Психологическая характеристика темперамента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2015 в 15:26, контрольная работа

Описание работы

Совокупность обобщенных формально-динамических свойств называется темпераментом (от лат. temperamentum – соотношение частей).
История гласит, что понятие темперамента ввел в научный оборот древнегреческий врач Гиппократ, живший в 4–5 в.в. до н.э. Он же предложил названия типов конституции (телосложения) человека, которое в последствии стали использоваться как современные названия типов темперамента: сангвиник, холерик, флегматик, и меланхолик.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………….3
Глава 1. Психологические теории темперамента…………...................4
Глава 2. Проявления темперамента.....................................................…10
Глава 3. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности…....….16
Заключение ……………………………………………………………….20
Литература ………………………………………………………………..22

Файлы: 1 файл

Общая и экспериментальная психология — копия.docx

— 44.43 Кб (Скачать файл)

В 1722 г. немец Иоганн Христиан Громан попытался дать физиологическое объяснение соответствия между почерком и характером пишущего. Громан утверждал, что может определить по почерку рост, фигуру, голос, цвет глаз и волос и даже румянец щек. Лафатер видит ясную связь между речью, почерком и походкой. Он ввел в это изучение некоторую систематичность. Но все-таки Лафатеру не удалось выработать прочных оснований, непреложных законов новой науки. 

В XIX в. графологией начали интересоваться во Франции. Жорж Санд достигла поразительных результатов: по верности и точности ее определения равнялись определениям Лафатера, если не превосходили их. Одновременно с ней графологией занимался аббат Фландрен. Он первым начинает научным образом систематизировать графологию.

Но творцом графологии считается аббат Мишон (родился в 1806 г., умер в 1881 г.), который строго систематизировал графологию. Метод Мишона стал популярен вследствие его относительной простоты. Он изучал и сравнивал отдельные элементы письма: штрихи, буквы, слова, свободные движения, строки и пр. Его метод предполагал, что наличие одного графологического признака означает одну определенную черту характера, а его отсутствие - противоположную черту.

Крепье-Жамен определил различные элементы почерка, которые сегодня являются основополагающими для Французской школы графологии, и разделил эти элементы на семь категорий: размер, форма, нажим, скорость, направление, расположение и непрерывность. Каждому элементу в почерке Крепье-Жамен приписывал диапазон возможных значений. Он последовательно утверждал, что ценность любого данного признака в отдельности  не установлена и что его значение и интерпретация может измениться в зависимости от других особенностей письма. Эта теория теперь поддержана всем профессиональным графологами.

Приблизительно в то же самое время в Германии Вильям Т. Прайер признал тот факт, что "написанное рукой" является фактически "написанным умом". Он указал, что если автор потерял правую руку и вынужден использовать левую, основные признаки почерка сохраняться, хотя письмо и не будет столь беглым, как было ранее.

Макс Пульвер предложил разделение почерка на три вертикальные зоны и сформулировал "три измерения" - вертикальное движение, горизонтальное движение, и глубину.

Альфред О. Мендель издал книгу "Личность и почерк", которая включает в себя объемное изучение почерка, где автор раскрывает различные аспекты направления нажима в зависимости от особенностей личности писавшего.

В России в 1903 г. был издан труд известного в конце 19-го – начале 20-го века графолога Ильи Федоровича Моргенштерна «Психографология». Он стремился установить и сохранить глубокую психическую связь с теми тончайшими штрихами, которые писали при нем его клиенты. 

Указ о «педологических извращениях» в 1936 г. наложил запрет также на любые психологические исследования почерка. Последний официально известный русский графолог Д. Зуев-Инсаров канул в лету в 1935 г.

Графология, так и не будучи ни официально признанной, ни реабилитированной на бывшем постсоветском пространстве, тем не менее уже в 90-е гг. прошлого века начала завоевывать всё больший интерес исследователей.

В 90-х годах несколько крупных европейских ученых подошли к проверке графологических данных со стороны экспериментальной психопатологии. Были проведены опыты с изменением личности, а в связи с этим, и почерка под влиянием гипнотического внушения. В этих опытах были проверены многие графологические законы, например, избранное для этого лицо приводилось в гипнотическое состояние, и ему последовательно внушалось, что он хитрый, скрытный человек и т.п., и в то же время его заставляли писать под диктовку. Результаты оказались следующие: почерки в каждом случае получались разные и совсем не похожие на почерк данного субъекта в нормальном его положении, соответствующие существующим графологическим признакам.

Эти опыты заставили ученых прийти к заключению, что графология имеет реальное основание и что главных элементах почерка исследуемые рукописи подтверждают установленные графологами признаки.

Графологические признаки письма

И. Моргенштейн в своей работе «Психографология» выделил несколько свойств букв:

1)   Сила.  
Твердые, дрожащие, выдержанные, сильные, слабые, густые, отчетливые, резкие. 
2)   Форма. 

Остроконечные, конусообразные, округленные, треугольные, дугообразные, угловатые, клинообразные, каллиграфические, типографские, квадратные, плоские, архитектурные, разорванные, ровные, пышные, аффектированные, разветвляющиеся, размашистые, грациозные, изящные, замкнутые, сжатые, отдельные, неоконченные, с оборотным нажимом, тонкие. 
3)  Размер. 

Низкие, высокие, длинные, короткие, крупные, мелкие, широкие, узкие. 
4)  Направление. 

Опускающиеся, извилистые, поднимающиеся, кривые, изогнутые, перекрещивающиеся, скачущие, танцующие, быстрые.

5)  Порядок. 

Ясные, ловкие, неровные, аккуратные, беспорядочные, размазанные, положительные, опрокинутые, переплетенные, обрывистые, отчетливые, неоконченные. 
6)  Последовательность. 

Ровные,   скученные,   вытесанные,   свободные и т.д.

Д. Зуев-Инсаров в работе «Почерк и личность» выделяет три основных графологических критерия оценки почерка: гармоничность, геометрическая выдержанность и графологичность письма.

Степень гармоничности письма определяется гармонией в сочетаниях составных элементов письма (рисунки отдельных букв могут казаться иногда в таких почерках и некрасивыми; в них могут наблюдаться неправильности, изломы, но они образуют одно гармоничное целое); степень гармоничности письма определяет собою степень одаренности личности, развитие умственных способностей, присутствие вкуса, степень внутренней культурности человека.

Степень геометрической выдержанности письма определяется: ровностью линий строк и полей, равномерностью интервалов между словами и строками (междустрочным пространством), равномерностью нажима и общей выдержанностью письма.

Степень геометрической выдержанности письма определяет собою степень волевого развития человека, запаса нервно-психической энергии, работоспособности; тут можно говорить об обдуманности (или необдуманности) волевых актов, устойчивости или неустойчивости чувствований, определенности и неизменности отношений как к отдельным явлениям, так и ко всей окружающей жизни, степени общей уравновешенности психических проявлений, способности (или неспособности) к систематическому труду, развитии задерживающих импульсов, состоянии нервной системы. 

Так же Д. Зуев-Инсаров выделил несколько дополнительных критериев, для более детальной оценки подчерка, такие как: нажим почерка, направление строк, наклон, построение связи, штрихообразования, преобладание дуговых или угловых линий в письме, характер фигурации слов и отдельных букв и исследование рисунка подписи. 

Подводя итог вышесказанному, можно с уверенностью утверждать, что графологический анализ личности является прекрасным помощником любому психиатру, психологу.

 

 

Темперамент и индивидуальный стиль деятельности

 

Определенное   сочетание   свойств   темперамента,   проявляющееся    в познавательных процессах, действиях и общении человека, определяет     его индивидуальный стиль деятельности. Он представляет собой  систему  зависящих от темперамента динамических особенностей  деятельности,  которая  содержит приемы работы, типичные для данного человека. 
       Индивидуальный  стиль  деятельности  не  сводится  к  темпераменту, он 
определяется   и   другими   причинами,   включает    умения    и    навыки, 
сформировавшиеся  под  влиянием  жизненного  опыта.   Индивидуальный  

стиль деятельности можно рассматривать как результат приспособления врожденных свойств нервной  системы  и  особенности-организма   человека  к условиям выполняемой деятельности. Это приспособление должно обеспечить  достижение наилучших результатов в деятельности с наименьшими затратами.      

То, что мы,  наблюдая  за  человеком,  воспринимаем  как  признаки  его 
темперамента  (разнообразные  движения,  реакции,  формы  поведения),  часто является отражением не столько темперамента, сколько индивидуального стиля деятельности, особенности которого могут совпадать и расходиться с темпераментом. 
     Ядро индивидуального стиля деятельности определяет комплекс имеющихся у человека свойств нервной системы. Среди тех особенностей, которые  относятся к самому индивидуальному стилю деятельности, можно выделить две группы:

1.  Приобретаемые в опыте и носящие компенсаторный характер по  отношению к недостаткам индивидуальных свойств нервной системы  человека. 

2.  Способствующие  максимальному  использованию  имеющихся  у   человека задатков и способностей, в том числе полезных свойств нервной системы. 
     Под индивидуальным стилем деятельности понимают такую индивидуальную систему приемов и способов действия, которая характерна для данного человека и обеспечивает достижение успешных результатов деятельности.  
      Темперамент накладывает отпечаток на способы поведения и общения, например сангвиник почти всегда инициатор в общении, он чувствует себя в компании незнакомых людей непринужденно, новая необычная ситуация его только возбуждает, а меланхолика, напротив, пугает, смущает, он теряется в новой ситуации, среди новых людей. Флегматик также с трудом сходится с новыми людьми, свои чувства проявляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повода познакомиться с ним. Он склонен любовные отношения начинать с дружбы и, в конце концов, влюбляется, но без молниеносных метаморфоз, поскольку у него замедлен ритм чувств, а устойчивость чувств делает его однолюбом. У холериков, сангвиников, напротив, любовь возникает чаще с взрыва, первого взгляда, но не столь устойчива. 
Продуктивность работы человека тесно связана с особенностями его темперамента. Так, особая подвижность сангвиника может принести дополнительный эффект, если работа требует от него частого перехода от одного рода занятий к другому, оперативности в принятии решений, а однообразие, регламентированность деятельности, приводит его к быстрому утомлению. Флегматики и меланхолики, наоборот, в условиях строгой регламентации и монотонного труда обнаруживают большую продуктивность и сопротивляемость утомлению, чем холерики и сангвиники. 
В поведенческом общении можно и нужно предвидеть особенности реакции лиц с разным типом темперамента и адекватно на них реагировать. 
Подчеркнем, темперамент определяет лишь динамические, но не содержательные характеристики поведения. На основе одного и того же темперамента возможна и «великая» и социально ничтожная личность.  

И. П. Павлов выделил еще три «чисто человеческих типа» высшей нервной деятельности (ВИД): мыслительный, художественный, средний. Представители мыслительного типа (преобладает активность второй сигнальной системы мозга левого полушария) весьма рассудительны, склонны к детальному анализу жизненных явлений, к отвлеченному абстрактно-логическому мышлению. Чувства их отличаются умеренностью, сдержанностью и обычно прорываются наружу, лишь пройдя через фильтр разума. Люди этого типа обычно интересуются математикой, философией, им нравится научная деятельность.

        У людей художественного типа (преобладает активность первой сигнальной системы мозга правого полушария) мышление образное, на него накладывает отпечаток большая эмоциональность, яркость воображения, непосредственность и живость восприятия действительности. Их интересует, прежде всего, искусство, театр, поэзия, музыка, писательское и художественное творчество. Они стремятся к широкому кругу общения, это типичные лирики, а людей мыслительного типа они скептически расценивают как «сухарей». Большинство людей (до 80%) относятся к «золотой середине», среднему типу. В их характере незначительно преобладает рациональное или эмоциональное начало, и это зависит от воспитания с самого раннего детства, от жизненных обстоятельств. 
       Современные исследования подтвердили, что правое и левое полушария имеют специфические функции, и преобладание активности того или иного полушария оказывает существенное влияние на индивидуальные особенности личности человека.

        В реальной жизни человека нередко возникает насущная необходимость проведения психодиагностики не только детей, но и взрослых людей. Поводы для этого могут быть самые различные. 
Все взрослые люди имеют между собой много общего, что необходимо учитывать при проведении их психодиагностики. Они же обладают и некоторыми специфическими качествами, которые проявляются в деятельности и от которых напрямую зависит ее успешность. 
Отбирая методы психодиагностики, мы, прежде всего, учитывали роли, выполняемые взрослыми людьми, всеми студентами учебных заведений. Еще до подробного рассмотрения этих методов целесообразно поставить и обсудить общие вопросы, связанные с психодиагностикой взрослых людей.

 
                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 
     Темперамент представляет собой природную, индивидную, личностную особенность человека, а основанием считать его именно личностным свойством является тот факт, что от темперамента зависят действия и поступки, которые совершает человек.

В структуре темперамента традиционно  выделяют три ведущих компонента, относящиеся к сферам общей активности, моторики и эмоциональности. Наиболее широкое значение имеет первый компонент, 
сущность которого состоит в тенденции личности к самовыражению, эффективному освоению и преобразованию действительности. С ним тесно связан второй - моторный компонент, среди динамических качеств которого выделяют такие, как быстрота, сила, ритм, амплитуда и ряд других признаков мышечного движения (часть из них характеризует и речевую моторику). Проявления мышечной и речевой моторики выступают наиболее наглядно и потому часто служат основанием для суждения о темпераменте того или иного человека. Третий основной компонент темперамента - эмоциональность, она характеризуется особенностями возникновения и протекания разнообразных чувств, переживаний и настроений. Это наиболее сложный компонент темперамента, обладающий собственной разветвленной структурой. Названные компоненты образуют в актах человеческого поведения своеобразное единство побуждения, действия и переживания, выступающее целостным проявлением темперамента. 
      В истории учения о личности можно  выделить три основные системы взглядов на вопрос о факторах, обусловливающих проявления темперамента. 
Древнейшими являются гуморальные теории, связывающие темперамент со свойствами тех или иных жидких сред организма. Наиболее ярко эту группу теорий представляла классификация, основанная на учении Гиппократа.  Большое влияние на формирование современных теорий личности и ее индивидуальных особенностей оказала теория темперамента, выдвинутая   
Э. Кречмером. Анализируя совокупности морфологических признаков, Кречмер выделяет на основе выделенных им критериев основные конституциональные типы телосложения и делает попытку определить темперамент именно через эти типы морфологической конституции. К морфологическим теориям темперамента относится и концепция американского психолога У.Шелдона, который, как и Кречмер, отстаивает представление о телесной обусловленности разноообразных черт личности. 
      В отечественной психологии трактовка  темперамента традиционно опирается на учение И.П.Павлова о типологических свойствах нервной системы: силу, уравновешенность и подвижность процессов возбуждения и торможения.

Информация о работе Психологическая характеристика темперамента