Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 05:16, статья
Цель исследования: выявить показатели психологической характеристики познавательной сферой отстающих в учебе детей.
УДК: 37.042.2
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ ОТСТАЮЩИХ В УЧЕБЕ ДЕТЕЙ
Бардашевская Лилия Петровна ,
РВУЗ «Крымский инженерно – педагогический университет».
Анотація. У статті розглядасться психологiчна характеристика пiзнавальноi сфери вiдстающих у навчаннi дiтей.
Ключові слова: пiзнавальна сфера.
Аннотация. В статье рассматриваеся психологическая характеристика познавательной сферы отстающих в учебе детей.
Ключевые слова: познавательная сфера.
Annotation. The paper addresses the psychology characteristic sphere lag behind children in school.
Key word: sphere.
Постановка проблемы. Одним из важных направлений в работе с детьми младшего школьного возраста является развитие их познавательной сферы. Познавательная сфера – сложное образование, обеспечивающее человеку нормальное и полноценное интеллектуальное и эмоциональное существование в мире. Актуальность исследования связана с необходимостью учета и организации в педагогическом процессе системных связей между содержанием познавательной сферы, формируемой у ребенка в ходе его воспитания и обучения, и его самостоятельной инициативной деятельностью. Вопросам познавательного развития младшего школьника уделялось и уделяется достаточно много внимания, как со стороны науки, так и со стороны практических работников. Однако в практической работе сегодня по-прежнему у учителей начальных классов возникает много проблем и вопросов о познавательной сфере отстающих в учебе детей.
Анализ последних исследований и публикаций. Анализ научной литературы показал, что для решения задач исследования необходимо рассматривать развитие познавательных процессов с нескольких позиций: общепсихологических закономерностей развития интеллекта в младшем школьном возрасте; индивидуальных различий в онтогенезе.
В первом случае можно выделить два аспекта анализа: а) психическое развитие в филогенетическом и онтогенетическом плане; б) закономерности развития высших психических функций. Первый аспект анализа представлен в работах Д. Дьюи, Т. Рибо, Ж. Пиаже, М.Я. Басова, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, Н.Н. Ланге, А. Ф. Лазурского, Л.Ф. Обуховой и др., что позволяет рассматривать процесс развития познавательных процессов школьников с позиций функциональных изменений в младшем школьном возрасте. В этом смысле развитие межфункциональных связей, обеспечивающих развитие адаптивности у ребенка, и является предметом психологопедагогического сопровождения.
Второй аспект основывался на анализе результатов работ Б.Г. Ананьева, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, Н.Ф. Талызиной и др.. и позволил нам сделать вывод о том, что развитие познавательных процессов подразумевает учет специфики детского возраста, а именно неравномерность созревания высших психических функций, и индивидуальные варианты онтогенеза: адаптацию и компенсацию.
Следующая позиция анализа проблемы развития познавательных процессов в школьном возрасте связана с индивидуальными различиями ребенка. Здесь также существует несколько направлений: развитие интегральной индивидуальности, развитие общих способностей, формирование стилевых особенностей деятельности.
В первом направлении представляют интерес работы, касающиеся проблемы развития интегральной индивидуальности (Б.Г. Ананьев, Н.Е. Веракса, В.С. Мерлин, В.Н. Недашковский, Б.М. Теплов, Т.И. Чиркова и др.).
Второе направление анализа проблемы развития познавательных процессов у младших школьников связывают с исследованием стилевых особенностей познавательной деятельности, а именно с когнитивным подходом к индивидуальности, с проблемой когнитивных стилей. Стилевой подход к индивидуальности (Дж. Каган, И.Н. Козлова, И.М. Палей, М. Полани, С.А. Стеценко, Р. Стернберг, Г. Уиткин, М.А. Холодная и др.) помогает выявить индивидуальносвоеобразные способы восприятия, переработки и воспроизведения информации о своем окружении.
Третье направление анализа проблемы развития познавательных процессов у младшего школьника связано с проблемой развития способностей (А. Бине, В.Н. Дружинин, Н.С. Лейтес, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Л. Терстоуна, В.Д. Шадриков, и др.).
Большой круг вопросов связан
с познавательной сферой отстающих
в учебе детей. Вопросов много, вопросы
сложные, ответы на их многие аспекты
требуют специальных
Таким образом, психологи и педагоги признают необходимость выявить показатели психологической характеристики познавательной сферой отстающих в учебе детей.
Цель исследования: выявить показатели психологической характеристики познавательной сферой отстающих в учебе детей.
Изложение основного материала. Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.
Согласно Л.С. Выготскому, с началом обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произвольный характер. Мышление ребенка находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению, что придает мыслительной деятельности ребенка двойственный характер: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам, однако отвлеченные, формально логические рассуждения детям еще не доступны. Так же с развитием мышления связано возникновение важных новообразований младшего школьного возраста: анализа, внутреннего плана действий, рефлексии. Эти новообразования формируются у младших школьников в процессе учебной деятельности [3].
Согласно Ермолаеву О.Ю., на протяжении младшего школьного возраста в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: особенно резко (в 2,1 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения.
По мнению Даниловой Е.Е.,
в младшем школьном возрасте память,
как и все другие психические
процессы, претерпевает существенные
изменения. Суть их состоит в том,
что память ребенка постепенно приобретает
черты произвольности, становясь
сознательно регулируемой и опосредованной.
Неумение ребенка запоминать сказывается
на его учебной деятельности и
влияет в конечном итоге на отношение
к учебе и школе. В младших
классах, где от ученика требуется
лишь простое воспроизведение
Таким образом, процесс развития логической памяти у младших школьников должен быть специально организован, поскольку в подавляющем большинстве дети этого возраста самостоятельно (без специального обучения) не используют приемы смысловой обработки материала и с целью запоминания прибегают к испытанному средству – повторению [2].
Неумение и нежелание
активно мыслить - это отличительные
особенности рассматриваемой
Существует 3 фактора, которые
могут вызвать дефекты
1.несформированность приемов учебной деятельности;
2.недостатки развития психических процессов;
3.неадекватное использование
учащимися своих устойчивых
Для определения показателей психологической характеристики познавательной сферой отстающих в учебе детей младшего школьного возраста нами было проведено экспериментальное исследование. Для определения показателей психологической характеристики познавательной сферой отстающих в учебе младших школьников мы использовали методики: «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходства и различий в объектах», «Диагностика опосредованной памяти «Слова и выражения»», «Запомни и расставь точки».
Проанализировав полученные результаты работ, мы увидели, что у 8 учеников уровень развития мышления, памяти, внимания, т.е. познавательной сферы низкий, следовательно, это и будет одной из причин отставания детей в учебе. Таким образом, в 3 – А классе обучаются 8 отстающих в учебе детей, что составляет 47,04%.
Дальнейшая работа была направлена на коррекцию отстающих в учебе детей:
8. Использование коррекционный
комплекс, который предусматривает
ряд учебно-воспитательных
Проводя коррекционную работу, уровень развития познавательной сферы немного увеличивается.
Таким образом, достижение цели нашего исследования позволило сформулировать следующие выводы: у 47,04% детей выявлен низкий уровень познавательной сферы, который способствует отставанию в учебе. Для предотвращения этих показателей необходимо проводить коррекционную работу с отстающими детьми.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. / Л. И. Божович. – М.: Знание, 1988. – 256 с.
2. Венгер А. Л. Психологические особенности шестилетних детей. / А. Л. Венгер. – М.: Просвещение, 1985. – 287 с.
3.Выготский Л.С. Психология. / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 108с.
4. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. / Е.Е. Кравцова. – М.: Просвещение, 1991. – 178 с.
5.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – М.: Питер. – 2000. – 323 с.
Информация о работе Психологическая характеристика познавательной сферы отстающих в учебе детей