Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 20:23, контрольная работа
3. Психологическая культура и психологическое здоровье.
13. Общая характеристика психологической культуры специалиста.
Вариант №3.
3. Психологическая культура и психологическое здоровье.
13. Общая характеристика
психологической культуры
3. Психологическая культура и психологическое здоровье.
Рассмотрим связь психологическ
Социокультурные факторы могут оказать и искажающие влияние на постановку диагноза. На объяснение причин и особенностей возникновения психических нарушений влияют национальные, религиозные традиции и установки, мифология, фольклор, распространенные эпические произведения. Существуют этнические психозы, в основе которых - механизм самовнушения, связанный с бытующим в данном этносе мифом. Так, у китайцев юго-восточной Азии (чаще у мужчин) встречается синдром Коро: резкое нарастание страха, ведущее к панике, в связи с ощущением, что половые органы как бы втягиваются в брюшную полость, полное же втягивание ведет к смерти. Такие субъективные ощущения - следствие определенных убеждений, рожденных культурой: если в организме нарушено равновесие между Ян и Инь - Инь больше Ян, то это отрицательно влияет на мужские особенности тела.
Отношение к психическим болезням связано с традициями психиатрии, влиянием на психиатрию всех других наук о человеке. Например, в китайской психиатрии до недавнего времени были распространены трактовки психических болезней как имеющих органическую или физиологическую природу. Это обусловлено влиянием традиционных представлений о психофизиологической природе человека как основывающейся на взаимодействии потоков энергии внутри организма. Состояние потоков энергии и особенности их взаимодействия с энергией внешнего мира определяют психическое здоровье или нездоровье. При этом социально-психологические причины заболеваний, например депрессии, недооценивались. Менее глубокие психические расстройства (неврозы, ситуативные и острые реактивные состояния) также культурально обусловлены. Так, обследование жителей пяти азиатских стран (Индонезия, Китай, Таиланд, Тайвань, Япония) выявило значимые различия в характере проявления отдельных симптомов (тревожность, раздражительность, депрессивность, страхи, головные боли, боли в груди и др.) для одних и тех же психических расстройств.
Отсутствие соответствующей психологической культуры может быть причиной того, что люди не осознают связи между испытываемым стрессом и ощущаемым соматическим расстройством. Представители западной культуры сильнее, чем восточной, склонны драматизировать свои личные и семейные проблемы, что в некоторой степени создает более благоприятную почву для психосоматических расстройств.
На любую психотерапевтическую
и психологическую помощь, потребность
в которой может испытывать человек,
оказывает большое и
В культуре каждого этноса есть определенные действа, выполняющие психопрофилактические функции. Многие праздничные ритуалы имеют психопрофилактическое и психогигиеническое значение. Средства массовой информации модифицируют психологическую культуру, как личности, так и этноса, например, дополняя ее научными представлениями. Актуальное состояние психологической культуры характеризуется не только соотношением научных и обыденных представлений о психике, но и многими специальными факторами, состоянием общества в целом. Предпочитаемый тип психотерапевтического и психогигиенического воздействия находится в тесной связи с уровнем социальной организации общности.
Так, психологическая культура Беларуси недавнего времени могла характеризоваться, в частности, распространившимся в последнее время эстрадным целительством: теле- и радиосеансы психотерапии, встречами массовой аудитории с экстрасенсами, магами, колдунами и прочими лицами, использующими суггестивные методы. Широкое распространение различных магических действий и манипуляций, экзотических воздействий и процедур было вызвано не только социально-политической напряженностью в обществе (без сомнения усиливающей стрессовые изменения психики у многих людей), но и низкой культурой использования услуг квалифицированных специалистов. В известной мере, спрос на такого рода услуги тормозится и ограниченным предложением. Удельный вес специалистов в области психологического консультирования, психокоррекции, психотерапии в РБ очень невысок, по сравнению с высокоразвитыми странами.
Развитую систему взглядов на психологическую культуру сохранения здоровья содержат астрологические учения, предписывающие нормы, ценности и конкретные правила, которых должен придерживаться человек в поведении, деятельности, самосовершенствовании. В них далеко не все достаточно убедительно, есть значительные различия в подходах, противоречия между отдельными школами, но, тем не менее, среди прочих астрологическое направление выделяется наибольшей целостностью и стройностью взглядов, что неудивительно, если учитывать возраст этих учений.
Преобразование
13. Общая характеристика
психологической культуры
В последние годы четко
осознан тот факт, что реформирование высшей школы в нашей стране -
настоятельная необходимость, так как
долгое время чрезмерное увеличение профессиональной
подготовки шло в ущерб общему духовному
и культурному развитию личности. Гуманизация
и гуманитаризация образования предполагает
переход от технологически-
Опыт собственной работы, анализ результатов деятельности других педагогов, а также результаты проведенной диагностики показывают, что студенты начальных курсов педагогического вуза практически не знакомы с психологией и испытывают значительные трудности при изучении вузовского психологического курса. Т.Ф. Ковалевич отмечает, что специфика высшего образования состоит в том, что в вузе изучаются не основы наук, а сама наука в развитии, осуществляется приобщение к научным исследовательским методам. При всей сложности курса психологии его освоение в данных условиях начинается практически с «нулевого» уровня знаний. Поэтому вместе с развитием психологической компетентности необходимым становится формирование у студентов потребности в получении научных психологических знаний и необходимого уровня психологической грамотности .
Автор в то же время отмечает несостоятельность сложившейся системы высшего образования, которая, по ее мнению, вступила в противоречие с общей ситуацией развития психологической культуры личности студента, обусловленной единством и преемственностью таких важных категорий, как «культура», «образованность», «компетентность». Содержательная сторона вузовского образования реально в значительной степени ориентирует студента на способы передачи готовых научных знаний по предмету. Основные механизмы приобщения студентов к культуре остаются не задейственными в полной мере, входят в противоречие с традиционными способами организации образовательной деятельности, где отсутствует необходимость самостоятельного поиска, прогнозирования результатов, не требуется самопознание, самооценка уровней развития индивидуальной культуры.
К.М. Романов также считает, что в психологии до сих пор не разработана удовлетворяющая всех специалистов целостная концепция психологической подготовки студентов. Преподаватели соответствующих вузов испытывают огромные трудности и допускают много серьезных ошибок при формулировании целей, задач и выборе методов психологической подготовки. Традиционные подходы к решению данной проблемы ориентированы на формирование знаний, умений и навыков. Они действительно необходимы будущему специалисту, но далеко не достаточны для постановки и эффективного решения возможных психологических задач.
Исследования К.М. Романова
показывают, что наиболее распространенными
методическими формами
В тоже время, К.М. Романов отмечает, что специалист, работающий с людьми должен уметь решать профессиональные задачи, такие как:
1. Понимание психологического
содержания различных
2. Распознавание психологических
характеристик человека в
3. Прогнозирование возможных
способов поведения участников
образовательного процесса в
контексте тех или иных
4. Прогнозирование собственного поведения и внутреннего состояния в контексте конкретных жизненных ситуаций.
5. Прогнозирование вероятного
направления психического
6. Проектирование целесообразных
и разумных способов психолого-
Для решения названных задач специалист должен иметь высокий уровень развития психологической культуры, как особого личностного образования, которое обеспечивает успешную работу с людьми. Ее формирование и составляет цель психологической подготовки специалистов.
Информация о работе Психологическая культура и психологическое здоровье