Анализ научной литературы показал, что для решения задач исследования необходимо рассматривать развитие познавательных процессов с нескольких позиций: общепсихологических закономерностей развития интеллекта в младшем школьном возрасте; индивидуальных различий в онтогенезе.

В первом случае можно выделить два аспекта анализа: а) психическое  развитие в филогенетическом и онтогенетическом плане; б) закономерности развития высших психических функций. Первый аспект анализа представлен в работах  Д. Дьюи, Т. Рибо, Ж. Пиаже, М.Я. Басова, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, Н.Н. Ланге, А. Ф. Лазурского, Л.Ф. Обуховой и др., что позволяет рассматривать  процесс развития познавательных процессов школьников с позиций функциональных изменений в младшем школьном возрасте. В этом смысле развитие межфункциональных связей, обеспечивающих развитие адаптивности у ребенка, и является предметом психологопедагогического сопровождения.

Второй аспект основывался  на анализе результатов работ  Б.Г. Ананьева, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Н.Ф. Талызиной  и др.. и позволил нам сделать  вывод о том, что развитие познавательных процессов подразумевает учет специфики  детского возраста, а именно неравномерность  созревания высших психических функций, и индивидуальные варианты онтогенеза: адаптацию и компенсацию.

Следующая позиция анализа  проблемы развития познавательных процессов в школьном возрасте связана с индивидуальными различиями ребенка. Здесь также существует несколько направлений: развитие интегральной индивидуальности, развитие общих способностей, формирование стилевых особенностей деятельности.

В первом направлении представляют интерес работы, касающиеся проблемы развития интегральной индивидуальности (Б.Г. Ананьев, Н.Е. Веракса, В.С. Мерлин, В.Н. Недашковский, Б.М. Теплов, Т.И. Чиркова  и др.).

Второе направление анализа  проблемы развития познавательных процессов у младших школьников связывают с исследованием стилевых особенностей познавательной деятельности, а именно с когнитивным подходом к индивидуальности, с проблемой когнитивных стилей. Стилевой подход к индивидуальности (Дж. Каган, И.Н. Козлова, И.М. Палей, М. Полани, С.А. Стеценко, Р. Стернберг, Г. Уиткин, М.А. Холодная и др.) помогает выявить индивидуальносвоеобразные способы восприятия, переработки и воспроизведения информации о своем окружении.

Третье направление анализа  проблемы развития познавательных процессов  у младшего школьника связано с проблемой развития способностей (А. Бине, В.Н. Дружинин, Н.С. Лейтес, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Л. Терстоуна, В.Д. Шадриков, и др.).

Большой круг вопросов связан с познавательной сферой отстающих  в учебе детей. Вопросов много, вопросы  сложные, ответы на их многие аспекты  требуют специальных исследований.

Таким образом, психологи  и педагоги признают необходимость  выявить показатели психологической  характеристики познавательной сферой отстающих в учебе детей.

Цель исследования: выявить показатели психологической характеристики познавательной сферой отстающих в учебе детей.

Изложение основного  материала. Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

Согласно Л.С. Выготскому, с началом обучения мышление выдвигается  в центр психического развития ребенка  и становится определяющим в системе  других психических функций, которые  под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер. Мышление ребенка находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению, что придает мыслительной деятельности ребенка двойственный характер: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам, однако отвлеченные, формально логические рассуждения детям еще не доступны. Так же с развитием мышления связано возникновение важных новообразований младшего школьного возраста: анализа, внутреннего плана действий, рефлексии. Эти новообразования формируются у младших школьников в процессе учебной деятельности [3].

Согласно Ермолаеву О.Ю., на протяжении младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2,1 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются  навыки переключения и распределения.

По мнению Даниловой Е.Е., в младшем школьном возрасте память, как и все другие психические  процессы, претерпевает существенные изменения. Суть их состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает  черты произвольности, становясь  сознательно регулируемой и опосредованной. Неумение ребенка запоминать сказывается  на его учебной деятельности и  влияет в конечном итоге на отношение  к учебе и школе. В младших  классах, где от ученика требуется  лишь простое воспроизведение небольшого по объему материала, способ “просто  запомнить” позволяет справляться с учебной нагрузкой. Но нередко он остается у школьников единственным на протяжении всего периода обучения в школе. Это связано в первую очередь с тем, что в этом возрасте ребенок не овладел приемами смыслового запоминания, его логическая память осталась недостаточно сформированной.

Таким образом, процесс развития логической памяти у младших школьников должен быть специально организован, поскольку  в подавляющем большинстве дети этого возраста самостоятельно (без специального обучения) не используют приемы смысловой обработки материала и с целью запоминания прибегают к испытанному средству – повторению [2].

Неумение и нежелание  активно мыслить - это отличительные  особенности рассматриваемой группы неуспевающих учащихся, иногда называемых «интеллектуально пассивными» (Л.С. Славина). Психологи рассматривают интеллектуальную пассивность как следствие неправильного воспитания и обучения, когда ребенок не прошел в течение жизни до школы определенный путь умственного развития, не научился необходимым интеллектуальным навыкам и умениям.

Существует 3 фактора, которые  могут вызвать дефекты познавательной деятельности и тем самым влиять на успеваемость учащихся:

1.несформированность приемов учебной деятельности;

2.недостатки развития психических процессов;

3.неадекватное использование  учащимися своих устойчивых индивидуально-психологических  особенностей [4].

Для определения показателей  психологической характеристики познавательной сферой отстающих в учебе детей  младшего школьного возраста нами было проведено экспериментальное исследование. Для определения показателей психологической характеристики познавательной сферой отстающих в учебе младших школьников мы использовали методики: «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах», «Диагностика опосредованной памяти «Слова и выражения»», «Запомни и расставь точки».

Проанализировав полученные результаты работ, мы увидели, что у 8 учеников  уровень развития мышления, памяти, внимания, т.е. познавательной сферы низкий, следовательно, это и будет одной из причин отставания детей в учебе. Таким образом,  в 3 – А классе обучаются 8 отстающих в учебе детей, что составляет 47,04%.

Дальнейшая работа была направлена на коррекцию отстающих в учебе детей:

  1. Составление плана работы с  отстающими детьми.
  2. Проведение индивидуальных бесед с целью организации контроля  и помощи детям, бесед с родителями.
  3. Изучение типичные трудности, возникающие в учебной деятельности, которые приводят к неуспеваемости.
  4. Определение причины этих трудностей.
  5. Определение содержания развивающей работы.
  6. Проведение развивающей работы с детьми.
  7. Использование методик развивающей работы с неуспевающими детьми.

8. Использование коррекционный  комплекс, который предусматривает  ряд учебно-воспитательных мероприятий,  направленных на создание психологической  атмосферы, способствующей зарождению  у детей интереса к занятиям  любого предмета.

Проводя коррекционную работу, уровень развития познавательной сферы  немного увеличивается.

Таким образом, достижение цели нашего исследования позволило сформулировать следующие выводы: у 47,04% детей выявлен низкий уровень познавательной сферы, который способствует отставанию в учебе. Для предотвращения этих показателей необходимо проводить коррекционную работу с отстающими детьми.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. / Л. И. Божович. –  М.: Знание, 1988. – 256 с.

2. Венгер А. Л. Психологические особенности шестилетних детей. / А. Л. Венгер. – М.: Просвещение, 1985. – 287 с.

 

 

3.Выготский Л.С. Психология. / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 108с.

4. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. / Е.Е. Кравцова. – М.: Просвещение, 1991. – 178 с.

5.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – М.: Питер. – 2000. – 323 с.

 


Информация о работе Психологическая характеристика познавательной сферы отстающих в учебе детей