Психологическая культура и психологическое здоровье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июля 2013 в 20:23, контрольная работа

Описание работы

3. Психологическая культура и психологическое здоровье.
13. Общая характеристика психологической культуры специалиста.

Файлы: 1 файл

Контрольная эт. и псих. культ..doc

— 43.50 Кб (Скачать файл)

Вариант №3.

  3. Психологическая культура и психологическое здоровье.

13. Общая характеристика  психологической культуры специалиста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Психологическая культура  и психологическое здоровье.

Рассмотрим связь психологической культуры с психическим здоровьем. В каждой психологической культуре общности людей видное место занимают формы и методы укрепления психического здоровья. Социокультурные факторы влияют на определение вида расстройства и оценку его глубины. Различные психологические и психиатрические симптомы получают разную степень одобрения социумом.

Социокультурные факторы  могут оказать и искажающие влияние  на постановку диагноза. На объяснение причин и особенностей возникновения  психических нарушений влияют национальные, религиозные традиции и установки, мифология, фольклор, распространенные эпические произведения. Существуют этнические психозы, в основе которых - механизм самовнушения, связанный с бытующим в данном этносе мифом. Так, у китайцев юго-восточной Азии (чаще у мужчин) встречается синдром Коро: резкое нарастание страха, ведущее к панике, в связи с ощущением, что половые органы как бы втягиваются в брюшную полость, полное же втягивание ведет к смерти. Такие субъективные ощущения - следствие определенных убеждений, рожденных культурой: если в организме нарушено равновесие между Ян и Инь - Инь больше Ян, то это отрицательно влияет на мужские особенности тела.

Отношение к психическим  болезням связано с традициями психиатрии, влиянием на психиатрию всех других наук о человеке. Например, в китайской психиатрии до недавнего времени были распространены трактовки психических болезней как имеющих органическую или физиологическую природу. Это обусловлено влиянием традиционных представлений о психофизиологической природе человека как основывающейся на взаимодействии потоков энергии внутри организма. Состояние потоков энергии и особенности их взаимодействия с энергией внешнего мира определяют психическое здоровье или нездоровье. При этом социально-психологические причины заболеваний, например депрессии, недооценивались. Менее глубокие психические расстройства (неврозы, ситуативные и острые реактивные состояния) также культурально обусловлены. Так, обследование жителей пяти азиатских стран (Индонезия, Китай, Таиланд, Тайвань, Япония) выявило значимые различия в характере проявления отдельных симптомов (тревожность, раздражительность, депрессивность, страхи, головные боли, боли в груди и др.) для одних и тех же психических расстройств.

Отсутствие соответствующей  психологической культуры может быть причиной того, что люди не осознают связи между испытываемым стрессом и ощущаемым соматическим расстройством. Представители западной культуры сильнее, чем восточной, склонны драматизировать свои личные и семейные проблемы, что в некоторой степени создает более благоприятную почву для психосоматических расстройств.

На любую психотерапевтическую и психологическую помощь, потребность  в которой может испытывать человек, оказывает большое и многообразное  влияние культурная среда. Определенные направления психологической помощи можно рассматривать как процесс преодоления рассогласования между индивидом и требованиями культуры, в которую индивид погружен.

В культуре каждого этноса есть определенные действа, выполняющие  психопрофилактические функции. Многие праздничные ритуалы имеют психопрофилактическое и психогигиеническое значение. Средства массовой информации модифицируют психологическую культуру, как личности, так и этноса, например, дополняя ее научными представлениями. Актуальное состояние психологической культуры характеризуется не только соотношением научных и обыденных представлений о психике, но и многими специальными факторами, состоянием общества в целом. Предпочитаемый тип психотерапевтического и психогигиенического воздействия находится в тесной связи с уровнем социальной организации общности.

Так, психологическая  культура Беларуси недавнего времени  могла характеризоваться, в частности, распространившимся в последнее  время эстрадным целительством: теле- и радиосеансы психотерапии, встречами массовой аудитории с экстрасенсами, магами, колдунами и прочими лицами, использующими суггестивные методы. Широкое распространение различных магических действий и манипуляций, экзотических воздействий и процедур было вызвано не только социально-политической напряженностью в обществе (без сомнения усиливающей стрессовые изменения психики у многих людей), но и низкой культурой использования услуг квалифицированных специалистов. В известной мере, спрос на такого рода услуги тормозится и ограниченным предложением. Удельный вес специалистов в области психологического консультирования, психокоррекции, психотерапии в РБ очень невысок, по сравнению с высокоразвитыми странами.

Развитую систему взглядов на психологическую культуру сохранения здоровья содержат астрологические учения, предписывающие нормы, ценности и конкретные правила, которых должен придерживаться человек в поведении, деятельности, самосовершенствовании. В них далеко не все достаточно убедительно, есть значительные различия в подходах, противоречия между отдельными школами, но, тем не менее, среди прочих астрологическое направление выделяется наибольшей целостностью и стройностью взглядов, что неудивительно, если учитывать возраст этих учений.

Преобразование психологической  культуры в широком временном масштабе характеризуется увеличением количества психогигиенических и психокоррекционных воздействий, осуществляемых индивидуально, отходом от коллективных форм вхождения в состояния релаксации, в измененные состояния сознания и состояния, приводящие к оздоровительным изменениям в психике. Технология психологического воздействия становится все более независимой от религиозных.

 

 

 

 

 

 

 

13. Общая характеристика  психологической культуры специалиста.

В последние годы четко  осознан тот факт, что реформирование высшей школы в нашей стране - настоятельная необходимость, так как долгое время чрезмерное увеличение профессиональной подготовки шло в ущерб общему духовному и культурному развитию личности. Гуманизация и гуманитаризация образования предполагает переход от технологически-технократической модели образования к образованию культурно «нагруженному» и культурно детерминированному. Новая гуманистическая методология образования ставит в центр образовательного процесса человека, его духовное развитие, систему общечеловеческих ценностей культурных ориентиров, решает задачи формирования культуры личности через приобщение человека к общей культуре и психологической в частности. Таким образом, ситуация развития современной высшей образовательной школы определяет особое место проблеме формирования психологической культуры у студентов.

Опыт собственной работы, анализ результатов деятельности других педагогов, а также результаты проведенной  диагностики показывают, что студенты начальных курсов педагогического  вуза практически не знакомы с психологией и испытывают значительные трудности при изучении вузовского психологического курса. Т.Ф. Ковалевич отмечает, что специфика высшего образования состоит в том, что в вузе изучаются не основы наук, а сама наука в развитии, осуществляется приобщение к научным исследовательским методам. При всей сложности курса психологии его освоение в данных условиях начинается практически с «нулевого» уровня знаний. Поэтому вместе с развитием психологической компетентности необходимым становится формирование у студентов потребности в получении научных психологических знаний и необходимого уровня психологической грамотности .

Автор в то же время  отмечает несостоятельность сложившейся  системы высшего образования, которая, по ее мнению, вступила в противоречие с общей ситуацией развития психологической культуры личности студента, обусловленной единством и преемственностью таких важных категорий, как «культура», «образованность», «компетентность». Содержательная сторона вузовского образования реально в значительной степени ориентирует студента на способы передачи готовых научных знаний по предмету. Основные механизмы приобщения студентов к культуре остаются не задейственными в полной мере, входят в противоречие с традиционными способами организации образовательной деятельности, где отсутствует необходимость самостоятельного поиска, прогнозирования результатов, не требуется самопознание, самооценка уровней развития индивидуальной культуры.

К.М. Романов также  считает, что в психологии до сих  пор не разработана удовлетворяющая всех специалистов целостная концепция психологической подготовки студентов. Преподаватели соответствующих вузов испытывают огромные трудности и допускают много серьезных ошибок при формулировании целей, задач и выборе методов психологической подготовки. Традиционные подходы к решению данной проблемы ориентированы на формирование знаний, умений и навыков. Они действительно необходимы будущему специалисту, но далеко не достаточны для постановки и эффективного решения возможных психологических задач.

Исследования К.М. Романова показывают, что наиболее распространенными  методическими формами преподавания психологии являются лекция, семинарские  и лабораторные занятия, не позволяющие  в полной мере формировать научные  знания. Существующие у студентов психологические понятия представляются не научными, а житейскими, не реально действующими, а формальными, не обобщенными и абстрактными, а узкими по содержанию и излишне привязанными к конкретной ситуации. Это проявляется в том, что они не способны выделять соответствующие психические явления в условиях реальной практики, то есть оказываются психологически незрячими.

В тоже время, К.М. Романов  отмечает, что специалист, работающий с людьми должен уметь решать профессиональные задачи, такие как:

1. Понимание психологического  содержания различных жизненных  и профессионально-педагогических  ситуаций, действий, поступков и  других внешних проявлений окружающих  людей (учеников, их родителей,  коллег) как субъектов, как личностей  и как индивидуальностей.

2. Распознавание психологических  характеристик человека в условиях  конкретных жизненных ситуаций.

3. Прогнозирование возможных  способов поведения участников  образовательного процесса в  контексте тех или иных жизненных  и педагогических ситуаций.

4. Прогнозирование собственного поведения и внутреннего состояния в контексте конкретных жизненных ситуаций.

5. Прогнозирование вероятного  направления психического развития  детей в контексте всевозможных  условий обучения и воспитания: семейных, школьных, общекультурных, социально-экономических и т. д.

6. Проектирование целесообразных  и разумных способов психолого-педагогического  воздействия (способов обращения  с учениками и другими участниками  образовательно-воспитательного процесса) в контексте соответствующих  жизненных и профессиональных ситуаций.

Для решения названных  задач специалист должен иметь высокий  уровень развития психологической  культуры, как особого личностного  образования, которое обеспечивает успешную работу с людьми. Ее формирование и составляет цель психологической подготовки специалистов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Психологическая культура и психологическое здоровье